Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Штраф за неуплату авансовых платежей
Штраф за неуплату авансовых платежей
На практике органы Пенсионного Фонда пытаются привлечь организации и предпринимателей к ответственности за неуплату авансовых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому плательщикам следует обратить внимание на позицию, отраженную в Постановлении ФАС Уральского округа от 15 апреля 2003 года № Ф09-1034/2003-АК:
29.08.2007На практике органы Пенсионного Фонда пытаются привлечь организации и предпринимателей к ответственности за неуплату авансовых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому плательщикам следует обратить внимание на позицию, отраженную в Постановлении ФАС Уральского округа от 15 апреля 2003 года № Ф09-1034/2003-АК:
Муниципальное унитарное жилищное ремонтно - эксплуатационное предприятие "Маяк" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании решения Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 9 по Пермской области и Коми - Пермяцкому автономному округу от 01.11.2002 N 61, которым предъявлены ко взысканию недоимка и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением от 13.01.2003 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано незаконным.
В суде апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
Налоговая инспекция с судебным актом не согласна, просит его отменить.
Оспаривая решение, заявитель в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение судом ст. ст. 2 и 25 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, полагая, что решение инспекции в части применения к предприятию налоговых санкций в виде штрафа является правомерным.
Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 01.11.2002 Межрайонной инспекцией МНС РФ N 9 по Пермской области и Коми - Пермяцкому автономному округу принято решение N 61, которым на МУЖРЭП "Маяк" наложен штраф по п. 2 ст. 27 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании" в связи с неуплатой авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Предприятию также предложено уплатить недоимку по страховым взносам с начисленной на нее суммой пени.
МУЖРЭП "Маяк" оспаривая решение инспекции, считает, что оно противоречит требованиям законодательства о налогах и сборах.
Принимая решение, арбитражный суд исходил из неправомерности вынесенного налоговым органом ненормативного акта.
Выводы суда являются верными.
В силу пункта 2 ст. 27 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Как установлено статьями 23, 24 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании" по итогам расчетного периода страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года следующего за истекшим расчетным периодом по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Под расчетным периодом понимается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователи уплачивают авансовые платежи по страховым взносам.
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Поскольку в п. 2 ст. 27 Федерального Закона "Об обязательном пенсионном страховании" прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов, а не авансовых платежей", то в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена."
Выводы:
Поскольку Закон 167-ФЗ предусматривает ответственность только за неуплату страхового взноса, а не авансового платежа, то и ответственность может наступить только за неуплату страхового платежа. Расширительное толкование ответственности недопустимо и противоречит, на наш взгляд, пункту 3 статьи 55 Конституции РФ.
Требования органов Пенсионного Фонда уплатить штраф за неуплату авансовых страховых платежей не основано на Законе и не подлежит исполнению.



