Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.07.2014 г. № А43-17136/2013

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.07.2014 г. № А43-17136/2013

Выплаченная работнику МКДОУ денежная сумма зависела не от трудового вклада, а от набранного в конкурсе количества баллов и получена ею вне рамок трудовых отношений. Следовательно, такая выплата не является объектом для начисления страховых взносов. С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования и удовлетворили заявление дошкольного учреждения.

18.07.2014Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.07.2014 г. № А43-17136/2013

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2014.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

при участии представителей

от заявителя: Михайлычевой Е.Н. (доверенность от 16.01.2014 N 01/404), Молчановой Е.С. (доверенность от 24.03.2014 N 01/3040),

от заинтересованного лица: Гилуть Н.А. (доверенность от 03.06.2014), Тимохиной Н.П. (доверенность от 03.06.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2013,

принятое судьей Назаровой Е.А., и

на "постановление" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014,

принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Гущиной А.М.,

по делу N А43-17136/2013

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области

о взыскании с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 80" комбинированного вида

(ИНН: 5249054719, ОГРН: 1025201751970)

3823 рублей 01 копейки

и по встречному заявлению муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 80" комбинированного вида

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области

о признании недействительным решения от 15.03.2013 N 08-39

и

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 80" комбинированного вида (далее - МКДОУ "Детский сад N 80", дошкольное учреждение) 3823 рублей 01 копейки страховых взносов, пеней и штрафа, начисленных по решению от 15.03.2013 N 08-39 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

МКДОУ "Детский сад N 80" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области со встречным заявлением о признании недействительным решения Управления от 15.03.2013 N 08-39 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Решением от 21.11.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование МКДОУ "Детский сад N 80" в полном объеме, в удовлетворении требования Пенсионного фонда отказал.

"Постановлением" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела.

Ссылаясь на "часть 1 статьи 7", "пункт 1 статьи 8", "статью 9" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", заявитель жалобы считает, что названный "Закон" не ставит возникновение объекта обложения по страховым взносам в зависимость от источника финансирования тех или иных выплат, производимых работодателем в пользу работников, поэтому выплаченная МКДОУ "Детский сад N 80" работнику по результатам участия в городском конкурсе премия, подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Кроме того, Управление утверждает, что срок на обжалование решения Управления МКДОУ "Детский сад N 80" пропущен без уважительных причин, в связи с чем не может быть восстановлен. Управление считает, что МКДОУ "Детский сад N 80" знало о нарушении своих прав и законных интересов, но своевременно не реализовало свое право на обжалование решения в полном объеме.

Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителями в судебном заседании.

Дошкольное учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Пенсионного фонда, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и "постановления" Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд провел выездную проверку МКДОУ "Детский сад N 80" по вопросу правильности начисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионном фонде Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой составил акт от 20.02.2013 N 08-39.

В ходе проверки установлено занижение дошкольным учреждением базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее премии, выплаченной страхователем своему работнику как победителю городского конкурса "Профи-2010" в 2010 году, в сумме 11 495 рублей.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 15.03.2013 N 08-39 о привлечении МКДОУ "Детский сад N 80" к ответственности на основании "пункта 1 статьи 47" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 531 рубля 07 копеек. В этом же решении дошкольному учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 2655 рублей 55 копеек, а также пени в размере 636 рублей 59 копеек.

03.04.2013 дошкольным учреждением было получено требование N 08-39 об уплате доначисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафов, в общей сумме 3 823 рубля 01 копеек в течение 10 календарных дней со дня получения требования.

В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной задолженности, отраженной в требовании от 03.04.2013 N 08-39, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании.

Руководствуясь "статьей 5", "пунктом 1 статьи 8" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "статьями 15", "16", "129" Трудового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного Управлением требования. Суд пришел к выводу о том, что спорная премия выплачена работнику вне рамок трудовых отношений и не подлежит обложению страховыми взносами.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 8" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных "пунктом 1 статьи 7" Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в "статье 9" Закона N 212-ФЗ.

Согласно "пункту 1 статьи 7" Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу "статьи 15" Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ("статья 129" Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 21.06.2010 N 2182 (далее - Постановление) был проведен городской конкурс "Профи-2010" среди работников учреждений социальной сферы отраслей образования, дополнительного и дошкольного образования, культуры и спорта, победителем которого в одной из номинаций был признан работник МКДОУ "Детский сад N 80".

В пункте 5.4 Положения о городском конкурсе "Профи-2010" (приложение N 4 к Постановлению) установлено, что финансирование конкурса осуществляется за счет целевой спонсорской помощи предприятий, которая аккумулируется на счете некоммерческой организации - Благотворительного фонда "Фонд развития социальной инициативы города Дзержинска", и перечисляется данным фондом получателям бюджетных средств на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. В пункте 5.3 названного положения для награждения победителей утверждены премии в сумме 10 000 и 20 000 рублей (в зависимости от номинации).

Во исполнение данных условий поступившие в адрес МКДОУ "Детский сад N 80", целевые денежные средства в сумме 11 495 рублей (с учетом подлежащей удержанию суммы налога на доходы физических лиц) были направлены на выплату денежного поощрения работнику МКДОУ "Детский сад N 80", признанному победителем конкурса. (расчетный листок за октябрь 2010 года).

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что выплаченная работнику МКДОУ "Детский сад N 80" денежная сумма зависела не от трудового вклада, а от набранного в конкурсе количества баллов и получена ею вне рамок трудовых отношений. Следовательно, такая выплата не является объектом для начисления страховых взносов.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования и удовлетворили заявление дошкольного учреждения.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Управления о том, что Арбитражный суд Нижегородской области необоснованно восстановил срок для обжалования решения Пенсионного фонда без уважительных причин.

Согласно "части 4 статьи 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с "частями 1", "2 статьи 117" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим "Кодексом". Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные "статьями 259", "276", "292" и "312" настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

В данном случае суд первой инстанции обоснованно восстановил срок для обжалования решения Пенсионного фонда, исходил из конкретных обстоятельств дела, позволяющих суду признать уважительными причины пропуска срока, установленного "частью 4 статьи 198" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для переоценки обстоятельств о восстановлении срока у суда округа не имеется.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании "подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь "статьями 287 (пунктом 1 части 1)" и "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2013 и "постановление" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А43-17136/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

О.А.ШЕМЯКИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 28.06.2023  

    Выявив, что общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд

  • 29.03.2023  

    Отделение сделало вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая

  • 23.01.2023  

    Региональное отделение Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »