Новости / Налогообложение / Юристы подвергли сокрушительной самокритике правовую систему
Юристы подвергли сокрушительной самокритике правовую систему
Следует создать непротиворечивое правовое поле в стране
28.06.2010В Санкт-Петербурге в четверг открылась конференция "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики". Высшая юридическая элита страны подвергла сокрушительной самокритике состояние правовой системы в России, сообщает газета "Коммерсантъ".
Открывая пленарное заседание, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что следует остановить законодательную вакханалию и создать непротиворечивое правовое поле в стране. После выступал председатель КС Валерий Зорькин, который считает, что мы понемногу сдвигаемся к "нормативной войне" и, если сдвинемся, "модернизация будет сорвана". Он подчеркнул, что речь идет о конфликтах между "создаваемыми нормами рационального порядка и укорененными в обществе нормами спонтанных порядков", без преодоления которых борьба с экстремистским правосознанием и коррупцией не даст результатов. Качество нормотворчества Зорькин сравнил с сеткой, из ячеек которой не должны вываливаться "картофелины живой жизни".
Учитель президента Дмитрия Медеведеа и многих сидевших в зале высокопоставленных выпускников юрфака СПбГУ академик Юрий Толстой с трибуны уличил законодателей и самого президента в непоследовательности. Ученому не ясно, как совмещается борьба с нелегальными доходами с отменой конфискации имущества и почему президент сначала ругал госкорпорации, а потом вдруг к ним "подобрел". К тому же Толстому трудно признать госкорпорацию "формой частной собственности". А спикеру Госдумы досталось за то, что "парламент не место для дискуссий", а его коллегам — за историю с транспортным налогом, который они сначала вводили, а "как только поступила отмашка", изменили позицию. В Совете Федарции, как считает академик, вообще нужно проводить "санацию": одни сенаторы "выработали ресурс", у других — "рыльце в пушку". Господин Миронов сразу сказал, что большинство его коллег — профессионалы, но пообещал внимательнее заглянуть им в глаза. В заключении Юрий Толстой еще раз поспорил со своим учеником — председателем ВАС Антоном Ивановым, сказав, что "мы не готовы внедрять прецедент, достаточно руководящих разъяснений пленумов высших судов".
Аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд заявил о "равноудаленности государства и бизнеса от судебной власти". "Если подсчитать, сколько раз бизнесмены выиграли суды у мэра Юрия Лужкова, тенденция не может не настораживать",— отметил он.
Советник президента Вениамин Яковлев раскритиковал исполнительную власть как "бессильную и безрезультативную", назвав ее "слабым звеном" в области правоприменения. Бездействующих чиновников он сравнил с "хромой лошадью", подчеркнув, что функция исполнительной власти по пресечению неисполнения законов и судебных решений "навешена на суды, которые работают за чиновников, а должны заниматься только спорами". "Если исполнительная власть настолько коррумпирована, что ее нельзя наделять властными функциями, надо навести порядок",— заключил он.
"Власть отодвинута от реальных полномочий в сфере принятия управленческих решений, сдвигая их в сферу деятельности судов",— утверждает глава Минюста. Он также поддержал и "неутешительные выводы" о "правовом нигилизме власти, бизнеса и широких слоев населения", а самое главное — "недобросовестных и своекорыстных юристов". В итоге "уголовное преследование стало дубиной недобросовестных и коррумпированных людей в атаках на бизнес". Самым безобидным явлением Коновалов считает "мертворожденные неработающие законы", учитывая, что 81-й федеральный закон не обеспечен 217 предусмотренными им подзаконными актами. Еще хуже обстоит дело с исполнением решения высших судов, при этом глава Минюста неожиданно признал, что "подавляющее большинство решений Европейского суда по правам человека по российским делам объективно констатирует проблемы нашего законодательства и правоприменения".



