
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 июня 2008 г. N Ф03-А80/08-2/1623
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 июня 2008 г. N Ф03-А80/08-2/1623
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом
04.07.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2008 г. N Ф03-А80/08-2/1623
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 12.11.2007
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008
по делу N А80-162/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению: индивидуального предпринимателя М.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения
Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу от 07.05.2007 N 10.
Решением суда от 12.11.2007 заявление предпринимателя удовлетворено частично. Оспариваемый ненормативный акт признан недействительным в части привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 27 900 руб. за непредставление в установленный срок документов; к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за апрель - сентябрь, 4 квартал 2004 года, 2 квартал 2005 года в части излишне наложенного штрафа, за неуплату налога на доходы физических лиц за 2004 год в части излишне наложенного штрафа, за неуплату единого социального налога за 2004 год и за 2005 год в части излишне наложенного штрафа; к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом за 2004 - 2005 годы в части излишне наложенных штрафов; к налоговой ответственности предусмотренной статьей 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по единому социальному налогу за 2004 год, в части излишне наложенного штрафа в размере 432 783 руб. 42 коп., а также доначисления ИП М. налога на добавленную стоимость за март - сентябрь 2004 года, 4 квартал 2004 года, налога на доходы физических лиц 2004 год, единого социального налога за 2004 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), исчисленных пени и штрафов, а также в части предложения ИП М. удержать с работников своевременно не удержанный налог на доходы физических лиц. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке судебный акт первой инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверен в обжалуемой инспекцией части и постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит проверить законность состоявшихся по делу судебных актов в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции о привлечении к ответственности по пункту 1 НДФЛ в связи с исключением из расходов затрат на оплату коммунальных услуг по сданным в субаренду нежилым помещениям; применения статей 112, 114 НК РФ.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу, а также ее представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству, правоприменительной практике и обстоятельствам дела.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления ряда налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005. Результаты проверки отражены в акте от 30.03.2007 N 10, на основании которого, с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика, принято решение от 07.05.2007 N 10 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, пунктом 2 статьи 119, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Этим же решением доначислены налоги, в том числе НДФЛ, соответствующие доначисленным налогам пени.
Признавая недействительным решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 27 900 руб. штрафа, арбитражный суд исходил из отсутствия вины предпринимателя и недоказанности налоговым органом общего количества не представленных по требованиям инспекции документов.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В силу названной нормы ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что количество непредставленных документов с достоверностью не определено налоговым органом, что свидетельствует о недоказанности налоговым органом размера штрафа.
Позиция суда основана на действии статей 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 статьи 108 НК РФ, согласно которым бремя доказывания обоснованности привлечения к налоговой ответственности возложена на налоговый орган.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции о признании недействительным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 27 900 руб. штрафа соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Далее, при разрешении спора судами установлено, что 01.12.2002 между индивидуальным предпринимателем М. и Управлением финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования г. Анадырь заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Анадырь, ул. Беринга, 12 (магазин "Маяк"). Ею же с соответствующими организациями заключены договоры на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг.
В дальнейшем предпринимателем с разрешения арендодателя указанное нежилое помещение по договору субаренды передано предпринимателю Макатрову А.П.
В ходе проверки инспекция признала неправомерным включение предпринимателем в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения НДФЛ, затраты на коммунальные платежи по сданному в субаренду помещению.
Основанием для данного вывода послужило следующее. Договор субаренды не предусматривал оплату заявителем коммунальных и иных эксплуатационных платежей. К основным видам деятельности предпринимателя не относится экономическая деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, поэтому затраты, фактически понесенные по оплате коммунальных услуг, как считает налоговый орган, не являются экономически обоснованными.
Признавая доначисление НДФЛ, пеней и штрафа по пункту 1 НДФЛ налогоплательщик правомерно уменьшил доходы от сдачи имущества в субаренду на сумму расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы в указанной части не основаны на нормах действующего законодательства.
В отношении налоговых санкций за совершенные предпринимателем налоговые правонарушения суды применили положения статей 112, 114 НК РФ и снизили размер налоговых санкций в пять раз, признав в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: совершение налогового правонарушения впервые; явную несоразмерность налоговых санкций характеру совершенного правонарушения; добросовестность действий предпринимателя М., которая до завершения налоговой проверки представила в налоговый орган налоговые декларации и уплатила сумму недоимок по неоспоренным эпизодам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
При этом перечень смягчающих ответственность обстоятельств, указанный в статье 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.
Суд первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 НК РФ, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и учел их при определении размера подлежащих взысканию налоговых санкций в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 114 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, не опровергающие обоснованность выводов суда, не могут служить основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.11.2007 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А80-162/2007 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятию.
- 06.02.2013 Инспекция не вправе требовать документы, которые не являются основанием для расчета налога
- 05.02.2013 Формы статистической отчетности не являются документами, на основании которых исчисляются налоги
- 09.02.2012 Срок хранения «первички» истек: на проверку предъявить было нечего
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 07.11.2016 Налогоплательщики смогут отправить налоговикам многие документы в электронном виде
- 30.03.2011 Нельзя привлечь к ответственности за несвоевременное представление документов, не перечисленных инспекцией в требовании
- 19.08.2008 Когда документы унесла стихия
- 11.08.2008 «Штрафная» арифметика от налоговой
- 06.07.2022 К чему приведет отказ предоставить документы в рамках «встречной» проверки
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 23.03.2025
Предпринимателю доначислены
НДС, НДФЛ в связи с организацией формального документооборота по поставке товара; взыскан штраф по ст. 126 НК РФ.Итог: требование удовлетворено частично, штраф снижен; дело в части НДФЛ направлено на новое рассмотрение, поскольку, признавая незаконным доначисление НДФЛ в связи с неосновательностью расчетов, суд не предложил налоговому органу устранить неточности в расчете; в у
- 22.12.2024
Начислены НДС,
пени ввиду незаконного применения вычетов в связи с покупкой лесоматериала; штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за отказ в предоставлении запрашиваемых документов.Итог: требование удовлетворено в части пеней за период моратория на банкротство. В удовлетворении требования в иной части отказано, так как контрагенты были "техническими" организациями (номинальность руководства, ненахождение по юридиче
- 22.12.2024
Штраф начислен
ввиду непредоставления обществом документов по требованию налогового органа.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку направленное обществу требование о представлении документов (информации) по сделке с контрагентом (проверяемым налогоплательщиком) соответствует НК РФ и содержит все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, общество не направил
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 24.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком условий, направленных исключительно на получение налоговой экономии при отсутствии реальных сделок с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку все представленные документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской
- 24.10.2023
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 20.05.2024 г. № 03-04-05/45535
- 23.02.2008 Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-58
- 26.07.2007 Письмо Минфина РФ от 26 июля 2007 года N 03-02-07/1-348
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 13.01.2025 г. № 03-02-08/1102
- 05.12.2024 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-02-08/103734
- 16.07.2024 Письмо Минфина России от 24.04.2024 г. № 03-02-08/38517
Комментарии