Новости / Налогообложение / Бесконтрольный налоговый контроль
Бесконтрольный налоговый контроль
Оказывается проверка это почетная обязанность
09.07.2007Говорят, что, если очень что-то захотеть, то оно обязательно сбудется. Так оказывается бывает не только в делах, но и в применении норм права. 10 Июля ВАС РФ рассмотрит любопытное дело, касающееся компетенции налоговых органов в отношении проверок банков по соблюдению положений статей 46, 60, 76, 86 НК РФ.
Дело в том, что АКБ "Заречье" посчитало, что в рамках выездной налоговой проверки не могут проверять соблюдение банком иных норм законодательства, кроме как связанных с уплатой банком налогов. Ведь действительно предметом выездной проверки являютсяналоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговикам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом ФНС РФ, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля (п. 15 ст. 7).
Скоро наступит год с момента принятия данной нормы, а порядок до сих пор не установлен. Казалось бы спор должен разрешен в пользу банка, поскольку в отсутствие строго определенной компетенции орган исполнительной власти не может дейстовать. Но в Определении ВАС РФ от 12 апреля 2007 г. №1176/07 предлагается совсем другое решение.
Тройка судей посчитала, что отсутствие установленного порядка проведения проверок банков как кредитных учреждений не может являться препятствием для выполнения налоговыми органами их обязанностей по осуществлению контроля за порядком исполнения банком публично-правовой функции по перечислению налоговых платежей в бюджет. Действительно, разве может страдать бюджет из-за нерасторопности отдельных чиновников, а банк не может быть лишен почетной обязаности быть проверенным.
Таким образом, ВАС РФ несколько модифицировал принцип публичного права "Все, что не разрешено, то запрещено" в "Все, что не разрешено, то запрещено, если не нарушены интересы бюджета". А чтобы слишком сильно банки не возмущались, да и чиновники не утруждали себя написанием необходимого регламента, в Определении указывается, что можно применить по аналогии порядок проведения выездных налоговых проверок. Так что необходимость принятия и согласования порядка с ЦБ РФ уже не нужна.



