Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расходы компании до начала реализации: налоговый и бухгалтерский учет

Расходы компании до начала реализации: налоговый и бухгалтерский учет

Как учитываются данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете, пока нет выручки?

17.06.2019
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Организация планирует свою деятельность по реализации сельхозпродукции, выращенной в теплице. На текущий момент строится теплица, есть расходы на приобретение и сооружение основных средств и административные расходы.

Как учитываются данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете, пока нет выручки? Как формируется себестоимость овощей, выращенных в теплице?

Ответ на вопрос о формировании себестоимости овощей раскрывается в приложенном дополнительном материале.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на приобретение и сооружения основных средств (ОС) формируют первоначальную стоимость этих объектов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Административные расходы необходимо учитывать в периоде их возникновения как бухгалтерском, так и в налоговом учете.

"Входящий" НДС можно принимать к вычету после постановки на учет товаров (работ, услуг).

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

В целях налогообложения расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

НК РФ напрямую не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были у организации доходы в отчетном (налоговом) периоде или нет.

Поэтому расходы, понесенные организацией в периоде освоения нового вида деятельности, можно учесть в целях налогообложения прибыли независимо от факта получения дохода по данному виду деятельности в налоговом периоде (письма Минфина России от 31.05.2010 N 03-11-06/2/82, от 28.07.2009 N 03-03-06/1/495, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Произведенные организацией расходы как за счет собственных средств, так и за счет кредитных учитываются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ для каждого вида расходов.

Так, затраты на приобретение (сооружение) амортизируемого имущества в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), так как эти расходы формируют первоначальную стоимость приобретенных (построенных) объектов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Данные затраты после ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию списываются в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обратите внимание, что проценты по долговым обязательствам (в том числе кредитным) не учитываются для целей налогообложения прибыли в первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Расходы на уплату процентов учитываются в конце каждого месяца в составе внереализационных расходов с учетом положений ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757, от 17.02.2014 N 03-03-06/1/6387).

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые же расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Причем налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, прямые расходы могут быть учтены организацией при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция (овощи).

Расходы на аренду офиса, на приобретение канцтоваров, заработную плату управленческого персонала (директора, бухгалтера и др.) и отчисления с нее, расходы на услуги связи, на обслуживание банковского счета и др. административные затраты относятся, как правило, к косвенным расходам и могут быть учтены в текущем отчетном периоде (письма Минфина России от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

При отсутствии в налоговом периоде доходов, учтенные косвенные расходы будут формировать убыток текущего налогового периода, который можно будет перенести на будущие периоды (ст. 283 НК РФ, письма Минфина России от 04.12.2015 N 03-03-06/1/70838, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, от 17.07.2008 N 03-03-06/1/414, от 06.03.2008 N 03-03-06/1/153).

НДС

Налоговые вычеты по НДС предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:

- товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету на основании первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Наличие или отсутствие налогооблагаемой базы по НДС в налоговом периоде не является условием для принятия к вычету сумм налога. Следовательно, если товары (работы, услуги) были приобретены организацией для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, и были приняты к учету на основании первичных документов, а также имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, то НДС может быть принят к вычету в том числе в периоде, в котором не осуществлялись операции, облагаемые НДС (письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148 *(3), ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@).

Обратите внимание, что налогоплательщикам п. 1.1 ст. 172 НК РФ предоставлено право заявлять налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками) и продавцами товаров (работ, услуг) при проведении капитального строительства, принимаются налогоплательщиком к вычету в течение трех лет после принятия на учет, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", работ по капитальному строительству и товаров (работ, услуг), приобретенных для указанных работ, и при наличии соответствующих документов (п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ)*(4).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от того, получен организацией доход или нет (п.п. 17, 18, абзац 4 п. 19 ПБУ 10/99).

Затраты на приобретение и сооружение ОС расходами не признаются (п. 3 ПБУ 10/99), так как эти затраты вместе с расходами на уплату процентов по кредитному договору, взятому на приобретение ОС, формируют первоначальную стоимость ОС на счете 08 (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п.п. 7, 8 ПБУ 15/2008), которая после ввода объекта в эксплуатацию переносится на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений (п.п. 17, 18, 19, 20, 21 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 10/99).

На сегодняшний день нормативно определен порядок признания затрат в виде расходов будущих периодов только для активов, упомянутых в: ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007 (п. 39), ПБУ 2/2008 (п. 16). Поэтому когда речь идет о расходах на приобретение активов, порядок учета которых регулируется вышеназванными ПБУ, то такие затраты первоначально могут отражаться по дебету счета 97 с последующим списанием в дебет счетов учета затрат (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(5), далее - Положение).

Административные - они же управленческие расходы к видам активов, поименованным в вышеупомянутых ПБУ, не относятся.

Управленческие расходы (счет 26 "Общехозяйственные расходы") можно учесть двумя способами (п. 9 ПБУ 10/99):

- ежемесячным списанием в дебет счета 20 "Основное производство" (то есть формированием незавершенного производства и себестоимости готовой продукции);

- ежемесячным списанием непосредственно в дебет счета 90 "Продажи".

В данном случае отражение в бухгалтерском учете осуществленных организацией управленческих расходов будет зависеть от порядка, установленного учетной политикой организации (п. 7 ПБУ 1/2008, смотрите письмо Минфина России от 14.05.2005 N 03-06-01-04/25).

По нашему мнению, в подготовительном периоде (при фактическом отсутствии производства) говорить о формировании стоимости незавершенного производства в понимании п. 63 Положения не представляется возможным. Кроме того, поскольку в данном периоде выручки от обычных видов деятельности (реализации продукции) нет, то, полагаем, списывать управленческие расходы в подготовительном периоде необходимо в состав прочих расходов:

Дебет 20 Кредит 26

- управленческие расходы отражены в составе расходов на производство (в аналитике как расходы на производство, не давшее продукции) (при установлении в учетной политике первого варианта учета);

Дебет 91 Кредит 20

- расходы на производство, не давшее продукции, списаны в составе прочих расходов с последующим формированием убытка отчетного периода для целей бухгалтерского учета;

или

Дебет 91 Кредит 26

- управленческие расходы отражены в составе прочих расходов (второй вариант).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок определения налоговой базы
  • 21.08.2019  

    Оспариваемыми решениями обществу отказано в возмещении суммы НДС, а также доначислены НДС и штраф в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды путем фиктивной реализации товара по заниженным ценам при условии аффилированности и взаимозависимости участников сделки и неведении контрагентами реальной финансово-хозяйственной деятельности.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку принятая

  • 14.08.2019  

    Налоговый орган доначислил налог на добавленную стоимость, начислил пени и штраф, указав, что налогоплательщик необоснованно занизил налоговую базу на сумму полученных из бюджета средств на возмещение затрат по ремонту и содержанию установок сетей наружного освещения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.

  • 31.07.2019  

    В ходе проверки было установлено, что предприятие фактически оказало обществу услуги по вывозу мусора, однако выручка за оказанные услуги не была включена в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль организаций, а также не был исчислен НДС с реализации данных услуг в связи с тем, что денежные средства были перечислены подконтрольной учреждению организации.

    Итог: требование удовлетворено, так к


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок признания доходов и расходов
  • 03.06.2019  

    Основанием для доначислений по налогу на прибыль и НДС послужил вывод инспекции о том, что заявитель необоснованно включил в состав косвенных расходов затраты в виде нагрузочных потерь, возникших на оптовом рынке электроэнергии, а также заявил налоговые вычеты по данным расходам.

    Итог: суд отклонил доводы инспекции о том, что в рассматриваемом случае приобретенный на опто

  • 22.04.2019  

    Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России в части доначисления налога на прибыль в размере по операциям с ЧАО.

    Итог: рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли к выводу, что обществом была проведена контрольная инвентаризация после оформленных ранее результа

  • 10.12.2018  

    По мнению инспекции, включение в состав Соглашения об отступном от 13.12.2012 г. № 2 условий о погашении договора займа за счет предоставленного имущества ЗАО и дальнейшая корректировка регистров налогового учета повлекли получение обществом необоснованной налоговой выгоды путем занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2012 год. В ходе проверки инспекция установила наличие особых форм расчетов и сроков платеже


Вся судебная практика по этой теме »