Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Детские игровые автоматы в гостинице: кто платит налог на игорный бизнес?

Детские игровые автоматы в гостинице: кто платит налог на игорный бизнес?

Распространяется ли на указанный автомат обязанность по постановке на налоговый учет?

26.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Организация планирует оборудование детской игровой комнаты в гостинице в Московской области, в том числе путем установки игровых автоматов "Пинбол" и "Баскетбол".

Является ли проведение игр на вышеуказанных автоматах, предусматривающих выдачу выигравшему участнику приз (выигрыш) в виде мягкой игрушки, сувенира, призовых билетов или призовой игры, азартной игрой в целях применения Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"? Может ли описанная деятельность организации быть квалифицирована как деятельность по организации и проведению азартных игр?

Является ли приз, выданный по результатам игры представителем организации, а не автоматом, выигрышем в смысле Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ?

Является ли деятельность организации по использованию таких автоматов игорным бизнесом, если организация не планирует извлечения доходов в виде выигрыша и взимания платы за проведение вышеуказанных игр? Распространяется ли на указанный автомат обязанность по постановке на налоговый учет?

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что заданный вопрос связан с анализом норм, регулирующим деятельность по организации и проведению азартных игр, а также технических норм, что не входит в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка консультаций. Кроме того, изложенная в вопросе ситуация затрагивает оценку судебной перспективы споров и не относится к компетенции Правового консалтинга.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация в данном случае не является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, а указанные в вопросе автоматы не подлежат регистрации в налоговом органе в качестве объектов налогообложения по этому налогу.

Обоснование позиции:

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам (п. 3 ст. 12, ст. 14 НК РФ, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 N 15АП-18117/15). Налогоплательщиками этого налога признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Действительно, в целях главы 29 НК РФ каждый объект налогообложения, одним из которых является игровой автомат, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 366 НК РФ). Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Именно с даты выдачи налоговым органом такого свидетельства объект налогообложения считается зарегистрированным (п. 4 ст. 366 НК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 116).

По месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения налогоплательщик ежемесячно производит уплату налога и представляет налоговую декларацию (ст. 368, п.п. 1, 2 ст. 370, ст. 371 НК РФ).

Под игорным бизнесом для целей главы 29 НК РФ понимается предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр (ст. 364 НК РФ, письмо ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-2/20741).

При этом НК РФ не содержит расшифровки понятий "предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр", как и собственно "азартная игра", "игровой автомат", "выигрыш", "организатор азартной игры". Заметим, отдельные понятия, содержавшиеся ранее в ст. 364 НК РФ, утратили силу с 1 января 2012 года.

Требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 НК РФ также не содержит. Вследствие этого, как указано в постановлении ФАС Московского округа от 19.03.2009 N КА-А41/2079-09, при оценке действий (бездействия) налогового органа, организации и решения вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве.

Гражданское законодательство определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Вся деятельность по организации и проведению азартных игр регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 4 Закона N 244-ФЗ (п. 1 ст. 11 НК РФ):

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

- организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

При этом с 1 июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям закона, которые в свою очередь (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ (ч. 2, 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ). Причем посетителями игорного заведения могут являться только лица, достигшие возраста 18 лет (п. 10 ст. 4, ч. 2 ст. 7 Закона N 244-ФЗ).

В настоящее время в России функционируют пять действующих игорных зон (причем конкретно определенных - Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область) (ч. 2 ст. 9 Закона N 244-ФЗ).

То есть, как указано на официальном сайте ФНС, игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:

- выигрыша;

- платы за проведение азартных игр;

- пари.

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе. Причем вне игорных зон азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Все остальные игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.

Требования к организаторам азартных игр установлены в ст. 6 Закона N 244-ФЗ. В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта РФ (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Изложенное позволяет сделать вывод, что оборудование детской игровой комнаты в Московской области указанными в вопросе автоматами не приводит к автоматическому признанию организации, установившей эти автоматы, организатором азартных игр в смысле Закона N 244-ФЗ. А отсутствие у организации какого-либо дохода на систематической основе непосредственно от использования указанных автоматов не позволяет квалифицировать рассматриваемые операции в качестве самостоятельной предпринимательской деятельности, в том числе в сфере игорного бизнеса для целей главы 29 НК РФ.

Обращаем внимание, что ставки налога на игорный бизнес на территории Московской области установлены Законом Московской области от 30.12.2011 N 229/2011-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области". При этом данным законом не предусмотрено налоговых ставок для таких объектов налогообложения, как "игровой стол" и "игровой автомат".

По нашему мнению, организация в данном случае не является налогоплательщиком налога на игорный бизнес, а рассматриваемые автоматы не подлежат регистрации в налоговом органе в качестве объектов налогообложения. Более того, полагаем, что в случае принятия организацией решения о подаче заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (в отношении игровых автоматов) с целью минимизации налоговых рисков, налоговым органом, скорее всего, будет отказано в регистрации игровых автоматов, устанавливаемых в местах, где открытие игорных заведений не допускается. См. например, постановление ФАС Московского округа от 19.03.2009 N КА-А40/1796-09, ФАС Уральского округа от 19.08.2008 N Ф09-5807/08-С3.

Безусловно, исключить вероятность, что контролирующие органы или суды будут придерживаться иного мнения, мы не можем.

К сведению:

За незаконные организацию и проведение азартных игр, в том числе за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, установлена как административная, так и уголовная ответственность (ч. 8 ст. 15.1 Закона N 244-ФЗ, ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 171.2 УК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 637-О, постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 N 5889/10).

Отметим, что при квалификации правонарушения существенное значение может иметь не тип автоматов, а то, с какой целью они использовались (смотрите постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 N 20АП-2103/11).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться