Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 21 июля 2009 г. по делу N А65-5908/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 21 июля 2009 г. по делу N А65-5908/2008

Наличие одних и тех же лиц на руководящих должностях организаций-контрагентов; нахождение всех организаций- контрагентов по одному адресу; формальность трудовых отношений работников и созданных организаций, а также фактическое исполнение работниками организаций трудовых обязанностей в обществе; ограниченность среднесписочной численности рабочих мест у каждого контрагента для возможности применения особого налогового режима; отсутствие специализированной деятельности и иной деловой активности организаций подтверждают вывод о применении налоговой схемы

19.08.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2009 г. по делу N А65-5908/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации и специального транспорта-НК" (г. Нижнекамск Республики Татарстан)

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008

по делу N А65-5908/2008

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации и специального транспорта-НК" (г. Нижнекамск Республики Татарстан) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (г. Нижнекамск Республики Татарстан) о признании незаконным решения налогового органа от 19.03.2008 N 1/15,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации и специального транспорта-НК" (далее - ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, налоговый орган) о признании незаконным решения налогового органа от 19.03.2008 N 1/15, которым, в том числе, налогоплательщику доначислен единый социальный налог (далее - ЕСН) в сумме 6 727 204 руб., начислены соответствующие суммы пени и штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2008 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость в сумме 53 353 руб., начисления пени и налоговых санкций, приходящихся на указанную сумму налога, уменьшения убытков за 2005 - 2006 гг. на 393 219 руб. 53 коп., начисления ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК" штрафа за неисчисление, неудержание и неуплату в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 2517 руб. 20 коп. В удовлетворении заявления общества в остальной части было отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 данное судебное решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2008 указанные судебные акты отменены в части отказа в признании недействительным решения налогового органа. В оспоренной части требования удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения.

23 июня 2009 года Федеральным арбитражным судом Поволжского округа было удовлетворено заявление Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан о пересмотре названного постановления суда кассационной инстанции от 23.12.2008 по вновь открывшимся обстоятельствам, кассационная жалоба общества назначена к рассмотрению.

В кассационной жалобе налогоплательщик просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении его требований, о принятии нового решения о полном удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей налогового органа, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Из приобщенных к делу материалов усматривается, что оспоренное решение принято налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки соблюдения налогоплательщиком требований налогового законодательства за период с 08.06.2004 по 31.12.2006.

Данным решением налогоплательщику, в том числе, был доначислен ЕСН в сумме 6 727 204 руб., начислены соответствующие суммы пени и штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Основанием для указанных начислений налоговым органом названо неправомерное уменьшение обществом подлежащего уплате налога посредством заключения с обществами с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1", "Автоколонна N 2", "Автоколонна N 3", "Автоколонна N 4" (далее - ООО "Автоколонна N 1", "Автоколонна N 2", "Автоколонна N 3", "Автоколонна N 4") договоров на предоставление обществу работников. При этом по мнению налогового органа, фактически работники состояли в трудовых отношениях с ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК", а взаимоотношения общества с перечисленными организациями были направлены лишь на получение необоснованной налоговой выгоды.

Правомерно признавая решение налогового органа в изложенной части обоснованным, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались нормами НК РФ с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом арбитражные суды исходили из анализа исследованных доказательств и установленных судами обстоятельств.

Отменяя данные судебные акты в описанной части и удовлетворяя заявленные требования, суд кассационной инстанции также руководствовался статьями 236, 237, 252 - 255, 260 - 264, НК РФ, а также правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ЕСН. Никакой иной деятельности с другими, кроме заявителя, организациями указанные контрагенты не осуществляли.

Договоры (N 19 - 22) заявителя с названными обществами были заключены 01.07.2004. Контрагенты принимали на себя обязанность предоставить обществу (заявителю) работников для осуществления различных трудовых обязанностей.

Установлено и подтверждено материалами дела, что работники всех вышеупомянутых организаций работали в одной организации - ООО "Управление механизации и специального транспорта". Перевод работников от одного работодателя к другому носил формальный характер, поскольку трудовые функции, фактическое место осуществления трудовой деятельности, должностные обязанности, условия труда, размер заработной платы не изменялись.

Основным видом деятельности перечисленных контрагентов заявителя являлся наем рабочей силы и персонала. Именно оплата за наем рабочей силы указывалась в платежных документах при расчетах общества с контрагентами в качестве основания.

Однако трудовые договоры с работниками, впоследствии предоставляемыми заявителю, заключались с его контрагентами. Формально являясь работниками ООО "Автоколонна N 1", "Автоколонна N 2", "Автоколонна N 3", "Автоколонна N 4", эти работники фактически исполняли свои трудовые обязанности на предоставленных им заявителем рабочих местах.

Общество вело контроль за деятельностью этих работников, вело табель учета рабочего времени, начисляло заработную плату, согласовывало приказы о поощрениях и наказаниях, утверждало авансовые отчеты по командировкам. Поощрительные выплаты производились только за счет средств заявителя. Якобы предоставленные контрагентами работники подчинялись правилам трудового распорядка заявителя, выполняли установленные обществом нормы труда, требования по охране труда и обеспечению его безопасности. Таким образом, отношения между работниками и обществом носили характер трудовых отношений, несмотря на то, что формально трудовые договоры были заключены между этими работниками и контрагентами заявителя. Данный вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствует положениям статей 15, 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации и установленным судами совокупности и взаимосвязи доказательств и обстоятельств по делу.

Формальное соответствие заключенных обществом и его контрагентами договоров N 19 - 22 требованиям гражданского законодательства недостаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Необходимо, чтобы перечисленные документы отвечали критерию достоверности, полноты и непротиворечивости, а действия налогоплательщика - критерию экономической целесообразности. При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В данном случае имеет место формальное соответствие договоров требованиям закона при отсутствии в действиях общества и его контрагентов намерений создать правовые последствия, обычные для договоров данного вида. Более того, указанные сделки не были направлены на получение экономического эффекта в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку сама по себе экономия на налоге не отвечает критериям деловой цели.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ЕСН с выплат в пользу физических лиц, якобы являющихся работниками ООО "Автоколонна N 1", "Автоколонна N 2", "Автоколонна N 3", "Автоколонна N 4", должна быть возложена на ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК" как на работодателя, соответствует исследованным доказательствам и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Объектом налогообложения для организаций в силу пункта 1 статьи 236 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, определенными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Установленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля и в судебных заседаниях обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае имеет место создание условий для целенаправленного уклонения от уплаты ЕСН.

Наличие одних и тех же лиц на руководящих должностях организаций-контрагентов; нахождение всех организаций- контрагентов по одному адресу; формальность трудовых отношений работников и созданных организаций, а также фактическое исполнение работниками организаций трудовых обязанностей в обществе; ограниченность среднесписочной численности рабочих мест у каждого контрагента для возможности применения особого налогового режима; отсутствие специализированной деятельности и иной деловой активности организаций подтверждают данный вывод.

Соответствующее экономическое обоснование, из которого следовало бы, что налоговая выгода не является исключительным мотивом применения договоров аутсорсинга при такого рода деятельности заявителя, в рамках настоящего дела не усматривается.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснил: под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Деятельность общества, связанная с заключением с организациями, специально созданными и применяющими упрощенную систему налогообложения, договоров найма персонала, который, находясь в трудовых отношениях с организациями, фактически выполняет свои трудовые обязанности в обществе, квалифицируется как направленная на получение необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы по единому социальному налогу.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе общества, приводились в ходе судебного разбирательства и являлись предметом судебной оценки судов как первой, так и апелляционной инстанций. Кассационная жалоба фактически направлена на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, сделанных судами предыдущих инстанций выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

Правовых оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А65-5908/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

ЕСН (Единый социальный налог)
  • 16.11.2011   Если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
  • 07.02.2011   Единовременные выплаты работникам к отпуску не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не соответствуют признакам пункта 1 статьи 255 НК РФ и не должны уменьшать базу налога на прибыль и облагаться ЕСН
  • 07.02.2011   Предметом договора аренды с экипажем является, в том числе передача в пользование вещи - транспортного средства. Следовательно, исходя из прямого указания законодателя, выплаты, производимые в рамках такого договора, не являются объектом обложения ЕСН

Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 21.04.2024  

    На основании заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога по УСН налоговым органом была возвращена часть денежных средств, в части остальной истребованной налогоплательщиком суммы налоговым органом были приняты оспариваемые решения о зачете.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности - не были направлены налогоплательщ

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу


Вся судебная практика по этой теме »