Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как доказать, что у предприятия нет долгов?

Как доказать, что у предприятия нет долгов?

Несоблюдение налоговым органом требований оформления документов, на основании которых налогоплательщиком производится уплата налога, недопустимо

05.07.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

Предприятие получило из налоговой инспекции письмо-сообщение (не требование), в котором указывается на задолженность перед бюджетом по налогам, пени, а также рекомендовано произвести оплату по вышеизложенным налогам в кратчайшие сроки. Предприятие не согласно с этими данными, так как налоги уплачивает своевременно и в полном объеме.

Каковы действия предприятия в данной ситуации? Какие документы можно запросить у налоговой инспекции? Как доказать, что у предприятия нет долгов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Несоблюдение налоговым органом требований оформления документов, на основании которых налогоплательщиком производится уплата налога, недопустимо.

При этом в целях установления фактических налоговых обязательств, в частности для подтверждения отсутствия недоимки, организация вправе провести совместную сверку расчетов с налоговым органом по соответствующим налогам и сборам. При наличии расхождений с данными налогового органа организация представляет соответствующие пояснения с приложением копий подтверждающих документов.

Обоснование позиции:

По смыслу ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных НК РФ оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. При этом требование об уплате налога направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки, под которой в силу п. 1 ст.11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, требование направляется налогоплательщику только при наличии у него задолженности, которая может образоваться в результате:

- фактической неуплаты суммы налога, страховых взносов (авансового платежа), указанной налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете) или в налоговом уведомлении (которое формирует налоговый орган);

- доначисления налогоплательщику сумм налога, страховых взносов (авансовых платежей), подлежащих уплате, по результатам проведения налоговой проверки (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

При этом деятельность органов государственной власти осуществляется в рамках установленной процедуры, с соблюдением определенного порядка и формы.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены НК РФ на иной федеральный орган исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, является ФНС России, к полномочиям которой отнесено утверждение формы требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 1, подпункт 5.9.2 пункта 5).

Официальные документы - это документы, принятые органами государственной власти Российской Федерации, другими государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и опубликованные ими или от их имени (ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" утверждена форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), которая приведена в приложении N 2. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 14.09.2020, регистрационный номер 59814, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14.09.2020.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13 апреля 2005 г. N А11-1100/2004-К2-Е-5375 отмечено, что императивной нормой ст. 69 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогового органа по оформлению требования об уплате налога. Несоблюдение налоговым органом требований оформления документов, на основании которых налогоплательщиком производится уплата налога, недопустимо.

В свою очередь, подпунктом 11 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Исходя из изложенного, в рассматриваемой ситуации существуют основания для того, чтобы не исполнять письмо-сообщение об уплате налогов, пеней.

Специального порядка взаимодействия с налоговым органом в случае несогласия налогоплательщика с содержанием сообщения о задолженности перед бюджетом и необходимости уплаты налога по указанному сообщению НК РФ не предусматривает.

Полагаем, что организация в данном случае имеет право уведомить вынесший такое сообщение налоговый орган об отсутствии недоимки в свободной (желательно письменной) форме с приложением подтверждающих данные обстоятельства документов (их копий).

При этом для того, чтобы окончательно разобраться в реальном состоянии расчетов с бюджетом, рекомендуем организации осуществить совместную с налоговым органом сверку расчетов по налогу на прибыль (подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ, смотрите также Энциклопедию решений. Порядок сверки расчетов с налоговым органом по инициативе налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента), так как документом, подтверждающим, что сумма недоимки (задолженности) является урегулированной, служит акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (постановление Семнадцатого ААС от 02.12.2016 N 17АП-18083/16). Форма акта утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

При проведении сверки расчетов по налогам необходимо руководствоваться Временным порядком проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок) (письмо ФНС РФ от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990). Порядок передачи налогоплательщику акта сверки в электронном виде по каналам ТКС утвержден приказом ФНС РФ от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.

Рекомендуемая форма заявления о предоставлении акта совместной сверки на бумажном носителе направлена письмом ФНС России от 28.10.2020 N АБ-4-19/17644@. Это заявление может быть подано налогоплательщиком (п. 3 Временного порядка):

1) лично на приеме в налоговом органе;

2) через МФЦ;

3) почтовым отправлением;

4) в электронной форме:

- по каналам ТКС (заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью);

- через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (заявление должно быть подписано усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписью).

Максимальный период сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году сверки расчетов (п. 5 Временного порядка).

В случае отсутствия в заявлении периода, за который сверяются расчеты, сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года по состоянию на дату регистрации заявления (п. 9 Временного порядка).

При наличии расхождений с данными налогового органа организация представляет соответствующие пояснения с приложением копий подтверждающих документов. При получении ответа налогоплательщика по разделу 1 акта сверки расчетов о согласовании с разногласиями (расхождениями) должностное лицо осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов.

Подписав акт сверки, налогоплательщик соглашается с данными налогового органа, что доказывает наличие и размер имеющейся у него недоимки (задолженности).

При этом отметим, что справка о состоянии расчетов налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп.пп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 НК РФ) не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия недоимки, если налогоплательщик не согласен с отраженными в ней сведениями (постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12).

Указанная справка формируется по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России, в частности карточки расчетов с бюджетом (РСБ) (приказы ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@, от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@), что является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 16507/04).

Кроме того, следует учитывать, что налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 1 ст. 22 НК РФ).

Так, согласно пункту 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.

Соответственно, организация в рассматриваемой ситуации вправе обжаловать полученное письмо-сообщение, так же как и ненормативный акт налогового органа, в части уплаты задолженности в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ (сначала - в вышестоящий налоговый орган, далее - в суд) (подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Чувашской Республики - Чувашии от 20.05.2015 по делу N 33-1872/2015).

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Право предоставления возражений и пояснений
  • 11.02.2024  

    О признании незаконным отказа налогового органа в перерасчете земельного налога без применения повышающего коэффициента, обязании провести перерасчет земельного налога.

    Итог: дело в части направлено на новое рассмотрение, поскольку суды, не установив, какую долю занимают объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на спорных земельных участках, применили пониженную налоговую ставку в

  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой базы по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные налогоплательщиком на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, оспариваемое решение не

  • 11.08.2015  

    Вышестоящий налоговый орган не восстановил пропущенный срок на подачу жалобы общества и не принял ее к рассмотрению, следовательно, как правильно указали суды, налогоплательщиком не соблюдена процедура обязательного досудебного обжалования решения налогового органа, что препятствуют последующему оспариванию этого решения в суде.


Вся судебная практика по этой теме »

Право обжаловать решения и действия в вышестоящий налоговый орган
  • 28.06.2023  

    Налоговый орган решением оставил без удовлетворения жалобу учредителя общества о признании незаконными действий налогового органа по прекращению деятельности общества в связи с завершением конкурсного производства.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган осуществил регистрационные действия по истечении срока, установленного с момента принятия судебного акта о завершении конку

  • 28.06.2023  

    Налоговый орган решением оставил без рассмотрения жалобу общества на решение нижестоящего налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество не является лицом, имеющим право на обжалование решения налогового органа.

  • 17.02.2013   Если отдельные эпизоды решения инспекции не были обжалованы в вышестоящий налоговый орган, досудебный порядок в этой части считается несоблюденным.

Вся судебная практика по этой теме »