Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / «Важно сначала пробить окошко», — Аркадий Дворкович, помощник президента, ответственный секретарь комиссии по модернизации

«Важно сначала пробить окошко», — Аркадий Дворкович, помощник президента, ответственный секретарь комиссии по модернизации

Аркадий Дворкович предлагает не рассуждать о модернизации институтов, а, пробивая конкретные проекты, менять правила игры в целом. Он верит: зарубежный бизнес, привлеченный в Сколково, начнет подпитывать инновации в России

17.06.2010
газета "Ведомости"
Автор: Наталья Костенко, Максим Гликин

dvorkovich.jpgВыход из кризиса и техническое перевооружение страны — две темы, которые президенту Дмитрию Медведеву предстоит обсуждать с зарубежными политиками и бизнесменами сначала на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, потом в ходе государственного визита в США и саммита G20 в Канаде. Помощник президента и шерпа Аркадий Дворкович участвовал в подготовке всех этих мероприятий и рассказывает «Ведомостям» о том, с какими идеями и инициативами команда Медведева отправляется на эти встречи.

— Аркадий Владимирович, будет ли на Петербургском форуме ключевая тема?

— Их три. Первая — это модернизация российского общества и экономики. Будем говорить прежде всего о том, что мы делаем сегодня и собираемся делать в самое ближайшее время. Обо всем, что связано с приоритетами президента. Это займет 60% времени. Две другие темы не менее важны. Одна из них — «взгляд в будущее». Что будет за пределами наших нынешних планов, какие новые технологии, идеи появятся в разных сферах: на чем мы будем ездить, на чем летать, какими будут СМИ, останутся ли газеты и т. п. Причем мы поговорим о будущем не только России, а всего мира. Третья тема — это нынешние глобальные проблемы, связанные с кризисом. В общем, все, что касается повестки стартующего через неделю саммита «двадцатки».

— Эксперты критикуют президентский подход к модернизации, считая, что пять направлений правильнее было бы назвать объектами (отраслями), а направления должны быть другие: модернизация системы, институтов, госаппарата…

— Терминологические споры, как правило, бесконечны. Выбор идеальной терминологии — это дело экспертов. А мы определились так, как определились, и стараемся делать максимум возможного. Да, есть масса споров, что считать приоритетами — конкретные проекты или реформы институтов, улучшение инвестклимата. Мы решили пойти от конкретных проектов и конкретных направлений и менять институты, ориентируясь на то, с чем мы сталкиваемся при их реализации, а не на абстрактные схемы из учебников. Реализуя проекты, сталкиваясь с препятствиями, менять правила игры, снимая эти барьеры. Когда мы шли от идеальных схем и надеялись, что хорошие законы, хорошие условия приведут к реализации хороших проектов, не получалось, или почти не получалось. Поэтому решили пойти обратным путем. Понятно, что это может вызывать критику и скептицизм, но это наш выбор, и мы надеемся, что у нас получится.

— Уже созданы институты развития — «Росвенчур», «Роснано», Сколково. Не допиваем одну чашку чая, хватаем другую.

— Еще как допиваем. Мы занимаемся этими институтами, перепрофилируя их под наши приоритеты — увеличивая в портфеле долю тех проектов, которые касаются задач модернизации. Речь не идет о том, чтобы, создавая что-то новое, забыть о существующем. Речь о том, чтобы заполнить пустоту — запустить работу там, где ничего не происходит. На чем концентрировался ВЭБ? На крупных инфраструктурных проектах, в основном связанных с переработкой природных ресурсов, потом на антикризисной поддержке. Инноваций почти нигде не было. Постепенно мы увеличиваем долю инновационной составляющей. То же самое касается РВК, «Роснано», других институтов развития, особых экономических зон. Вся эта сеть нужна и будет задействована. Создавая инновационный центр в Сколкове, мы, по сути, дополняем эту сеть тем недостающим звеном, без которого она не могла эффективно работать.

— Давно создана РВК, а получается, что как будто ее и не было — запускаем Сколково как опытный полигон для венчурного капитала.

— РВК создана, но это пока всего лишь небольшой фонд, который начал реализацию первых проектов. По сравнению с тем, что мы хотели бы видеть, это близко к нулю. Потому что пока не удалось выстроить такую бизнес-модель, создать такие нормативные и организационные условия, при которых инвесторы пришли бы с серьезными деньгами и намерениями. Лишь в последние месяцы стал появляться такой интерес и такие запросы. Недавно приезжала в Россию делегация венчурных компаний (с ней встречался президент), появились первые обязательства, желание расширить деятельность в нашей стране. В Кремниевой долине, куда едет президент на следующей неделе, также будет несколько встреч с руководителями венчурных фондов. РВК здесь будет, безусловно, задействована, станет основным координирующим центром.

— И все-таки насколько важна для задач, о которых мы говорим, модернизация институтов? В частности, насколько критична модернизация судебной системы?

— Критична, как и все остальное. Говорят, без хороших судов не будет ничего. И без хорошей милиции не будет ничего. Не будет и без нормальных налогов. Это все разговоры и правильные, и бессмысленные. Потому что с этим подходом мы никогда ничего не сделаем. Наивно думать, что можно совершить в той или иной сфере революцию. Нужно просто постоянно и существенно улучшать ситуацию в каждой сфере. И в судебной системе тоже мы такую работу ведем, и в рамках антикоррупционной деятельности, и в законодательстве. Тему курирует лично президент. Это его предвыборное обещание, он целенаправленно данной сферой занимается. Основная идея — изменения должны идти изнутри судейского сообщества, а не сверху. Только так мы сможем создать ситуацию, когда доверие к судам будет возрастать. Если же проводить изменения сверху, будет оставаться ощущение, что суды подконтрольны, подвластны кому-то, кроме закона. Есть и смежные сферы, где уже происходят изменения. То, что касается проверок бизнеса — согласование с прокуратурой любой внеплановой проверки, — является серьезным шагом вперед. Это и отказ от арестов за небольшие экономические преступления до решения суда.

— Но меняется все со скрипом. Освобождать бизнесменов отказываются.

— Да, со скрипом. Но никто не ожидает, что все будет меняться сразу. Однако видно, что есть движение в правильном направлении. Медленное, но есть. Поэтому не надо противопоставлять модернизацию системы в целом решению частных задач. Как и противопоставлять модернизацию в узком смысле этого слова — приведение нашего уровня в соответствие с общемировым — и инновации. Для многих, конечно, важно просто внедрить технологии, которые где-то уже есть, тем самым повысить производительность и энергоэффективность. Мы этим точно будем заниматься. Но если будем заниматься только этим, мы отстанем еще больше, потому что, забыв про вторую часть — инновационное развитие, мы нигде не сможем стать лидерами и везде останемся на вторых ролях. Мы же хотим хотя бы в некоторых нишах, связанных с пятью выделенными президентом секторами — на все просто объективно нет сейчас ресурсов, — стать лидерами.

— Комиссия по модернизации работает уже год. Сейчас уже понятно, в каких узких областях мы можем оказаться впереди планеты всей?

— Понятно, что в каждом из пяти направлений такие ниши, где мы могли бы задавать моду, есть. Это, конечно, телекоммуникационный сектор, в том числе с использованием космических технологий. Уже сейчас по основным технологиям, особенно по мобильным, мы находимся на мировом уровне или очень близко к нему и на этой базе можем делать что-то новое. В частности, все, что касается внедрения электронных услуг: практически нигде в мире этого нет, по крайней мере на том технологическом уровне, на котором мы сейчас собираемся это делать. Это касается и телемедицины, соединения банковских и телекоммуникационных услуг. Мы здесь впереди и сможем оставаться впереди, если будем работать интенсивно. В том же круге — обеспечение безопасности людей и объектов с помощью новых технологий, в том числе с использованием «Глонасс». Многие к нему скептически относятся, тем не менее в соединении с нашими проектами и направлениями он уже дает первые результаты. Не так много существует стран, которые создают новые ядерные технологии, а мы способны создавать и можем оставаться лидерами, особенно при соединении ядерных технологий с другими сферами, как, например, в ядерной медицине. Есть прорывные идеи, которые могут оказать существенное влияние на весь сектор здравоохранения. У нас многие проекты находятся на стыке этих пяти направлений, именно на стыке разных дисциплин мы можем оказаться лидерами. Есть общие условия, которые для этого необходимы. Например, широкополосный доступ в интернет по всей стране. Как один из проектов он входит в число 38, утвержденных комиссией. Необходима также хорошая экспертиза проектов — никто не может сказать без привлечения сюда международных экспертов, имеет ли та или иная идея право на существование. Пока такой экспертизы нет.

— Сейчас актуальный вопрос — новые источники энергии. Здесь мы можем сказать свое веское слово?

— Мы работаем сразу по трем направлениям: источники энергии, способы аккумулирования энергии и способы передачи энергии. Последнее связано со сверхпроводимостью, у нас есть шансы тут оказаться впереди, понятны и потенциальные потребители — все наши инфраструктурные компании — и энергетические, и Nokia, Лукойла», вернее, его подразделения ФИДЕ, но все же в мире шахмат не является безусловным авторитетом?

— Это вопрос философский: может ли специалист в конкретной сфере быть хорошим руководителем. Тут все очень индивидуально. Думаю, что кто-то из великих шахматистов мог бы стать хорошим менеджером. Я в этом смысле более уверенно себя чувствую по отношению к Владимиру Крамнику, чем к Карпову или Гарри Каспарову. Я считаю, у Владимира есть потенциал стать руководителем. У Карпова этого потенциала просто гораздо меньше…

— Но это тоже скорее просто ваше субъективное мнение…

Меня точно так же субъективно выбрали руководителем Российской шахматной федерации. И я высказываю свое субъективное мнение на эту тему. Мне это доверено…

— Но ведь что-то вас наталкивает на такое мнение в отношении Крамника…

— Меня наталкивает мое знание его как добросовестного, порядочного, очень внимательного к деталям и к окружающему миру человека. Карпова я тоже знаю давно. Очень уважаю его как великого шахматиста. Уверен: для него в шахматном мире есть достойная ниша. Но я не уверен, что как менеджер он сможет эффективно работать. Я видел, как он работал. Внутри Российской шахматной федерации он отвечал за проект «Шахматы в школах». Серьезных продвижений этой темы я не вижу. Есть конкретные успехи в отдельных регионах, но они связаны с именами губернаторов, а не Анатолия Евгеньевича. Сейчас заявили желание выдвигаться только два человека: Илюмжинов и Карпов. Если появится кто-то третий и он окажется лучше, мы изменим свое решение. Пока же из двух человек мне именно как менеджер кажется более серьезной кандидатурой Илюмжинов. Хотя и к нему есть претензии. Я разделяю большую часть критики, которая относится к деятельности Кирсана Николаевича на разных должностях. Условием той поддержки, которая ему оказывается на данном этапе, являются серьезные изменения в структуре управления Международной шахматной федерацией, как раз связанные с повышением прозрачности и ротацией кадров. И если какие-то из этих требований не будут выполняться, эта поддержка также прекратится.

— Из-за участия в этом конфликте Франции и США начали поговаривать, что опять началось противостояние между Западом и Востоком, как в советские времена…

— На данный момент самыми сильными шахматными державами являются Россия, Китай, Индия… Прежде всего надо учитывать мнение этих стран, а не стран «семерки». Тем не менее нам интересно мнение всех. И мы пытаемся оценивать шансы, исходя из того, как будут голосовать самые разные страны. Пока в процентном отношении эти шансы несколько выше у Илюмжинова. Хотя с учетом поддержки Каспарова у Карпова шансы тоже существенные, поскольку они привлекают поддержку различных категорий стран. Мы пока ведем серьезные консультации со всеми, и окончательное решение по поводу того, кого поддерживать, будет приниматься немного позднее. Главная цель на сегодняшний день — снять конфликт, который не нужен шахматному миру вообще. Я рад, что интерес к шахматному миру вновь возродился, — конфликты всегда вызывают повышенный интерес. Но лучше, если бы он возрождался вследствие других причин. Для меня приоритет сейчас не ФИДЕ, а российская федерация. Мне важно, чтобы в России шахматы развивались успешно, а для этого нужно поменять структуру руководства. Именно этим я сейчас и занимаюсь.

— А в шахматы вам удается поиграть?

— Я немного слежу за турнирами. Сейчас турнир имени Анатолия Карпова проходил в Ханты-Мансийске. Это действительно сильный, интересный турнир. В командировках играю на айподе.

— В вашей повседневной работе вам помогает умение играть в шахматы?

— Конечно. Расчет вариантов, логическое мышление. И в конфликте, который возник в шахматном мире, надо признать, с расчетами вариантов Карпов с Каспаровым пока справляются лучше. Но я в своей команде уверен. Мы справимся с решением задач, которые были определены российским шахматным сообществом.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Судебная защита
Все новости по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Судебная защита
  • 28.04.2014  

    ВАС РФ в п. 67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто

  • 23.04.2014  

    Право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл

  • 10.04.2014  

    В определении от 16.11.2006 г. № 467-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »

Судебная защита
Все законодательство по этой теме »