
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2009 г. по делу N А56-10900/2009
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2009 г. по делу N А56-10900/2009
Положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинской техники именно в комплекте (полном или ином)
08.11.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2009 г. по делу N А56-10900/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от Пулковской таможни Самсоновой Е.Э. (доверенность от 11.01.2009 N 19-18/34), рассмотрев 06.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2009 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-10900/2009,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мостофф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании требования Пулковской таможни (далее - таможня) от 18.02.2009 N 37 об уплате таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2009, заявление общества удовлетворено, оспариваемое требование таможни признано недействительным.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты полностью и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на обстоятельства дела и неправильное применение (истолкование) судами норм материального права - положений статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы считает, что поскольку в данном случае установлен ввоз обществом медицинской техники не в полном составе (состав предусмотрен регистрационным удостоверением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2002 N 2002/110), а также отсутствует соответствующее заключение Федеральной таможенной службы (ФТС), льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - налог, НДС) не может быть предоставлена. В связи с этим таможенный орган указывает на правомерность и обоснованность оспариваемого обществом требования.
В подтверждение своей позиции податель жалобы приводит разъяснения, изложенные в письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.06.2003 N 01-06/22880 "О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации".
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно внешнеэкономическому контракту от 04.12.2008 N L-282/08 заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации и предъявил к таможенному оформлению товар - прикроватный монитор модели BSM-2301К с принадлежностями, оформив его по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10221010/161208/0038895. Код товара по классификации ОК 005-93 - 94 4180; код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) относится к товарной позиции 9018 ТН ВЭД. При таможенном оформлении товара решением Пулковского таможенного поста заявителю предоставлена льгота по уплате НДС.
По результатам ведомственного контроля таможня признала незаконным предоставление льготы по НДС, начислила обществу налог в сумме 1 540 743 руб. 08 коп. и 42 729 руб. 94 коп. пеней и направила требование от 18.02.2009 N 37 об уплате таможенных платежей (том дела I; листы 16 - 17).
Как установлено таможенным органом в ходе контрольных мероприятий, прикроватный монитор модели BSM-2301К прошел регистрацию в Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ), а также нормативно предусмотренные испытания и сертификацию.
В соответствии с регистрационным удостоверением Минздрава РФ от 11.03.2002 N 2002/110 прикроватный монитор модели BSM-2301К зарегистрирован в Российской Федерации как изделие медицинской техники в составе, который поименован на 4 листах приложения к указанному удостоверению (том дела I; листы 92 - 96).
Вместе с тем согласно сведениям, указанным в рассматриваемой ГТД, приложении N 1 к контракту от 04.12.2008 N L-282/08 и инвойсе от 10.12.2008 N 082, на таможенную территорию Российской Федерации ввезены не все поименованные в удостоверении товары (комплектующие), что и послужило основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы.
Не согласившись с законностью требования таможни, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций удовлетворили заявление общества, установив отсутствие правовых и фактических оснований для направления оспариваемого требования.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Как разъяснено в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2002 N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ввезенная заявителем медицинская продукция относится к группе 94 4100 названного классификатора - "Приборы для функциональной диагностики измерительные" (том дела I; листы 32 - 36). Документальные сведения, указанные в представленном обществом сертификате соответствия, не опровергнуты таможенным органом.
По настоящему делу таможенный орган обосновывает отказ в предоставлении льготы по НДС письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.06.2003 N 01-06/22880 "О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации", а также письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения". В последнем письме указано, что в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему) может быть указан состав, комплект изделия и (или) принадлежности к нему. При указании в регистрационном удостоверении терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
Суды правомерно признали ошибочной такую позицию таможни и со ссылкой на положения пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 4 НК РФ исходили из недопустимости установления соответствующими письмами дополнительных условий предоставления льготы по уплате НДС, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В то же время приведенные положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинской техники именно в комплекте (полном или ином).
В связи с этим суды правомерно отклонили и довод таможни о заключении Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС от 27.01.2009 N 05-17/3212 "О применении льгот по уплате НДС" (том дела I, лист 46).
Более того, суды приняли во внимание и то, что указанное письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития связано с новым порядком регистрации соответствующих изделий, не относящимся к 2002 году (моменту регистрации рассматриваемого изделия Минздравом РФ).
Суды обоснованно признали, что в данном случае ввоз обществом в Российскую Федерацию только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники). Доказательств иного таможней не представлено.
Таможенный орган не доказал юридически значимые обстоятельства для направления обществу оспариваемого требования (статья 350 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А56-10900/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Темы: НДС  Таможня. Таможенные платежи и пошлины  
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 03.04.2025 Между Литвой и Россией не действует соглашение о таможенном сотрудничестве
- 20.08.2024 Экспорт товаров за пределы ЕАЭС: ряд продукции выведен из-под действия пошлин
- 07.06.2024 В «Полюсе» уверены, что отмена экспортной пошлины на золото даст возможность получить выгоду
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 26.03.2024 Вводят новые правила расчета утильсбора для машин из ЕАЭС
- 02.10.2015 В ГК РФ прямо укажут, что долги по таможенным платежам списывают со счета в третью очередь
- 19.06.2014 Могут сократить количество документов, подаваемых при включении лиц в таможенные реестры
- 01.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, указав на сознательное искажение обществом фактов хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, путем создания формального документооборота с контрагентами с целью завышения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку содержащиеся в представленных обществом для получения налоговой выгоды докумен
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по договорам поставки нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты в отсутствие основных средств и производственных мощностей имеют признаки технических компаний, расчеты по сделкам не проводились, осуществление поставок не доказано, основания для списания горюче-
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате формального заключения с взаимозависимыми организациями сделок по поставке товаров и приобретению недвижимого имущества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций первичными документами не подтверждена, создание формального документооборота направлено на получение необоснованной налоговой выг
- 26.06.2025
Оспариваемые решения
мотивированы тем, что обществом были представлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе задекларированных по спорным декларациям на товары.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сумма НДС, начисленная на сумму роялти, является частью платежей, подлежащих уплате в пользу правообладателя, и подлежит включению в структуру таможенной стоим
- 09.12.2023
По результатам
камеральной таможенной проверки оформлен акт, в котором таможня пришла к выводу о неправомерном применении декларантом в отношении части товара пониженной ставки НДС, что повлекло занижение размера подлежащих уплате платежей.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорный товар не является товаром, предназначенным исключительно для детей.
Дополнительно: прекращено производ
- 04.11.2023
Таможенный орган
произвел корректировку заявленной стоимости товара, указывая на ее неподтвержденность, что повлекло дополнительное начисление платежей, с оплатой которых общество не согласно.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество обосновало определение таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами, а таможенный орган без достаточных к тому оснований скорректировал ее по шес
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 07.02.2024 Письмо Минфина России от 15.05.2020 г. № 27-01-13/39615
- 03.10.2023 Письмо Минфина России от 17.08.2022 г. № 27-01-21/80226
- 02.10.2023 Письмо Минфина России от 25.05.2023 г. № 27-01-21/47986
Комментарии