Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 г. № А32-38315/2013

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2014 г. № А32-38315/2013

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

29.10.2014Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.10.2014 г. № А32-38315/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739018142) - Торовой Я.В. (доверенность от 09.09.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Коваленко А.В. (доверенность от 21.04.2014), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 (судья Колодкина В.Г.) и "постановление" Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 (судьи Николаев Д.В., Гуденица Т.Г., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-38315/2013, установил следующее.

ОАО "Промсвязьбанк" (далее - общество, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (далее - управление) от 18.10.2013 N 22-12-1020 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

Решением суда от 19.03.2014, оставленным без изменения "постановлением" апелляционной инстанции от 10.07.2014, решение управления от 18.10.2013 N 22-12-1020 в части привлечения банка к ответственности в виде 20 тыс. рублей штрафа признано недействительным, с управления взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей.

Судебные акты мотивированы тем, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган) от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (ОАО "Авиационные линии Кубани") в банках не содержало дату окончания налогового периода, что делало невозможной квалификацию банком платежей как текущих или реестровых. Суды сослались на то, что в феврале 2013 года в отношении ОАО "Авиационные линии Кубани" введена процедура наблюдения, решение о приостановлении операций по счетам принято в мае 2013 года, поэтому в силу "статьи 63" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" неисполнение решения налогового органа не влечет ответственности банка, предусмотренной "статьей 135.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты и отказать банку в удовлетворении его требований. По мнению подателя жалобы, суды фактически рассмотрели вопрос о правомерности привлечения банка к ответственности по "статье 134" Кодекса, в то время как оспариваемым решением налогового органа банк привлечен к ответственности по "статье 135.1" Кодекса за непредставление справок об остатках денежных средств на счетах. Введение процедуры наблюдения не освобождает банк от обязанности сообщить налоговому органу информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

В судебном заседании представители управления и банка поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва..

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2012 по делу А32-38032/2012 принято к производству заявление должника - ОАО "Авиационные линии Кубани" о признании несостоятельным (банкротом).

Определением от 19.02.2013 введена процедура наблюдения.

Для обеспечения взыскания задолженности по налогам налоговым органом принято решение от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счету: N 40702810400000000137, принадлежащему плательщику - ОАО "Авиационные линии Кубани". Банком решение получено 20.05.2013. Представитель банка факт получения указанного решения в заседании суда кассационной инстанции подтвердил.

В соответствии с данным решением банк был обязан сообщить в налоговый орган информацию об остатках денежных средств на счетах ОАО "Авиационные линии Кубани", операции по которым приостановлены решением от 20.05.2013 N 703 в течение трех дней после получения решения налогового органа.

Инспекцией проведены мероприятия налогового контроля, в результате которых установлено неисполнение банком решения от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств в части предоставления сведений об остатках денежных средств на счете ОАО "Авиационные линии Кубани".

В обоснование оставления без исполнения указанного решения банк указал на невозможность определить, являются ли текущими платежи, для взыскания которых вынесено вышеуказанное решение налогового органа, так как в решении отсутствовала информация о дате окончания налогового периода.

По факту выявленного нарушения налоговым органом составлен акт от 06.06.2013 N 05-96/2 о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым "кодексом" Российской Федерации (далее - Кодекс).

По результатам рассмотрения материалов проверки: акта от 06.06.2013 N 05-96/2 и возражений от 08.07.2013 N 1075 инспекцией вынесено решение от 11.07.2013 N 05-96/3 о привлечении общества к ответственности по "статье 135.1" Кодекса за непредставление банком справок об остатках денежных средств на счетах в соответствии с "пунктом 5 статьи 76" Кодекса в виде штрафа в сумме 20 тыс. рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.10.2013 N 22-12-1020 решение налогового органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя требования банка, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что решение налогового органа от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счетам ОАО "Авиационные линии Кубани" в банке вынесено с нарушениями требований действующего законодательства, оно не подлежало исполнению банком, и, следовательно, в действиях банка отсутствует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена "статьей 135.1" Кодекса.

Однако суды не учли следующее.

В соответствии с "пунктом 5 статьи 76" Кодекса банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Согласно "статье 135.1" Кодекса непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с "пунктом 2 статьи 86" Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с "пунктом 5 статьи 76" Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей.

На основании "пункта 1 статьи 76" Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено "пунктом 3 данной статьи" и "подпунктом 2 пункта 10 статьи 101" Кодекса.

В силу "пункта 2 статьи 76" Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим "пунктом", означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено "абзацем третьим пункта 1 статьи 76" Кодекса.

"Пунктами 6" и "7 статьи 76" Кодекса предусмотрено, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

При этом нормами "Кодекса" не предусмотрено право банка на возврат решения о приостановлении операций по счетам либо оставление данного решения без исполнения.

Таким образом, банк в нарушение требований "пункта 5 статьи 76" Кодекса не направил в налоговый орган сведения об остатках денежных средств на счетах ОАО "Авиационные линии Кубани". Следовательно, в действиях банка имеется состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена "статьей 135.1" Кодекса.

Довод банка о незаконности решения налогового органа от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, в отношении которого 05.03.2013 введена процедура банкротства, является необоснованным ввиду следующего.

Согласно "пункту 1 статьи 76" Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Соответственно, данная обеспечительная мера не препятствует исполнению платежных документов, предъявленных к счету для осуществления платежей в целях погашения текущих требований, относящихся к первой - третьей очередям и поименованных в "абзацах втором" - "четвертом пункта 2 статьи 134" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Соответственно, принятие налоговым органом в порядке "пункта 1 статьи 76" Кодекса решения о приостановлении операций по счетам, как направленного на обеспечение механизма принудительного взыскания налоговой задолженности ввиду неисполнения указанной обязанности, не свидетельствует о нарушении как прав должника, так и баланса публичных и частных интересов.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в "решении" от 15.06.2011 N ВАС-3674/11.

На основании изложенного введение 19.02.2013 в отношении ОАО "Авиационные линии Кубани" процедуры наблюдения не является основанием для возврата или оставления без исполнения решения налогового органа от 20.05.2013 N 703 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, в связи с чем у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения требований общества.

Довод банка и позиция судов относительно необходимости в данном случае исследовать, являются ли текущими платежи, для взыскания которых вынесено вышеуказанное решение налогового органа, основаны на неправильном толковании норм права. Поэтому довод банка о том, что приостановление операций по счетам банкрота противоречит "Закону" о банкротстве является несостоятельным.

Поскольку судебные инстанции правильно установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции, учитывая положения "статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным отменить обжалуемые решение и "постановление" апелляционной инстанции, как принятые с нарушением норм материального права и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных банком требований.

Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 и "постановление" Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу N А32-38315/2013 отменить.

В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Промсвязьбанк" отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Т.Н.ДРАБО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Права налоговых органов
  • 07.09.2016  

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма

  • 04.06.2014  

    Налоговый орган не обязан предоставлять сведения о бухгалтерской отчетности контрагента, потому что данные сведения составляют налоговую тайну.

  • 07.05.2014  

    Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (а


Вся судебная практика по этой теме »

Обязанности налогоплательщиков
  • 21.09.2016   Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что действия общества по перечислению денежных средств в размере 2 493 000 руб. в счет уплаты НДС за 2 квартал 2014 года свидетельствуют о его недобросовестности, поскольку указанные действия были направлены на умышленное обнуление обществом счета в проблемном банке с целью имитации уплаты в бюджет НДС и последующего получения указанных денежных средств из бюджета как излишне уплаченных.
  • 07.09.2016  

    На момент предъявления спорного платежного поручения в мае 2014 года налоговый период - второй квартал 2014 года - окончен не был, налоговая база не сформирована и, как следствие, налоговая обязанность налогоплательщика не могла быть определена с учетом также того обстоятельства, что налог на добавленную стоимость по итогам налогового периода может быть заявлен как к уплате, так и к возмещению из бюджета. При таких обстоятельствах, суды первой и апелляц

  • 17.08.2016  

    Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 г. № 2257/02, платежные поручения, предъявленные к оплате ранее наступления срока уплаты налога и окончания налогового периода, являются не налоговыми, а иными; средства, перечисленные по таким поручениям, могут быть признаны излишне уплаченным налогом только в случае их фактического поступления в бюджет.


Вся судебная практика по этой теме »