Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4945
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4945
Начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН производится помесячно, а не по итогам отчетных периодов.
11.12.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4945
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 8 ноября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финмашинери"
на решение от 18.06.2007
по делу N А73-14023/2006-10
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финмашинери"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска
о признании недействительным решения в части
Общество с ограниченной ответственностью "Финмашинери" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.09.2006 N 2777 в части начисления пеней в сумме 157707,31 руб. по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и в сумме 8574,9 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда от 18.06.2007 в удовлетворении заявления отказано. Ссылаясь на пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), суд счел правомерным начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам помесячно.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе общество просит состоявшееся по делу решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судом неправильно применены нормы материального права: статьи 52 - 55, 75, 243, 240, пункт 1 статьи 236, пункт 1 статьи 237 НК РФ, Федеральный закон N 167-ФЗ. Общество полагает, что пени за просрочку уплаты авансовых платежей могут быть взысканы с налогоплательщика по итогам отчетного периода, а не по итогам месяца. Кроме этого, общество указывает на неполное исследование судом фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
По его мнению, судом не исследована законность включения инспекцией в расчет пеней по ЕСН задолженности по этому налогу на 15.01.2003, сложившейся за предыдущие периоды, которые в соответствии со статьей 87 НК РФ выходят за рамки проверки; не дана оценка тому факту, что инспекция зачисляла платежи в календарной последовательности без учета назначения платежа в платежных поручениях, что привело к увеличению начисляемых пеней.
Представитель инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебный акт без изменения, как соответствующий действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статьей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
Указанная выше правовая позиция сформирована в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
Следовательно, является правильным вывод суда о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН производится помесячно, а не по итогам отчетных периодов.
Однако при рассмотрении дела суд в нарушение части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ не исследовал всех доказательств по делу, не дал оценку доводам налогоплательщика о необоснованном начислении пени на задолженность, не относящуюся к проверяемому периоду.
При рассмотрении дела суду следовало установить сумму пеней, приходящуюся на сумму задолженности, образовавшейся в проверяемом периоде и сумму пеней, начисленную на задолженность, образовавшуюся до проверяемого периода, в отношении которой необходимо проверить соблюдение налоговым органом сроков и порядка взыскания пеней, установленных статьями 69, 70, 46 - 48 НК РФ.
Не был предметом исследования и оценки и довод общества о зачислении инспекцией платежей в календарной последовательности без учета назначения платежа в платежных поручениях.
Установление данного обстоятельства имеет существенное значение при проверке обоснованности расчета пеней по авансовым платежам.
Кроме этого, судом не учтено, что в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ, пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. Статья 24 этого же закона определяет, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Таким образом, в отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основании изложенного решение первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки и на основе норм законодательства о налогах и сборах, о пенсионном страховании и оценке материалов дела, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, разрешить заявленные требования, а также решить вопрос о расходах по госпошлине за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2007 по делу N А73-14023/2006-10 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Темы: Основания для начисления пени  ЕСН (Единый социальный налог)  
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 07.06.2012 Минэкономразвития предлагает вернуться к уплате ЕСН
- 25.04.2012 Пенсионный фонд хочет вернуть ЕСН
- 20.03.2012 Возврат к ЕСН вряд ли возможен
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 29.05.2012 Налоговый парадокс
- 04.04.2011 Итоги онлайн-конференции «"Трудовые" выплаты: изменения законодательства, исчисление взносов, отчетность в фонды и другие вопросы»
- 17.03.2011 Повышение зарплатных налогов: удар по российскому бизнесу
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф, указав на необоснованное применение обществом, осуществляющим деятельность в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, предусмотренной НК РФ налоговой льготы в связи с привлечением взаимозависимых и подконтрольных юридических лиц, применяющих УСН, к оказанию услуг по содержанию жилищного фонда.Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь
- 07.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не подтвердил реальность хозяйственных операций с его контрагентами, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент заключения и исполнения договора спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицам
- 16.11.2011 Если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
- 07.02.2011 Единовременные выплаты работникам к отпуску не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не соответствуют признакам пункта 1 статьи 255 НК РФ и не должны уменьшать базу налога на прибыль и облагаться ЕСН
- 07.02.2011 Предметом договора аренды с экипажем является, в том числе передача в пользование вещи - транспортного средства. Следовательно, исходя из прямого указания законодателя, выплаты, производимые в рамках такого договора, не являются объектом обложения ЕСН
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 23 июня 2008 г. N 03-02-07/1-228
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-02-07/45575
- 23.03.2011 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- 09.09.2010 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
Комментарии