
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2024 г. № Ф04-491/2024 по делу № А70-10305/2023
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2024 г. № Ф04-491/2024 по делу № А70-10305/2023
Налоговый орган доначислил налог на имущество, пени и штрафные санкции ввиду неправомерного применения обществом льготной (пониженной) ставки 1,5 процента в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2 процента.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении спорных объектов недвижимости установлена дата постройки, введения в эксплуатацию и функционирования до 01.01.2015, объекты использовались в деятельности у предыдущего собственника до 01.01.2015, что возможно исключительно в условиях введения данных объектов в эксплуатацию.
28.05.2025Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2024 г. по делу N А70-10305/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" на решение от 25.07.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 11.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-10305/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" (115035, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Замоскворечье, ул. Садовническая, д. 12, этаж/офис 2/16, ИНН 7705551779, ОГРН 1147746086971) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, д. 15, ИНН 7203000979, ОГРН 1047200671880) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" - Запашняя Е.С. по доверенности от 01.01.2024, Ярошенко Л.А. по доверенности от 05.12.2023;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Муравская Э.М. по доверенности от 21.12.2023, Нефедова А.С. по доверенности от 29.11.2023, Токушева М.Ю. по доверенности от 27.11.2023.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русинвест" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 13.12.2022 N 9972 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 25.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить и вынести новый судебный акт.
Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы Общества согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
29.03.2022 Обществом представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом составлен акт и принято решение от 13.12.2022 N 9972, в соответствии с которым заявителю доначислен налог на имущество в размере 50 316 282 руб., пени в сумме 5 573 634,68 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 1 257 907,05 руб.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что налогоплательщиком не исчислен и не уплачен налог в размере 648 778 руб. в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость; а также занижен налог на 49 667 504 руб. в результате неправомерного применения льготной (пониженной) ставки 1,5% в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015.
Решением от 17.03.2023 N 237 Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области решение Инспекции отменено в части доначисления налога в размере 648 778 руб., штрафа - 16 219,45 руб., пеней - 77 336,49 руб., в остальной части решение оставлено в силе.
Решением Инспекции от 02.06.2023 N 9972/1 в оспариваемое решение внесены изменения в части размера начисленных пеней с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"; сумма пеней по решению Инспекции от 13.12.2022 N 9972 составила 2 121 391,29 руб.
Не согласившись с решением Инспекции от 13.12.2022 N 9972 (с учетом внесенных в него налоговыми органами изменений), Общество обратилось в арбитражный суд.
Полно и всесторонне оценив представленные сторонами доказательства (первичные, регистрационные документы, документы бухгалтерского учета), суды, руководствуясь положениями статей 3, 11, 21, 56, 257, 372 - 376, 380, 383 НК РФ, статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Законом Тюменской области от 30.11.2020 N 86 "О предоставлении налоговых льгот на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов отдельным категориям налогоплательщиков" (далее - Закон N 86), Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, далее - ПБУ 6/01), признали неправомерным применение Обществом пониженной (льготной) ставки 1,5% в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, и, как следствие, решение Инспекции - законным и обоснованным.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.
Статьей 3 Закона N 86 на 2021 год установлена ставка налога на имущество организаций в размере 1,5% организациям по переработке нефти с проектной мощностью не менее 3 миллионов тонн в год, в том числе производственные мощности которых находятся в стадии строительства, в части имущества, введенного в эксплуатацию после 01.01.2015.
Из совокупности указанных выше нормативных положений судами определены критерии, установленные статьей 3 Закона N 86 для налогоплательщика, которому предоставлена налоговая преференция в виде применения пониженной ставки налога на имущество: он должен относиться к конкретной группе налогоплательщиков (организациям по переработке нефти с проектной мощностью не менее 3 миллиона тонн в год) и иметь имущество, "введенное в эксплуатацию", при соблюдении временного периода, с которого предоставляется возможность применения льготы, - после 01.01.2015.
Таким образом, суды верно указали, что ввод объекта в эксплуатацию до 01.01.2015 не создает условий для применения налоговой преференции в виде пониженной ставки налога, более того, иной подход приводит к нарушению цели применения положений статьи 3 Закона N 86.
Судами установлено, что основным видом деятельности Общества является производство нефтепродуктов (код 19.20).
Для подтверждения правомерности применения льготы в соответствии со статьей 3 Закона N 86, заявленной в налоговой декларации по налогу на имущество за 2021 год, Обществом представлены технологические регламенты на установки по переработке нефти ЭЛОУ АТ-2 и ЭЛОУ АТ-3, подтверждающие их проектную мощность не менее 3 миллионов тонн в год.
В ходе проведения контрольных мероприятий Инспекцией также получено документальное подтверждение периода ввода спорных объектов в эксплуатацию (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, инвентарные карточки по форме ОС-6, содержащие сведения о дате выпуска (создания) объекта, о сроках эксплуатации, о сроках фактической эксплуатации, сведения из Единого государственного реестра недвижимости, отражающие основания регистрации в результате получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
При этом суды отметили, что по правилам, установленным пунктами 4 и 5 ПБУ 6/01, принятие объекта капитального строительства к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств должно производиться в случае, если указанный объект обладает всеми признаками, установленными пунктом 4 ПБУ 6/01.
Согласно представленным налогоплательщиком первичным документам (акты о приеме-передачи ОС-1а, инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6) Общество приобретенные основные средства (ранее введенные в эксплуатацию и функционирующие) приняло на учет 01.08.2021, но, как верно указано судами, не осуществляло тем самым ввод в эксплуатацию указанных средств.
В отношении спорных объектов недвижимого имущества установлена дата выпуска (постройки), введения в эксплуатацию и функционирования - до 01.01.2015.
Суды обоснованно, с учетом положений статьи 11 НК РФ, ГОСТа 25866-83 "Государственный стандарт Союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 13.07.1983 N 3105, указали, что понятие "ввод в эксплуатацию" и "принятие к учету" не тождественны и в целях применения налоговой льготы согласно Закону N 86 следует руководствоваться понятием "ввода в эксплуатацию", данным статьей 55 ГрК РФ.
Под "вводом в эксплуатацию" следует понимать событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке, то есть датой ввода такого средства в эксплуатацию необходимо считать дату начала его фактического использования.
В настоящем случае, как было указано выше, налогоплательщиком представлены первичные документы, из которых следует, что в отношении спорных объектов недвижимого имущества установлена дата выпуска (постройки), введения в эксплуатацию и функционирования до 01.01.2015. Представленные в материалы дела пояснения также подтверждают, что указанные объекты использовались в деятельности у предыдущего собственника до 01.01.2015, что возможно исключительно в условиях введения данных объектов в эксплуатацию.
Судами дана оценка доводам Общества о том, что часть объектов основных средств была поставлена на учет предыдущим собственником после 01.01.2015 и облагалась им по льготной ставке 1,5%. С учетом представленных в материалы дела первичных документов, позволяющих определить дату выпуска (возведения) спорных объектов (до 01.01.2015), суды поддержали выводы Инспекции об отсутствии оснований для применения Обществом заявленной льготы в отношении данных объектов.
Относительно объекта основных средств инв. N Р00911 (у предыдущего собственника - инв. N М07005) с наименованием "Трубопровод подачи нейтрализатора, 158 м" суды установили, что данный объект относится к установке ЭЛОУ АТ-3 с кадастровым номером 72:23:0225001:2308; разрешение на ввод в эксплуатацию N RU72304000-10-pB получено 28.01.2014. Доказательств того, что указанный объект после мероприятий по техническому перевооружению изменил свои функциональные характеристики, параметры, свидетельствующие о том, то образован иной объект, в материалы дела не представлено.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что совокупность установленных налоговым органом обстоятельств свидетельствует о том, что заявитель неправомерно применил пониженную (льготную) ставку 1,5% в соответствии со статьей 3 Закона N 86 в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2% в соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ, что привело к неуплате налога на имущество, определенного оспариваемым решением, а также доначислению пеней и штрафа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке, являются позицией Общества по делу, основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами двух инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.
В целом, все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10305/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
С.Т.ШОХИРЕВА
- 07.07.2025 Приближается срок уплаты авансов по имущественным налогам
- 27.05.2025 ИП на спецрежимах нужно подать заявление о льготе по налогу на имущество до 1 июня
- 15.05.2025 Сроки уплаты имущественных налогов для организаций хотят сдвинуть на месяц
- 27.08.2013 Если сроки взыскания задолженности истекли, то и пени взыскать уже не получится
- 16.07.2013 Чтобы принимать решение о снижении штрафных санкций следует оценить финансовое состояние налогоплательщика
- 27.12.2012 Вправе ли инспекция начислять штраф, если за компанией числится переплата по налогу?
- 28.07.2023 Госдума ускорит возбуждение уголовного дела по налоговым недоимкам
- 25.07.2023 Бастрыкин считает недопустимым неуплату налогов блогерами
- 24.07.2023 СК РФ не всех сообщников обвиняемой в неуплате налогов блогера Блиновской
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 26.05.2010 Что поможет уменьшить размер налогового штрафа
- 21.08.2008 Постелите мягче
- 20.03.2006 Штрафы: мы будем жить теперь по-новому? - Выпуск № 23
- 21.07.2023 Замдиректора превратился в ИП‑управляющего: налоговики доначислили 6,5 миллионов рублей
- 08.06.2023 Суд усмотрел в ежемесячной выплате дивидендов уклонение от уплаты взносов
- 04.05.2023 Юристы назвали основную претензию налоговиков к блогерам
- 03.07.2025
О включении
задолженности по налогу на имущество и пени в реестр требований кредиторов должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку доказательств погашения задолженности и уплаты пени не представлено, спорные обязательства возникли у должника до даты возбуждения производства по делу о банкротстве и подтверждены документально.
- 01.06.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 16.02.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что у контрагентов, указанных в качестве поставщиков товара, отсутствовала возможность для исполнения соответствующих сделок, у спорных контрагентов отсутствовали основные средства, имущество, трудовые ресурсы, отдельные спорные контрагенты исключены из ЕГРЮЛ по причине наличия сведений о недостоверности в отношении адреса местонахождени - 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций, выполненных данными контрагентами.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соо
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на занижение обществом количества добытого полезного ископаемого, необоснованное применение ставки 0 рублей в отношении документально не подтвержденных потерь, неосуществление учета погашенных запасов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку признано обоснованным определение налоговым органом кол
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, сославшись на умышленные действия общества по созданию формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде занижения подлежащих уплате в бюджет сумм НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты не имеют возможности выполнения поставок в связи с отсутствием у них трудовых и материальных ресурсов, явл
- 09.07.2025
Проверкой выявлены
факты занижения налогоплательщиком доходов в целях минимизации налоговых обязательств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку указанная в регистре сумма облагаемого дохода не соответствует налоговой декларации, детализация поступивших от покупателей сумм не представлена, заявленные расходы не подтверждены.
- 17.06.2025 Письмо ФНС России от 10.06.2025 г. № БС-4-21/5703@
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-05-05-01/41330
- 07.05.2025 Письмо Минфина России от 03.03.2025 г. № 03-05-05-01/20084
- 20.10.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2024 г. № Ф10-6944/2023 по делу № А54-9767/2022
- 27.11.2012 Письмо ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@
- 30.08.2011 Письмо ФНС России от 16.08.2011 г. № АС-4-3/13352@
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 16.01.2025 Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-02-08/124500
- 22.12.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2023 г. № Ф09-8454/23 по делу № А76-1889/2023
Комментарии