Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 февраля 2009 г. по делу N А39-2492/2008
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 февраля 2009 г. по делу N А39-2492/2008
Субсидиии на возмещение убытков, возникающих в связи с применением регулируемых цен, не включаются в налоговую базу по УСН
29.04.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2009 г. по делу N А39-2492/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Устимкиной С.Ю. (доверенность от 26.01.2009),
от заинтересованного лица: Логинова Ю.Ю. (доверенность от 12.01.2009),
Куляшовой Н.В. (доверенность от 29.01.2009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.09.2008,
принятое судьей Ситниковой В.И.,
по делу N А39-2492/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Ельниковское автотранспортное предприятие"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
о признании недействительным решения от 25.04.2008 N 9
и
установил:
открытое акционерное общество "Ельниковское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Ельниковское АТП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление, налоговый орган) от 25.04.2008 N 9.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
По его мнению, денежные средства в сумме 1 374 000 рублей получены Обществом из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам и должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Вывод суда о недоказанности налоговым органом получения в 2004 году дохода в сумме 1 780 510 рублей необоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя, считает принятый судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица свои позиции поддержали.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Управление провело повторную выездную налоговую проверку ОАО "Ельниковское АТП" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, результаты которой оформило актом от 06.02.2008, и установило неуплату Обществом единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 114 797 рублей, налога на прибыль в сумме 74 097 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 375 358 рублей 90 копеек, налога на имущество организаций в сумме 61 871 рубля, единого социального налога в сумме 86 255 рублей вследствие неправомерного применения упрощенной системы налогообложения, так как доход налогоплательщика в проверяемый период превысил 15 000 000 рублей. Налоговый орган пришел к выводам о том, что денежные средства в сумме 1 374 000 рублей получены из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а 1 780 510 рублей являются прочим доходом налогоплательщика, поэтому указанные суммы должны признаваться доходом Общества и учитываться в налоговой базе в период применения упрощенной системы налогообложения, что влечет переход Общества на общую систему налогообложения, следовательно, налогоплательщик обязан был в 2004 году уплачивать налоги по общеустановленной системе налогообложения.
По результатам проверки Управление вынесло решение от 25.04.2008 N 9 об отказе в привлечении к ответственности, в котором предложило ОАО "Ельниковское АТП" перечислить в бюджет единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 114 797 рублей, налог на прибыль в сумме 740 097 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 375 358 рублей 90 копеек, налог на имущество организаций в сумме 61 871 рубля, единый социальный налог в сумме 253 919 рублей и 643 726 рублей пеней по этим налогам.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался пунктом 6 статьи 3, пунктом 3 статьи 11, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 38, статьями 41 и 42, пунктом 6 статьи 108, пунктом 2 статьи 251, статьями 346.13, 346.15, 346.19, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что налоговый орган неправомерно при определении налоговой базы для исчисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в состав доходов включил денежные средства в сумме 1 074 000 рублей, поступившие из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам. Доход налогоплательщика в 2004 году не превысил 15 000 000 рублей, в связи с чем последний в этот период обоснованно применял упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 3 статьи 346.12 Кодекса установлен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В пункте 4 статьи 346.13 Кодекса предусмотрено, что, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 000 000 рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 000 000 рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Согласно статье 346.14 Кодекса объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса (статья 346.15 Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Как установлено судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных доказательств, субсидии, выделенные ОАО "Ельниковское АТП" в четвертом квартале 2004 года по приказу Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Мордовия от 01.12.004 N 86а в сумме 1 074 000 рублей являлись компенсацией убытков налогоплательщика в связи с предоставлением льгот населению, установленных законодательством.
Бюджетные средства были выделены Обществу как целевое финансирование на возмещение убытков, возникающих в связи с применением регулируемых цен на транспортные услуги, по предметной подстатье 130130 - субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг), экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Указанные субсидии, направленные налогоплательщиком в строгом соответствии с назначением денежных средств, отвечают критериям использования целевых бюджетных средств, не подлежащих учету в составе доходов при определении налоговой базы согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса.
Следовательно, ОАО "Ельниковское АТП" правомерно не включало названные дотации в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Денежные средства в размере 1 780 510 рублей, включенные налогоплательщиком в состав доходов налогоплательщика за 2004 год, как прочие доходы, правомерно не приняты судом первой инстанции в связи с отсутствием отражения указанного факта в оспариваемом решении налогового органа и непредставлением Инспекцией доказательств источника получения доходов в указанной сумме.
Доход Общества для исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2004 год установлен судом в размере 13 356 883 рублей.
Налоговым органом вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан факт получения налогоплательщиком в проверяемом периоде дохода в размере, превышающем 15 миллионов рублей.
Доводы заявителя, направленные на переоценку доказательств, установленных судом, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, поскольку выходят за пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия сделал правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налогов по общеустановленной системе налогообложения и соответствующих сумм пеней, в связи с чем правомерно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Мордовия правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктов 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на налоговый орган.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.09.2008 по делу N А39-2492/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  ЖКХ  
- 23.04.2024 У предпринимателей истекает срок сдачи декларации по УСН
- 17.04.2024 Недвижимость купили при УСН‑6%: как учесть расходы после перехода на УСН‑15%
- 11.04.2024 Подача уведомлений об исчисленных авансах по УСН закончится через 2 недели
- 10.04.2009 Бойтесь ТСЖ, налог или сбор устанавливающего
- 19.02.2024 Варианты перехода с УСН на другую систему налогообложения в середине года
- 19.02.2024 Алгоритм расчета предельного размера выручки для применения УСН
- 16.02.2024 Переход с УСН на ФСБУ 6/2020
- 21.04.2024
На основании
заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога по УСН налоговым органом была возвращена часть денежных средств, в части остальной истребованной налогоплательщиком суммы налоговым органом были приняты оспариваемые решения о зачете.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку была нарушена процедура бесспорного взыскания задолженности - не были направлены налогоплательщ
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 31.03.2024
- 09.04.2009 Управляющая компания может определять выручку за коммунальные услуги по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года, а не исходя из фактически потребленных населением услуг
- 05.04.2009 Налоговая база по НДС должна определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. Довод инспекции, что получаемая дотация покрывает все расходы с учетом начисления налога на добавленную стоимость, отклонен судами
- 15.03.2009 Полученные Предприятием из бюджета на возмещение убытков по жилищно-коммунальным услугам, подлежат включению в налогооблагаемую базу для целей исчисления налога на прибыль. Сумма недофинансирования из бюджета не является расходом налогоплательщика, поскольку не отвечает признакам расходов, указанным в ст.252 НК РФ
- 15.04.2024 Письмо Минфина России от 29.01.2024 г. № 03-11-11/6929
- 04.04.2024 Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 26.01.2024 г. № 03-04-05/6417
Комментарии