Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок получения льготы по НДС в отношении НДС

Порядок получения льготы по НДС в отношении НДС

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливает, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Тем не менее, налоговые органы предъявляют дополнительные требования к налогоплательщикам, использующим данную льготу. Насколько правомерны такие требования, рассматривали ...

29.08.2007

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливает, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Тем не менее, налоговые органы предъявляют дополнительные требования к налогоплательщикам, использующим данную льготу. Насколько правомерны такие требования, рассматривали в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2004 г. № А33-7632/03-С3-Ф02-753/04-С1:

"Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Института по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 30.09.2002.

Проверкой установлено, как видно из акта N 122 от 17.03.2003, неправомерное использование предприятием льготы по налогу на добавленную стоимость и занижение налоговой базы по налогу на прибыль, что привело к неполной уплате данных налогов.

По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 452Д от 22.04.2003 о привлечении Института к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, предложено уплатить недоимку по налогам, соответствующие пени.

Не согласившись с данным решением, Институт обратился в арбитражный суд.

Выводы Арбитражного суда Красноярского края, признавшего решение налоговой инспекции недействительным, кассационная инстанция считает соответствующими закону.

Пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что освобождается от налога на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Оспаривая правомерность использования Институтом данной льготы, налоговая инспекция исходит из факта отсутствия у налогоплательщика в проверяемом периоде свидетельства о государственной аккредитации, являющегося, по мнению налогового органа, условием предоставления льготы.

Вместе с тем предоставление научной организации льготы по налогу на добавленную стоимость не ставится налоговым законодательством в зависимость от наличия у нее такого свидетельства.

По смыслу статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технический политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государственная аккредитация научных организаций производится с целью упорядочения деятельности научных организаций.

Факт выполнения Институтом научно-исследовательских работ налоговой инспекцией не оспаривается.

Кроме того, Институтом получено свидетельство о государственной аккредитации научной организации N 5171 от 26.09.2003. В соответствии с пунктами 1 3 Положения о государственной аккредитации научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 N 1291, принятого во исполнение названного выше Закона, государственная аккредитация производится по результатам работы за последние три года"

Выводы:

Таким образом, в силу статьи 11 НК РФ при определение понятия "научная организация" необходимо использовать статью 5 Закона № 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технический политике".Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Таким образом, для того чтобы юридическое лицо считалось научной организацией, это лицо должно осуществлять в качестве основного вида деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.

Следует обратить внимание на следующий важный момент. В пункте 2 статьи 5 Закона  № 127-ФЗ отмечается, что свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством РФ. Именно на эту норму ссылаются налоговые органы. В данном случае необходимо исходить из следующего:

НДС является федеральным налогом. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ (пункт 3 статьи 5 НК РФ).

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 отмечается, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, нормы Закона № 127-ФЗ с ведением 21 Главы НК РФ не могут быть применены.

В Постановлении КС РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П отмечено, что по общему правилу, при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее. 

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не устанавливает дополнительных требований по использованию льготы, кроме как условия, что лицо должно быть научной организацией.

Учитывая изложенное, налоговые органы не праве, на наш взгляд, требовать наличия государственной аккредитации налогоплательщика в качестве основания для использования льготы.  Основным условием для использования данной льготы является наличие у лица основного вида деятельности в виде научной и (или) научно-технической деятельности, подготовки научных работников

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы по НДС
  • 26.06.2017  

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образ

  • 26.04.2017  

    При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что общая величина совокупных расходов налогоплательщика складывается как из расходов, относящихся к видам деятельности по общей системе налогообложения, так и из расходов, относящихся к деятельности, облагаемой ЕНВД. Учету подлежат все операции по реализации, которые не подлежат обложению НДС. Налогоплательщику не предоставлено право применять выборочно

  • 13.03.2017  

    Соглашаясь с выводами инспекции о том, что реализация предпринимателем бюджетным учреждениям продуктов питания осуществляется по договорам поставки, суды безосновательно согласились с правильностью произведенных налоговым органом расчетов доначисленных налогов, пени и штрафа по НДС. Тем не менее согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с


Вся судебная практика по этой теме »