
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ по делу № ВАС-4157/10 от 11 июня 2010 года
Определение ВАС РФ по делу № ВАС-4157/10 от 11 июня 2010 года
Переход на общую систему налогообложения не является основанием для применения пункта 5 статьи 173 НК РФ, поскольку предприниматель не только считал себя лицом, обязанным уплачивать данный налог, но и фактически уплачивал его в бюджет
12.09.2010ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ ВАС-4157/10
Москва 11 июня 2010 г.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Вышняк Н.Г. и Завьяловой Т.В. рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Стадниченко Анны Дмитриевны (ул. Химиков, 4, г. Яровое Алтайского края, 658839) от 14.03.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009 по делу № А03 -6228/2008-34, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2009 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Стадниченко Анны Дмитриевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Алтайскому краю (ул. Крупской, 185, г. Славгород Алтайского края, 658823) о признании недействительным решения от 06.05.2008 № РА-006-13.
Суд установил: индивидуальный предприниматель Стадниченко Анна Дмитриевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Алтайскому краю (далее - инспекция) от 06.05.2008 № РА-006-13, которым ей было доначислено 719 385 рублей налога на добавленную стоимость, 54 569 рублей единого налога на вмененный доход, соответствующие суммы пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также штраф по пункту 1 статьи 126 Кодекса..
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2008, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008, в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пеней и штрафа отказано; в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом предпринимателя от заявленных требований.
Федеральный арбитражный суд Западно -Сибирского округа постановлением от 10.02.2009 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил, дело направил на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела предприниматель уточнил требование и просил признать недействительным решение инспекции в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009, в удовлетворении требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно -Сибирского округа постановлением от 14.12.2009 судебные акты нижестоящих судов оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов предприниматель просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев заявление в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что налоги, пени, штрафы были доначислены предпринимателю по итогам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за период с 3-го квартала 2005 года по 4-й квартал 2007 года, начисления пеней и штрафа явились выводы инспекции о том, что в нарушение подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса предприниматель не исчислял и не уплачивал в бюджет налог, полученный от покупателей товаров по выставленным счетам-фактурам с выделением суммы налога.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период предприниматель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и единый налог на вмененный доход.
Когда доход от всех видов деятельности, в том числе подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, превысил 15 000 000 рублей, предприниматель 16.08.2005 сообщил инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения.
Сочтя исполненными требования пункта 4 статьи 346.13 Кодекса, предприниматель с 01.08.2005 перешел на общую систему налогообложения.
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что при определении величины предельного размера доходов, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, предприниматель учел в составе доходов не только выручку, полученную от осуществления деятельности, подлежащей обложению указанным налогом, но и доходы от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Исходя из деклараций по упрощенной системе налогообложения, представленных предпринимателем, инспекция пришла к выводу об отсутствии оснований для утраты предпринимателем права на применение упрощенной системы налогообложения, поскольку его доходы за 2005 год не превысили установленной Кодексом предельной величины.
При изложенных обстоятельствах инспекция признала неправомерным переход предпринимателя на общий режим налогообложения с 01.08.2005.
Поскольку в проверяемый период предприниматель не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, однако выставлял покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога, инспекция, руководствуясь подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса, предложила ему уплатить в бюджет полученный налог на добавленную стоимость, начисленные суммы пеней и штрафа.
Суды при рассмотрении дела согласились с выводами инспекции об отсутствии у предпринимателя права на применение общего режима налогообложения с 01.08.2005. По мнению судов, применяя упрощенную систему налогообложения, предприниматель не вправе был по своему усмотрению без наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, переходить на общий режим налогообложения. Поскольку предприниматель не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, то он неправомерно выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм налога и поэтому обязан перечислить полученный налог в бюджет.
По мнению коллегии судей, выводы судов о том, что доход от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, не учитывается при определении величины предельного размера дохода, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, является верным.
Однако при рассмотрении спора о доначислении налога на добавленную стоимость за 2005, 2006, 2007 годы судами не учтено следующее.
Согласно пункту 6 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.08.2005 предприниматель сообщил инспекции об утрате им права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 10.08.2005 на общий режим налогообложения.
Поскольку применение специального налогового режима является правом налогоплательщика, то указанное сообщение следует рассматривать как уведомление предпринимателем инспекции о его намерении перейти на иной режим налогообложения.
Принимая во внимание уведомление инспекции предпринимателем о переходе на общую систему налогообложения до 15 января 2006 года, он считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006. При таких обстоятельствах порядок перехода предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иную систему налогообложения соблюден.
Из изложенного следует, что с 01.01.2006 предприниматель являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем правомерно выставлял покупателям счета-фактуры с выделением сумм налога.
В отношении доначисления налога на добавленную стоимость за 3-й, 4-й квартал 2005 года коллегия судей считает, что переход на общую систему налогообложения не является основанием для применения пункта 5 статьи 173 Кодекса, поскольку предприниматель не только считал себя лицом, обязанным уплачивать данный налог, но и фактически уплачивал его в бюджет. Следовательно, инспекция, доначисляя налог на добавленную стоимость за указанный период, допустила двойное налогообложение одним и тем же налогом.
При таких обстоятельствах судебные акты по делу № А03-6228/2008-34 Арбитражного суда Алтайского края в указанной части нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, что согласно положениям статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Доводы заявителя в части доначисления единого налога на вмененный доход, начисления пеней и штрафа по этому налогу, а также штрафа по пункту 1 статьи 126 Кодекса, по мнению коллегии судей, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, и не свидетельствуют о неправильном применении судами положений пункта 1 статьи 126, статей 346.26, 346.27, 346.29 Кодекса.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А03-6228/2008-34 Арбитражного суда Алтайского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 04.06.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2009.
- Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
- Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 20 июля 2010 года.
Председательствующий судья С.М.Петрова
Судья Н.Г.Вышняк
Судья Т.В.Завьялова
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 12.09.2025 Власти РФ обсуждают рост налогов для покрытия военных трат
- 11.09.2025 За бумажные или «неформатные» пояснения по НДС могут оштрафовать
- 09.09.2025 Калининградские аптеки переходят под контроль федеральных сетей из-за налоговой нагрузки
- 10.09.2025 Когда ИП на УСН обязан платить НДФЛ в 2025 году
- 08.09.2025 ФНС объяснила правила смены объекта при автоматизированной «упрощёнке»
- 02.09.2025 ФНС разработала новую декларацию для реформированной «упрощенки»
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с целью получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операци
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив, что последний использовал схему минимизации налоговых обязательств по налогам посредством включения в производственный процесс взаимозависимых лиц, применявших специальные налоговые режимы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания налогоплательщиком противоправной схемы дробления би
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив занижение налогов в результате создания формального документооборота, а также занижение внереализационных доходов на сумму кредиторской задолженности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщик искажал сведения о фактах хозяйственной жизни и создал формальный документооборот с целью
- 09.09.2025
Проверкой выявлено
отражение в налоговой декларации неверного объекта налогообложения (доходы) по сравнению с ранее заявленным в уведомлении (доходы, уменьшенные на величину расходов).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку книга учета доходов и расходов и иные подтверждающие документы налогоплательщиком не представлены, достоверность заявленных показателей не подтверждена, размер нало
- 07.09.2025
Налоговый орган
начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на неполное отражение предпринимателем в налоговой декларации полученного дохода от выполнения субподрядных работ, от реализации строительных материалов по договорам поставки и розничной купли-продажи.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая правовая оценка совокупности установленных в рам
- 07.09.2025
Налоговый орган
доначислил единый налог по УСН, ссылаясь на создание налогоплательщиком схемы распределения выручки от осуществления деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговый орган доказал умысел налогоплательщика, направленный на использование схемы "дробления" бизнеса с целью уменьшения налоговых обязательств и
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
Комментарии