
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2023 г. № Ф07-2712/2023 по делу № А56-45799/2022
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2023 г. № Ф07-2712/2023 по делу № А56-45799/2022
Из-за непредставления обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, декларации по налогу на имущество принято оспариваемое решение.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку центр, в котором расположены помещения общества, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, общество обязано было представить декларацию.
29.05.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2023 г. по делу N А56-45799/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранит" Захарова А.А. (доверенность от 25.01.2023), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Давыдовой М.В. (доверенность от 18.10.2022), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Шапиро С.Ю. (доверенность от 23.01.2023), рассмотрев 04.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А56-45799/2022,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит", адрес: 198260, Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, д. 58, корп. 1, лит. А, пом. 14Н, ОГРН 1037819005180, ИНН 7807045620 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу, адрес: 198334, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 37, ОГРН 1047814000013, ИНН 7807019690 (далее - Инспекция), от 10.01.2022 N 8 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), от 02.03.2022 N 16-15/10670.
Решением суда от 07.09.2022 решение Инспекции от 10.01.2022 N 8 признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 решение суда от 07.09.2022 отменено. Заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы, указывая на применение с 01.01.2004 упрощенной системы налогообложения и отсутствие в его собственности недвижимого имущества, поименованного в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденном приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п, считает незаконным требование налогового органа о представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2023 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 04.05.2023.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции и Управления возражали против ее удовлетворения, представили Письмо Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2021 N 04-16-29662/20-0-1.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с непредставлением Обществом, применяющим упрощенную систему налогообложения, налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год Инспекция приняла решение от 10.01.2022 N 8 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в АО "ЮниКредитБанк".
Решением Управления от 02.03.2022 N 16-15/10670 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Инспекции от 10.01.2022 N 8, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Признавая недействительным решение Инспекции суд исходил из того, что положения Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, подлежащей применению в 2020 году) (далее - Закон Санкт-Петербурга N 684-96) предусматривают определение налоговой базы как кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в отношении нежилых помещений (в том числе, и расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах)) площадью свыше 1000 кв. м, принадлежащие Обществу помещения не указаны в Перечне, утвержденном приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п. Суд пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности по представлению налоговой декларации.
Апелляционная инстанция не согласилась с таким выводом суда и указала, что пункт 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 устанавливает условие о площади свыше 1000 кв. м в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), но не в отношении находящихся в таких центрах (комплексах) помещений. Следовательно, в силу в подпункта 1 пункта 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений, находящихся в торговом центре площадью более 1000 кв. м, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Суд апелляционной инстанции также принял во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, согласно которой одинаковый режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы в соответствующем перечне.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у Общества обязанности по представлению налоговой декларации, отменил решение суда и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, отзывы на кассационную жалобу, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции от 10.01.2022 следует, что расходные операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по причине непредставления налоговой декларации в течение двадцати рабочих дней по истечении установленного срока ее представления.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводы его электронных денежных средств могут быть приостановлены в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу пункта 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций установлен Законом Санкт-Петербурга N 684-96. Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении, в том числе, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 указано, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что их площадь составляет свыше 1000 кв. м.
Из буквального содержания вышеуказанных положений следует, что условие о площади свыше 1000 кв. м установлено пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении самих центров, но не в отношении помещений в них.
Доводы Общества о том, что пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 условие о площади свыше 1000 кв. м установлено и в отношении нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 1-1, отклоняется, поскольку помещения, расположенные в центрах, указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 1-1.
Из материалов дела следует, что два принадлежащих Обществу помещения площадью 351,1 и 820,2 кв. м расположены в торговом центре площадью 7439,5 кв. м.
Торговый центр, в котором расположены помещения Общества, включен в Перечень.
Следовательно, в силу приведенных положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отклонил довод Общества о том, что в Перечне не указаны рассматриваемые помещения, поскольку одинаковый режим налогообложения должен распространяться как на административно-деловые и торговые центры (комплексы), так и на входящие в них помещения. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, от 03.02.2020 N 304-ЭС19-26593.
Довод Общества о том, что в Перечне помимо торгового центра указаны два помещения, расположенные в торговом центре, площадь которых превышает 1000 кв. м, изучен судом кассационной инстанции. Указанное обстоятельство в силу приведенных положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 и позиции Верховного Суда Российской Федерации не свидетельствует об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции. Соответствующие особенности Перечня не позволяют сделать вывод, что налоговая база в отношении помещений площадью менее 1000 кв. м, находящихся во включенном в Перечень торговом центре площадью более 1000 кв. м, определяется не как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции о наличии у Общества обязанности по представлению налоговой декларации и законности решения Инспекции от 10.01.2022 N 8 следует признать верными.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу N А56-45799/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЛУЩАЕВ
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
С.В.СОКОЛОВА
Темы: Налог на имущество организаций  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 07.07.2025 Приближается срок уплаты авансов по имущественным налогам
- 27.05.2025 ИП на спецрежимах нужно подать заявление о льготе по налогу на имущество до 1 июня
- 15.05.2025 Сроки уплаты имущественных налогов для организаций хотят сдвинуть на месяц
- 27.06.2025 Власти готовят отмену «упрощенки» для торговли: поручение президента
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 03.07.2025
О включении
задолженности по налогу на имущество и пени в реестр требований кредиторов должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку доказательств погашения задолженности и уплаты пени не представлено, спорные обязательства возникли у должника до даты возбуждения производства по делу о банкротстве и подтверждены документально.
- 01.06.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 28.05.2025
Налоговый орган
доначислил налог на имущество, пени и штрафные санкции ввиду неправомерного применения обществом льготной (пониженной) ставки 1,5 процента в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2 процента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении спорных объектов недвижимости установлена дата постройки, введения в эксплуатацию и
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 17.06.2025 Письмо ФНС России от 10.06.2025 г. № БС-4-21/5703@
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-05-05-01/41330
- 07.05.2025 Письмо Минфина России от 03.03.2025 г. № 03-05-05-01/20084
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
Комментарии