Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. по делу N А55-10094/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. по делу N А55-10094/2008

Управляющая компания может определять выручку за коммунальные услуги по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года, а не исходя из фактически потребленных населением услуг

09.04.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. по делу N А55-10094/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск,

на решение от 16.09.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 12.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

по делу N А55-10094/2008

по заявлению открытого акционерного общества "Жилищная управляющая компания", г. Новокуйбышевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск, о признании незаконными решений,

установил:

открытое акционерное общество "Жилищная управляющая компания" (далее - общество, налогоплательщик, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом его уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 06.06.2008 N 861 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 06.06.2008 N 860 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее НДС).

Решением суда первой инстанции от 16.09.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2008, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанными по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятых с нарушением норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества за декабрь 2007 года принято решение от 06.06.2008 N 861 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбор) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или неправомерных действий (бездействия) с взысканием штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС в сумме 532 080 рублей.

Указанным решением налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить недоимку по НДС в сумме 2 660 398 руб., а также пени в соответствующей части.

Кроме того, налоговым органом принято решение N 860 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 1 588 004 рубля.

Основанием НДС и отказа в возмещении указанного налога послужил вывод налогового органа о том, что общество, заключив с собственниками (нанимателями) квартир договоры на предоставление коммунальных услуг и оказание услуг по организации надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, совершает предусмотренные договором действия, т.е. оказывает услуги именно в том периоде, когда электрическая и тепловая энергия, вода, газ и другие коммунальные услуги фактически потребляются населением.

По мнению налогового органа, заявитель должен был исчислить налоговую базу по НДС именно исходя из показателей фактической реализации услуг населению оказанных в декабре 2007 года.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с положениями Устава общества предметом его деятельности является управление эксплуатацией жилищного фонда и нежилых помещений в целях расширения рынка товаров и услуг, а также извлечения прибыли.

В целях реализации своих уставных задач управляющая компания, в частности, организует работу по эксплуатации принятого от собственника в управление имущества, вступает в договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг, теплоснабжающими организациями на покупку ресурсов для предоставления гражданам коммунальных услуг, обеспечивает благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг гражданам.

Судами также установлено, что в целях оказания потребителям услуг по тепло-энерго-водоснабжению и иных жилищно-коммунальных услуг управляющая компания заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных ресурсов, а также с организациями, оказывающими жилищно-организационные услуги. Согласно этим договорам управляющей компанией приобретаются коммунальные ресурсы и услуги для обеспечения ими потребителей.

Оплата приобретенных коммунальных ресурсов (включая НДС) осуществлялась управляющей компанией за счет средств, поступивших от населения, и бюджетных дотаций, что не оспаривается налоговым органом.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ по предоставлению управляющей организацией потребителям коммунальных услуг являются объектом налогообложения по НДС.

Пунктом 2 статьи 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах. По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 154 Кодекса, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, без включения в них налога.

Следовательно, исчисление НДС осуществляется налогоплательщиками на основании статей 153, 154, 166, 171, 172 Кодекса, регламентирующих порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), порядок исчисления НДС и порядок применения налоговых вычетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общество оказывает коммунальные услуги населению по ценам (тарифам), установленным или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

В силу пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что организации, реализующие населению указанные товары (работы, услуги), учитывают выручку за эти товары (работы, услуги) по государственным регулируемым тарифам.

Судами сделан правильный вывод о том, что при исчислении налога управляющая компания обоснованно учитывала нормы Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, содержание которых позволяет сделать вывод о том, что, применительно к рассматриваемому случаю, выручка определяется по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года.

Как верно указано судами, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений в применении налоговых вычетов организациями, реализующими товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающими в связи с этим дотации, в случае оплаты услуг поставщиков коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также за счет средств, собранных с населения.

Судами установлено, что общество применило налоговые вычеты с учетом специфики деятельности, состоящей в том, что расходы на оплату коммунальных ресурсов для предоставления услуг по отоплению многоквартирных домов возникают у управляющей компании не только в течение отопительного сезона. То есть для оказания этих услуг на надлежащем уровне общество в течение всего года производило услуги по надлежащему содержанию тепловых сетей, их ремонту, проверке и т.д., что требовало соответствующих затрат.

Судебные инстанции обоснованно отклонили утверждение налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком порядка исчисления налоговой базы по НДС.

В декабре 2007 года налогоплательщику поставщиком ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" оказаны услуги по предоставлению теплоэнергии (отопление и горячее водоснабжение) по счетам-фактурам: N 723006776/2055520 от 13.12.2007 на сумму 60 831 274,93 руб., в т.ч. НДС - 9 279 347,02 руб., N 723006554/2005420 от 31.12.2007 на сумму 5 157,68 руб., в т.ч. НДС - 786,76 руб.

Всего фактически оказано услуг на сумму 60 836 432,61 руб., НДС - 9 280 133,78 руб., налоговая база - 51 556 298,83 руб. Налогоплательщиком включено в налоговую базу отопление и горячее водоснабжение населению по счету-фактуре N 0001275 от 28.12.2007 на сумму 32 985 794,97 руб., в т.ч. НДС - 5 031 731,43 руб., налоговая база - 27 954 063,54 руб.

Кроме того, в обоснование своего решения налоговый орган приводит довод, что поскольку приобретенные у поставщиков в декабре 2007 года теплоэнергетические ресурсы в виде коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению полностью отгружены потребителям (населению) в том же налоговом периоде, то начисление налоговой базы за этот период следует произвести в полном объеме фактически потребленных услуг. При этом под отпуском населению услуги по отоплению понимается только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Отклоняя указанный довод, судами правомерно учтено, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Судами обоснованно указано на то обстоятельство, что деятельность управляющей компании по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону и консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства и т.п.

В связи с этим суды пришли к правильному выводу, что налогоплательщик управляющая компания не занимается реализацией населению теплоресурсов, как таковых, и потребители оплачивают управляющей компании не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом. То есть деятельность управляющей компании не исчерпывается получением теплоресурсов от теплоснабжающей организации и перепродажей их потребителям.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно не приняли ссылку налогового органа на положения статьи 39 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При этом в силу пункта 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Судебными инстанциями верно отмечено, что налоговый орган, сравнивая суммовые показатели объемов приобретенных и переданных по присоединенной сети в целях отопления и горячего водоснабжения теплоресурсов, фактически переквалифицировал деятельность управляющей компании по оказанию услуг отопления и горячего водоснабжения в деятельность по передаче на возмездной основе права собственности на единицы измерения теплоносителя, то есть по перепродаже ресурсов, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.

НДС возникает в том налоговом периоде, когда товары (работы, услуги) отпущены потребителям, имея в виду под отпуском населению услуги по отоплению только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха в пределах отопительного сезона.

Признавая данный довод налогового органа ошибочным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что с учетом Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и норм пункта 1 статьи 167 НК РФ общество правомерно определяло выручку от оказанных услуг по 1/12 за месяц равномерно в течение года, поскольку услуга по отоплению оказывается в течение года.

Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований и признании незаконным оспариваемого решения инспекции о доначисления спорной суммы НДС соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы кассационной жалобы, поскольку они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции и апелляционного суда, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и при правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 16.09.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 12.12.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-10094/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Порядок признания доходов и расходов
  • 16.07.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль и штраф в связи с необоснованным занижением обществом налоговой базы по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы, полученные обществом-банкротом при реализации имущества, признаются доходами от реализации и подлежат учету в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль на дату реализации такого имуще

  • 05.06.2023  

    Решением начислены налог на прибыль организаций, налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранной организации, пени в связи с завышением расходов при закупке товаров иностранного производства.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом подтверждено создание налогоплательщиком формального документооборота с участием "технических" компаний, не ведущих реальной экон

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, пени и штраф, установив факт необоснованного отнесения им в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, затрат по приобретению реализованных земельных участков.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в случае реализации сформированной налогоплательщиком доли в уставном капитале, в


Вся судебная практика по этой теме »

ЖКХ
  • 29.04.2009   Субсидиии на возмещение убытков, возникающих в связи с применением регулируемых цен, не включаются в налоговую базу по УСН
  • 05.04.2009   Налоговая база по НДС должна определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. Довод инспекции, что получаемая дотация покрывает все расходы с учетом начисления налога на добавленную стоимость, отклонен судами
  • 15.03.2009   Полученные Предприятием из бюджета на возмещение убытков по жилищно-коммунальным услугам, подлежат включению в налогооблагаемую базу для целей исчисления налога на прибыль. Сумма недофинансирования из бюджета не является расходом налогоплательщика, поскольку не отвечает признакам расходов, указанным в ст.252 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »