Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок получения льготы по НДС в отношении НДС

Порядок получения льготы по НДС в отношении НДС

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливает, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Тем не менее, налоговые органы предъявляют дополнительные требования к налогоплательщикам, использующим данную льготу. Насколько правомерны такие требования, рассматривали ...

29.08.2007

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливает, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Тем не менее, налоговые органы предъявляют дополнительные требования к налогоплательщикам, использующим данную льготу. Насколько правомерны такие требования, рассматривали в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2004 г. № А33-7632/03-С3-Ф02-753/04-С1:

"Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Института по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 30.09.2002.

Проверкой установлено, как видно из акта N 122 от 17.03.2003, неправомерное использование предприятием льготы по налогу на добавленную стоимость и занижение налоговой базы по налогу на прибыль, что привело к неполной уплате данных налогов.

По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 452Д от 22.04.2003 о привлечении Института к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, предложено уплатить недоимку по налогам, соответствующие пени.

Не согласившись с данным решением, Институт обратился в арбитражный суд.

Выводы Арбитражного суда Красноярского края, признавшего решение налоговой инспекции недействительным, кассационная инстанция считает соответствующими закону.

Пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Оспаривая правомерность использования Институтом данной льготы, налоговая инспекция исходит из факта отсутствия у налогоплательщика в проверяемом периоде свидетельства о государственной аккредитации, являющегося, по мнению налогового органа, условием предоставления льготы.

Вместе с тем предоставление научной организации льготы по налогу на добавленную стоимость не ставится налоговым законодательством в зависимость от наличия у нее такого свидетельства.

По смыслу статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технический политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государственная аккредитация научных организаций производится с целью упорядочения деятельности научных организаций.

Факт выполнения Институтом научно-исследовательских работ налоговой инспекцией не оспаривается.

Кроме того, Институтом получено свидетельство о государственной аккредитации научной организации N 5171 от 26.09.2003. В соответствии с пунктами 1 3 Положения о государственной аккредитации научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 N 1291, принятого во исполнение названного выше Закона, государственная аккредитация производится по результатам работы за последние три года"

Выводы:

Таким образом, в силу статьи 11 НК РФ при определение понятия "научная организация" необходимо использовать статью 5 Закона № 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технический политике".Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Таким образом, для того чтобы юридическое лицо считалось научной организацией, это лицо должно осуществлять в качестве основного вида деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.

Следует обратить внимание на следующий важный момент. В пункте 2 статьи 5 Закона  № 127-ФЗ отмечается, что свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством РФ. Именно на эту норму ссылаются налоговые органы. В данном случае необходимо исходить из следующего:

НДС является федеральным налогом. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ (пункт 3 статьи 5 НК РФ).

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 отмечается, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, нормы Закона № 127-ФЗ с ведением 21 Главы НК РФ не могут быть применены.

В Постановлении КС РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П отмечено, что по общему правилу, при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее. 

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не устанавливает дополнительных требований по использованию льготы, кроме как условия, что лицо должно быть научной организацией.

Учитывая изложенное, налоговые органы не праве, на наш взгляд, требовать наличия государственной аккредитации налогоплательщика в качестве основания для использования льготы.  Основным условием для использования данной льготы является наличие у лица основного вида деятельности в виде научной и (или) научно-технической деятельности, подготовки научных работников

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДС
Все новости по этой теме »

Льготы по НДС
Все новости по этой теме »

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 06.12.2016   Налогоплательщик, заключающий сделки по приобретению товара (выполнению работ, оказание услуг) несет не только гражданско-правовые последствия исполнения указанных сделок, но и налоговые последствия, связанные с возможностью отнесения сумм, уплаченных за товар поставщику на расходы по налогу на прибыль и налоговые вычеты, только в отношении добросовестных контрагентов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), осуществляющих реальную экономическую деятельно
  • 06.12.2016   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Льготы по НДС
  • 30.11.2016  

    Суды верно указали, что поскольку общество в декларируемом налоговом периоде кроме деятельности, облагаемой НДС, осуществляло также виды деятельности, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (санаторно-курортные услуги, освобождаемые от обложения НДС), то в соответствии с исключением, указанным в п. 2 ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика изначально отсутствовало право относить к налоговым вычетам суммы НДС, приходящиеся на

  • 24.10.2016  

    Поскольку при декларировании товаров и при обращении с заявлением о возврате НДС обществом было представлено регистрационное удостоверение, общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара. Кроме того, возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классиф

  • 15.06.2015  

    Суды, указав, что ввезенные обществом очковые линзы для коррекции зрения из полимерного материала с защитным покрытием-фильтром однофокальные, бифокальные, стигматические, астигматические и асферические (код по ОКП "94 8500"), очковые линзы для коррекции зрения из неорганического стекла и полимерного материала фотохромные (код по ОКП "94 8500") относятся к подклассу ОКП "94 8000" "линзы для коррекции зрения" и являются его составной частью, пришли к обо


Вся судебная практика по этой теме »