Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №16-O от 07.02.2002

Определение КС РФ №16-O от 07.02.2002

Не может быть признано конституционно обоснованным такое законодательное регулирование, которое не учитывает конституционную природу деятельности различных категорий самозанятых граждан, тем более что деятельность адвокатов основана на статье 48 Конституции Российской Федерации и не является предпринимательской или иной экономической деятельностью; не используя социально оправданную дифференциацию страховых взносов для разных категорий самозанятых граждан, законодатель тем самым вводит чрезмерные ограничения права собственности, что противоречит статьям 35 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

07.02.2002  

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2002 г. № 16-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ДРЕССЕНА АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ

ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 235 И 241 НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Селезнева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.К. Дрессена,

установил:

1. Гражданин А.К. Дрессен, адвокат Санкт - Петербургской объединенной коллегии адвокатов, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положений главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми адвокаты отнесены к той же категории плательщиков единого социального налога, что и индивидуальные предприниматели, а после вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов при оказании ими бесплатной юридической помощи физическим лицам, они будут платить этот налог по тем же ставкам, что и индивидуальные предприниматели (подпункт 2 пункта 1 статьи 235, пункты 3 и 4 статьи 241).

По мнению заявителя, деятельность адвокатов не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а потому возложение на них обязанности платить единый социальный налог на равных с индивидуальными предпринимателями условиях противоречит статьям 2, 6 (часть 2), 8 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 45 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" указал, что не может быть признано конституционно обоснованным такое законодательное регулирование, которое не учитывает конституционную природу деятельности различных категорий самозанятых граждан, тем более что деятельность адвокатов основана на статье 48 Конституции Российской Федерации и не является предпринимательской или иной экономической деятельностью; не используя социально оправданную дифференциацию страховых взносов для разных категорий самозанятых граждан, законодатель тем самым вводит чрезмерные ограничения права собственности, что противоречит статьям 35 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, который - как и вся глава 24 - вступил в силу с 1 января 2001 года, для адвокатов установлена ставка налога по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации 14,0 процента налоговой базы до 300 тыс. руб. (для индивидуальных предпринимателей - 19,2 процента налоговой базы до 100 тыс. руб.), а в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента (так же, как и для индивидуальных предпринимателей, но при различной налоговой базе). Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2001 года "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотренные пунктом 4 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации ставки налога, уплачиваемого адвокатами (т.е. 14,0 процента и 3,6 процента), подлежат применению при налоговой базе до 100 тыс. руб., следовательно, при одной и той же налоговой базе суммарная ставка единого социального налога составляет для адвокатов 17,6 процента, а для индивидуальных предпринимателей - 22,8 процента. Кроме того, поскольку тем же Федеральным законом содержавшееся в пункте 4 статьи 241 положение, согласно которому после вступления в силу федерального закона о порядке оплаты труда адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи адвокаты будут платить налог по ставкам, установленным для индивидуальных предпринимателей, исключено, утверждение заявителя о возложении на адвокатов равного с индивидуальными предпринимателями налогового бремени не имеет под собой оснований.

3. В своей жалобе гражданин А.К. Дрессен указывает также, что специфика адвокатской деятельности позволяет приравнять их к лицам наемного труда, а потому они должны платить единый социальный налог в том же размере, что и наемные работники. Однако такой вывод не вытекает ни из налогового законодательства, ни из правового статуса адвокатов.

Согласно статье 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты. При этом объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым, гражданско - правовым и авторским договорам или (для индивидуальных предпринимателей и адвокатов) доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, при наличии условий, предусмотренных статьей 236 Кодекса. Работники, состоящие с налогоплательщиками в трудовых отношениях, сами плательщиками единого социального налога не являются.

По существу, заявитель настаивает на дальнейшем снижении ставок при уплате единого социального налога адвокатами. Однако разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дрессена Александра Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В.БАГЛАЙ

Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М.ДАНИЛОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все новости по этой теме »

Принцип недопустимости несоразмерного ограничение прав
Все новости по этой теме »

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения

Вся судебная практика по этой теме »

Принцип недопустимости несоразмерного ограничение прав
  • 03.02.2009   Для достижения публичной цели не должны избираться средства, которые бы вели к наложению чрезмерного бремени на частных лиц или устанавливали ограничения кроме тех, которые действительно необходимы
  • 22.01.2009   Государство обладает довольно широким усмотрением в вопросах регулирования собственности, в частности оно вправе контролировать условия использования собственности или устанавливать ограничения для обеспечения уплаты налогов, не допуская при этом нарушения имущественных прав частных лиц.
  • 08.02.2007   Оспариваемые положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового коде

Вся судебная практика по этой теме »