
Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2007 N 13381/06 по делу N А03-8042/05-31
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2007 N 13381/06 по делу N А03-8042/05-31
В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности данные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
04.06.2007ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N 13381/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Муриной О.Л., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Азаровой Г.П. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.09.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - Беспалов Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Муриной О.Л., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) была проведена камеральная налоговая проверка представленной Азаровой Г.П. в инспекцию 20.10.2004 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за третий квартал 2004 года. На основании приложенных к декларации документов (договоров аренды торговых площадей, паспортов на детские игровые автоматы "Кран-машина") инспекцией сделан вывод о том, что сорок игровых автоматов, установленных предпринимателем на арендуемых ею торговых площадях, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) являются объектами игорного бизнеса, подлежащими обложению налогом на игорный бизнес.
По результатам проверки заместителем руководителя инспекции вынесено решение от 17.01.2005 N 1701 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 420000 рублей штрафа за совершение предусмотренного пунктом 7 статьи 366 Кодекса налогового правонарушения, выразившегося в отсутствии регистрации объекта налогообложения.
Поскольку требование об уплате штрафа предпринимателем в добровольном порядке не было исполнено, инспекция обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании указанной суммы.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 требование инспекции удовлетворено частично. С предпринимателя взыскано 40000 рублей штрафа.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.08.2006 оставил названные судебные акты без изменения.
При этом суды исходили из следующего.
Азарова Г.П., зарегистрированная 02.09.2003 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (свидетельство серии АД N 1003), в третьем квартале 2004 года имела сорок детских игровых автоматов "Кран-машина" с вещевым выигрышем в виде мягкой игрушки и с момента регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей производила уплату налога по упрощенной системе налогообложения в размере 6 процентов от дохода. Игровые автоматы в налоговом органе зарегистрированы не были, что предприниматель не отрицала.
Удовлетворяя требование инспекции, суды руководствовались положениями главы 29 Кодекса, введенной в действие согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которым игровые автоматы с любым видом выигрыша с 01.01.2004 признавались объектом обложения налогом на игорный бизнес.
По мнению судов, изменение с 01.01.2004 правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ являлось общеизвестным фактом и обязывало предпринимателя зарегистрировать игровые автоматы в качестве объекта обложения названным налогом.
При взыскании штрафа судами учтены смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем его сумма снижена до 40000 рублей.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Азарова Г.П. просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, повлекшее нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявление инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
В силу положений статьи 17 Кодекса объект налогообложения является элементом налогообложения.
Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" объектом обложения этим налогом признавался игровой автомат, используемый для проведения азартных игр с денежным выигрышем.
Таким образом, приобретя детские игровые автоматы "Кран-машина" с получением выигрыша в вещевой форме, Азарова Г.П. не стала плательщиком налога на игорный бизнес и у нее не возникло обязанности регистрировать эти игровые автоматы в налоговом органе.
Признание на основании статьи 364 Кодекса данных игровых автоматов объектом обложения налогом на игорный бизнес повлекло возложение на предпринимателя дополнительного налогового бремени, связанного с необходимостью исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес, что недопустимо.
Поскольку Азарова Г.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2003 и с этого момента осуществляла предпринимательскую деятельность с использованием указанных игровых автоматов, ее деятельность подлежит налогообложению в порядке, действовавшем в данный налоговый период.
Учитывая, что введение нового правового регулирования не привело к возникновению у предпринимателя объекта обложения налогом на игорный бизнес и игровые автоматы с получением выигрыша в вещевой форме были установлены до 01.01.2004 (то есть в то время, когда обязанность по их регистрации отсутствовала), оснований для привлечения Азаровой Г.П. к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Кодекса не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.09.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 29.11.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8042/05-31 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2006 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю о взыскании с предпринимателя Азаровой Г.П. 420000 рублей штрафа отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  Налог на игорный бизнес  
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 23.05.2025 В Госдуме предложили вдвое увеличить налоги на игорный бизнес
- 04.04.2025 Миронов предлагает повысить налоги для игорного бизнеса
- 06.07.2023 Игорный бизнес России заплатил 1,26 млрд рублей налогов за полгода
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 26.06.2019 Детские игровые автоматы в гостинице: кто платит налог на игорный бизнес?
- 22.07.2009 Игорные зоны: что будет дальше
- 17.06.2009 Игра на вылет
- 26.01.2025
СФР сделал
вывод, что пособие по временной нетрудоспособности работнику по представленным обществом электронным реестрам сведений по листкам нетрудоспособности выплачено неправомерно, поскольку работник в спорный период не работал в обществе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представление обществом в фонд недостоверных сведений не установлено.
- 26.01.2025
Уполномоченный орган
(ФНС РФ) полагает, что убытки, понесенные им как заявителем по делу о банкротстве в размере перечисленного арбитражному управляющему вознаграждения и судебных расходов, подлежат взысканию с бывшего руководителя должника.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ФНС РФ не доказано, что отсутствие имущества у должника является следствием неправомерных действий его руководит
- 27.03.2024
Налоговый орган
ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.
Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и
- 25.02.2010 Деятельность по приему ставок и выплате выигрышей, осуществляемая обществом с использованием Web Money, является игорным бизнесом и подлежит налогообложению в соответствии с главой 29 НК РФ
- 22.11.2009 29 игровых автоматов, из которых сотрудниками УВД были изъяты платы, не могли использоваться в качестве объектов налогообложения, поэтому у Общества отсутствовала обязанность по уплате налога по данным игровым автоматам
- 04.07.2009 Игровые столы, предназначенные для спортивного покера, не подлежат регистрации в качестве объектов налогообложения налогом на игорный бизнес
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23590
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-07-07/41507
- 21.05.2025 Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2025 г. № 20-07/023666@
- 06.04.2018 Письмо Минфина России от 29.03.2018 г. № СД-4-3/5926@
- 23.11.2017 Письмо Минфина России от 01.11.2017 г. № 03-05-04-05/71919
- 04.05.2012 Приказ Минфина России от 22.12.2011 г. № 184н
Комментарии