Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 года Дело N А05-10855/2006-18

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июня 2007 года Дело N А05-10855/2006-18

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.

14.06.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2007 года Дело N А05-10855/2006-18

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Корпусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 (судья Чалбышева И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 (судьи Осокина Н.Н., Маганова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А05-10855/2006-18,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 15.06.2006 N 11-06/672.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 решение суда от 28.11.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что при разрешении спора о том, к какой категории относятся те или иные транспортные средства для целей обложения транспортным налогом, суды неправомерно руководствовались положениями Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Общество не согласно с подтверждением судами законности позиции налогового органа об отнесении к грузовым автомобилям при расчете налоговой базы по транспортному налогу тех транспортных средств, которые налогоплательщик расценил как "другие самоходные транспортные средства".

Открытое акционерное общество "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Обществом в марте 2006 года декларации по транспортному налогу за 2005 год налоговая инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком в нарушение положений статьи 1 Закона Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" ставки налога по ряду транспортных средств - автокранов на базе грузовых автомобилей МАЗ, ЗИЛ; машин дорожных комбинированных; автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КДМ. Общество отнесло перечисленные транспортные средства к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" и применило налоговую ставку по транспортному налогу в размере 18 руб. По мнению налогового органа, эти транспортные средства относятся к категории "грузовые автомобили", а потому должны облагаться транспортным налогом по ставкам, установленным для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы).

В результате выявленного нарушения налоговая инспекция пересчитала сумму транспортного налога, подлежащего уплате за 2005 год.

Решением налогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672, принятым по результатам проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год, в виде взыскания 11734 руб. штрафа. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 81119 руб. транспортного налога и 3426,33 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении требования. Суды исследовали представленные в материалы дела документы и пришли к выводу, что спорные транспортные средства (автокраны на базе грузовых автомобилей МАЗ, ЗИЛ; машины дорожные комбинированные, машины уборочные универсальные, переоборудованные специализированные машины) по своим техническим характеристикам относятся к грузовым автомобилям и зарегистрированы Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Котласского ГОВД, следовательно, подлежат налогообложению по ставкам, установленным для грузовых автомобилей.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 11 НК РФ, институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализ содержания нормы пункта 1 статьи 358 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели). Кроме того, законодатель различает понятия "автомобиль" и "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

Введение различий между названными категориями транспортных средств согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2004 N 451-О, согласно которой для исчисления транспортного налога имеют значение физические свойства транспортного средства, обусловливающие соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования, в частности мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.

Из пункта 1 статьи 358 НК РФ следует, что объектом обложения транспортным налогом признаются перечисленные в нем транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортных средств установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В соответствии с названным документом органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, определение категорий транспортных средств относится к компетенции вышеуказанных регистрирующих органов.

Судами первой и апелляционной инстанций по результатам исследования представленных сторонами доказательств установлено, что имеющиеся на балансе Общества спорные транспортные средства зарегистрированы в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Котласского ГОВД.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В пункте 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" указано, что при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Следовательно, тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.

Согласно пункту 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 30.06.1997 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 388 и Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195, транспортные средства категории "С" - это автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.

В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно названному положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности. Например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.

Из представленных Обществом в материалы дела паспортов спорных транспортных средств следует, что они отнесены к транспортным средствам категории "С", наименование транспортных средств - автокран, специализированная, грузовая, самосвал, автомобиль-фургон, машина дорожная комбинированная, машина уборочная.

Кроме того, Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.

Кассационная инстанция считает, что при решении вопроса о принадлежности спорных транспортных средств к определенной категории транспортных средств, поименованных в статье 361 НК РФ, суды, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, с учетом позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47 и от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21, сделали правильный вывод о том, что эти транспортные средства относятся к грузовым автомобилям.

В пункте 1 статьи 34.2 НК РФ указано, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 и от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47 разъяснило, что предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Названная Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.

Минфином России обращено внимание на то, что Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 395, не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Это делает возможным использование Общероссийского классификатора основных фондов для целей, предусмотренных названной главой Налогового кодекса Российской Федерации, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При этом в силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств.

Ставки транспортного налога в Архангельской области установлены Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 1 названного Закона ставка транспортного налога определена:

для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 13 руб. 40 коп., свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 27 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно - 39 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно - 42 руб., свыше 250 л.с. - 48 руб.;

для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу - 18 руб.

Подтверждение судами факта необоснованного отнесения Обществом спорных транспортных средств к категории "других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу" означает неправомерное применение налогоплательщиком налоговой ставки 18 руб. при исчислении транспортного налога за 2005 год.

Следовательно, суды правомерно отказали Обществу в признании недействительным решения налогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672 о доначислении налогоплательщику 81119 руб. транспортного налога за 2005 год и начислении 3426,33 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

В то же время кассационная инстанция считает, что при проверке законности привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год, в виде взыскания 11734 руб. штрафа, суды необоснованно не применили норму подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Общество ссылается на то, что заполняло декларацию в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению" и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359.

Как указано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов).

Поскольку Общество заполняло налоговую декларацию по транспортному налогу, руководствуясь приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отказа Обществу в признании недействительным решения налогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год в виде взыскания 11734 руб. штрафа.

В этой части судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба Общества - удовлетворению.

Принимая во внимание частичное удовлетворение требований Общества и руководствуясь статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в пользу Общества 500 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 по делу N А05-10855/2006-18 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.06.2006 N 11-06/672 о привлечении открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год в виде взыскания 11734 руб. штрафа.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.06.2006 N 11-06/672 в этой части.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" 500 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КОРПУСОВА О.А.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

13
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Региональные налоги и сборы - удалить
  • 01.02.2011   Предусмотренный для налогового органа в НК РФ совокупный срок на обращение в суд с иском о взыскании недоимки, начинает исчисляться с даты уплата налога, установленной законом субъекта федерации.
  • 19.09.2007   Общество правомерно не учитывало стоимость имущества, передаваемого по договорам лизинга, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2004 году и первом полугодии 2005 года
  • 03.09.2007   Непостановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения недвижимого имущества была вызвана не противоправными действиями (бездействием) налогоплательщика, а обусловлена неисполнением налоговым органом своих обязанностей в сфере налоговых отношений.

Вся судебная практика по этой теме »

Транспортный налог
  • 26.10.2016  

    Суды пришли к обоснованным выводам о том, что принадлежащие обществу водные транспортные средства подлежат классификации в целях налогообложения как несамоходные транспортные средства, в отношении которых определена валовая вместимость, и что налоговая база в отношении данных транспортных средств определяется на основании подп. 2 п. 1 ст. 259 НК РФ, как валовая вместимость в регистровых тоннах. Оснований для определения нало

  • 01.06.2016   Федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке н
  • 17.01.2016  

    По делу об отмене постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.


Вся судебная практика по этой теме »