Аналитика / Налогообложение / Микробизнес заявил о неготовности переходить на новый налоговый режим
Микробизнес заявил о неготовности переходить на новый налоговый режим
Большинство российских микрокомпаний сообщили, что не планируют переходить на новый налоговый режим, освобождающий от отчетности и страховых взносов, следует из опроса. Причины — высокие ставки налога и жесткие критерии участия
05.08.2022Подавляющее большинство российских фирм из сферы микробизнеса (97%) сообщили, что не будут переходить на новый специальный налоговый режим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН), которая заработает в России с 1 января 2023 года. Это следует из опроса, который провел сервис «Актион Бухгалтерия» среди более чем 400 российских компаний, работающих во всех регионах страны (его результаты есть у РБК). В выборку попали фирмы, чьи бизнес-показатели близки к тем, для которых предназначен новый режим.
К микробизнесу относятся фирмы и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до 120 млн руб. и штатом до 15 человек. АУСН, предполагающая освобождение бизнеса от отчетности и уплаты страховых взносов, рассчитана на индивидуальных предпринимателей и организации, где работают не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн руб. Основная часть опрошенных — микропредприятия в сферах услуг, торговли и строительства с численностью сотрудников до десяти человек, следует из опроса. В теории компания может разделиться на две, чтобы воспользоваться привлекательным налоговым режимом.
Значительная часть респондентов (39%) объяснили, что переход на новый режим им невыгоден из-за высоких ставок налога. По аналогии со стандартной упрощенной системой налогообложения (УСН) налогоплательщики на АУСН могут выбрать объект налогообложения — «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов». Но ставки на АУСН выше, чем на обычной УСН, — 8 и 20% соответственно по сравнению с 6 и 15%.
Тех, кто не проходит по формальным критериям режима (например, доходам или численности сотрудников), оказалось больше — 47%.
Примерно каждый десятый предприниматель (13%) указал собственную причину, по которой не планирует переход на АУСН. Среди наиболее часто встречающихся вариантов индивидуального ответа — «нет доверия к ИФНС, там и так постоянные ошибки», «хотим самостоятельно управлять платежами по налогам и сборам», «сырая система», «хотим посмотреть практику», «не хотим потерять контрагентов, которые работают с НДС», а также «у нас ОСН (общая система налогообложения)» и «устраивает УСН».
Компании с опаской относятся к новшествам и хотят на чужом примере удостовериться, что налоговики и банки сработают четко, пояснила такие ответы эксперт «Актион Бухгалтерия» Зинаида Албантова. «Так как налог будут рассчитывать налоговые инспекторы на основании информации, которую им передаст банк, у бухгалтеров есть сомнения, что этот тандем будет работать без ошибок. Бизнес хочет дождаться, когда систему отладят и она начнет действовать без сбоев», — отметила она.
При разработке концепции и основных параметров АУСН проводилась серия опросов предпринимателей, заявили РБК в Федеральной налоговой службе (ФНС). В последнем опросе, проведенном в июне 2021 года, приняли участие более 24 тыс. бизнесов, подпадающих под критерии АУСН: 73% из них положительно восприняли параметры режима и указали, что рассматривают возможность его применения, отметили в ФНС.
Целесообразность дробления
О готовности использовать АУСН заявило только 3% микрокомпаний, следует из опроса. Фактический переход осуществил 1% компаний. Налоговый режим заработал с 1 июля в четырех регионах России — в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. В первые полгода действия АУСН воспользоваться ею могут только новые предприятия (они должны сделать это в течение 30 дней после регистрации), а уже действующим организациям режим станет доступен с 1 января 2023 года.
Отказаться от штатной бухгалтерии при переходе на АУСН, который предполагает освобождение от налоговой отчетности (налог будет автоматически рассчитываться ФНС) считают целесообразным 7% бизнесменов. Половина (50%) однозначно заявили, что этого делать не стоит, а 43% колеблются.
Параллельно предпринимателям из более широкой выборки (в нее вошли не только микрокомпании, но и малый, средний, а также крупный бизнес — в общей сложности около 1 тыс. респондентов) задали вопрос, планируют ли они дробить бизнес, чтобы вписаться в критерии АУСН. Только около 2% бизнесменов ответили положительно, в то время как каждый пятый заявил, что и так владеет несколькими компаниями и ИП. Около 70% отметили, что в дроблении нет смысла, потому что АУСН им не нужна.
Перспективы спецрежима
У системы АУСН есть существенные недостатки, которыми, в частности, объясняется невысокий интерес налогоплательщиков к ней, полагает руководитель практики налогового консультирования Consul Group Андрей Рымарев. К их числу можно отнести необходимость ежемесячной уплаты налога, невозможность совмещения с другими спецрежимами, слишком малую допустимую численность работников, ограниченное число банков-участников. Кроме того, недостатком режима эксперт назвал запрет на выплату доходов физическим лицам в наличной форме, возможные затруднения при оспаривании ошибок в начислении налогов и запрет на привлечение работников-нерезидентов по трудовым договорам.
Но, несмотря на очевидные недостатки, АУСН имеет и преимущества — например, отсутствие выездных налоговых проверок, снижение количества отчетности, освобождение от страховых взносов с доходов сотрудников, констатирует Рымарев. «В ряде случаев АУСН может быть выгодна для бизнеса. В перспективе интерес к ней со стороны предпринимателей может увеличиться», — считает он.
Повышенная ставка налога [по сравнению с обычной УСН] компенсируется для налогоплательщиков отсутствием страховых взносов, подчеркивают в ФНС. При этом обеспечение социальных и пенсионных прав сотрудников налогоплательщиков АУСН будет производиться в полном объеме за счет федерального бюджета.
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  Малый бизнес  Изменения в налоговом законодательстве  
- 05.10.2024 На УСН больше не получится снижать налог за счет «переезда» в другой регион
- 01.10.2024 Организациям на УСН без НДС не надо выставлять счета-фактуры
- 25.09.2024 Налоговая миграция в другой регион может стать бессмысленной
- 24.08.2023 На Госуслугах можно обжаловать отказ в выдаче разрешений и лицензий
- 17.07.2023 В России могут ввести регистрацию бизнеса на виртуальный адрес
- 06.07.2023 В России могут уменьшить штрафы для микробизнеса за неуплату долга в 10 раз
- 09.10.2024 Минфин может подключить субъекты РФ к АУСН уже в 2025 году
- 07.10.2024 В РФ появятся дополнительные налоговые выплаты для семей с детьми
- 01.10.2024 Власти хотят разрешить налоговую амортизацию вместе с вычетом на инвестиции
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 25.06.2024 Порог УСН по основным средствам хотят увеличить до 450 миллионов
- 25.06.2024 Порог УСН по основным средствам хотят увеличить до 450 миллионов
- 21.08.2023 Как добавить ОКВЭД для индивидуального предпринимателя в 2023 году
- 30.03.2023 Как поддерживают малый бизнес в разных странах и в России
- 16.11.2021 Каким ИП и организациям с декабря 2021 года отключат корпоративные номера
- 04.07.2024 Налоговые изменения для туристов: что подготовил Минфин
- 20.06.2024 ГД рассмотрит законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ и налоге на прибыль
- 11.06.2024 Что может изменить новая шкала НДФЛ
- 06.10.2024
Выявив факт
переплаты по налогу по УСН, налогоплательщик потребовал вернуть ему излишне уплаченную сумму. Налоговый орган решением в возврате части запрошенной суммы отказал.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с пропуском трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога (срок начал течь после того, как налоговый орган бесспорно взыскал с налогоплательщика авансов
- 18.09.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не обеспечено соблюдение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что не позволило предпринимателю участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично или чере
- 15.09.2024
Предпринимателю доначислен
ЕНВД, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в связи с занижением площади залов обслуживания посетителей в кафе, ресторане.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено занижение в ресторане физического показателя "площадь зала обслуживания посетителей"; площадь зала обслуживания посетителей, используемого предпринимателем в кафе, превышает 150 кв.
- 03.05.2023
Определением задолженность
по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност - 17.09.2013
В силу положений п.
9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения должна быть подтверждена соответственно правоустанав - 20.03.2013
Суды установили, что в
2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 03.10.2024 Письмо Минфина России от 19.08.2024 г. № 03-11-11/77653
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 23.09.2024 г. № 03-11-11/91205
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- 10.10.2024 Письмо Минфина России от 19.08.2024 г. № 03-07-11/77573
- 08.10.2024 Письмо Минфина России от 19.04.2024 г. № 05-09-09/18754
- 30.09.2024 Письмо Минфина России от 16.07.2024 г. № 03-07-11/66265
Комментарии