
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 июня 2008 г. N Ф03-А59/08-2/2069
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 июня 2008 г. N Ф03-А59/08-2/2069
Необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции недействительным
14.07.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. N Ф03-А59/08-2/2069
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области
на решение от 19.11.2007, постановление от 05.03.2008
по делу N А59-3491/07-С15
Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизинг-Сервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинг-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.09.2007 N 15-07/2269.
Решением суда от 19.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2008, заявление удовлетворено. Суд признал решение инспекции недействительным, так как при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки в отношении общества налоговым органом допущено нарушение существенных условий их рассмотрения, что противоречит требованиям налогового законодательства и позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.206 N 267-О.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, является необоснованным вывод суда о том, что уведомление о приглашении общества для рассмотрения материалов проверки не может быть признано надлежащим, так как у общества имелась возможность отложить рассмотрение материалов проверки, путем направления ходатайства.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании участия не принимала.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на прибыль за 2005 год, представленной обществом 16.04.2007, по результатам которой составлен акт от 24.07.2007 N 15-07/1245. В акте зафиксирован факт нарушения обществом срока представления налоговой декларации. Решением от 11.09.2007 N 15-07/2269 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление в установленный законом о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на прибыль в виде взыскания штрафа в размере 743 986,40 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, принятого в его отсутствие, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
В соответствии со статьями 23, 80 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что налоговую декларацию по налогу на прибыль общество подало с нарушением установленного срока подачи декларации, вследствие чего налоговым органом правомерно установлен факт совершения налогового правонарушения.
Однако суды удовлетворили требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа в связи с нарушением инспекцией существенных условий процедуры привлечения общества к налоговой ответственности. При этом суды правомерно исходили из положений статей 88, 101 НК РФ, которые в целях защиты прав налогоплательщика при проведении мероприятий налогового контроля содержат положения, обязательные для исполнения налоговым органом, и гарантирующие права хозяйствующего субъекта, подвергшегося налоговой проверке, принимать участие как в проведении самой проверки, так и в рассмотрении материалов налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции недействительным.
При разрешении спора судом установлено, что уведомлением от 08.08.2007 N 15-07/33132 инспекция направила акт проверки от 24.07.2007 N 15-07/1245 и пригласила общество участвовать в рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки, назначенном на 06.09.2007 на 14-20 по адресу нахождения инспекции: г.Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105-А, каб. 202.
Согласно реестру почтовых отправлений указанное уведомление направлено в адрес общества (г.Москва, ул. Высокая, д. 3) и его представительство в г.Южно-Сахалинске (пр.Мира, д. 5, офис 40) - 13.08.2007. По месту нахождения юридического лица уведомление налогового органа выдано курьеру - 05.09.2007, по месту нахождения представительства, уведомление получено не было.
Оценив данное уведомление, суды обеих инстанций не признали надлежащим извещение налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, поскольку, с учетом разницы во времени, налогоплательщику стало известно о факте проведенной камеральной налоговой проверки, а также о составлении акта проверки, уже после рассмотрения налоговым органом материалов проверки.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам, пришли к обоснованному выводу о нарушении налоговым органом процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, в связи с чем правомерно признали решение инспекции недействительным как несоответствующее налоговому законодательству.
Не может быть принята во внимание ссылка на пункт 4 статьи 101.4 НК РФ, поскольку данная норма регулирует порядок вручения акта при обнаружении факта, свидетельствующего о налоговом правонарушении.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, так как не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Учитывая, что государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 руб., а при ее подаче инспекцией уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.11.2007, постановление апелляционной инстанции от 05.03.2008 по делу N А59-3491/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Справку выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 17.09.2012 Жалоба на решение ИФНС: порядок и сроки ее подачи
- 14.04.2011 Иностранный гражданин был лишен возможности рассмотреть материалы проверки
- 12.08.2008 Дополнительные мероприятия как повод для визита в инспекцию
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 05.07.2022 Как доказать, что у предприятия нет долгов?
- 20.05.2011 Как правильно составить письменный запрос в налоговую
- 11.06.2008 Суд отменит решение налоговиков, если они не уведомили о рассмотрении материалов проверки
- 01.06.2025
Определением, вынесенным
по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику отказано в принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия этого решения, поскольку тот факт, что непринятие названной меры повлечет лишение налогоплательщика возможности осуществления своей деятельности и причинение ему значительного - 21.05.2025
В ходе
проведения выездной налоговой проверки установлено неправомерное применение заявителем налоговых вычетов по НДС, а также необоснованность расходов по налогу на прибыль. По результатам проверки принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом до
- 18.05.2025
Налогоплательщик ссылался
на то, что проверка налоговым органом проводится в период действия запрета на проведение налогового контроля, в том числе на проведение выездных налоговых проверок, в отношении аккредитованных в сфере информационных технологий организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в период принятия налоговым органом оспариваемого решения налогоплательщик не обладал ст
- 11.02.2024
О признании
незаконным отказа налогового органа в перерасчете земельного налога без применения повышающего коэффициента, обязании провести перерасчет земельного налога.Итог: дело в части направлено на новое рассмотрение, поскольку суды, не установив, какую долю занимают объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на спорных земельных участках, применили пониженную налоговую ставку в
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой базы по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные налогоплательщиком на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, оспариваемое решение не
- 11.08.2015
Вышестоящий налоговый орган не
восстановил пропущенный срок на подачу жалобы общества и не принял ее к рассмотрению, следовательно, как правильно указали суды, налогоплательщиком не соблюдена процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, что препятствуют последующему оспариванию этого решения в суде.
- 11.02.2025 Письмо ФНС России от 04.02.2025 г. № ЕА-2-26/1316@
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 18.11.2024 Письмо Минфина России от 09.09.2024 г. № 02-02-07/85724
Комментарии