Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Прогрессивный подоходный налог: предпосылок много, но есть и минусы

Прогрессивный подоходный налог: предпосылок много, но есть и минусы

Российские власти могут уже до 2018 года пойти на возврат прогрессивной шкалы подоходного налога в попытках победить кризис в экономике, наполнить бюджеты и смягчить социальное неравенство, считают эксперты. Однако они отмечают, что такая мера может негативно повлиять на экономический рост и технически осуществить ее трудно

21.11.2013
ПРАЙМ
Автор: Лана Самарина

Единая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на уровне 13 % была введена с 2001 года. В последнее время участились предложения о возврате к прогрессивной шкале налогообложения. В июне этого года на ПМЭФ первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил, что отмена плоской шкалы возможна, но после 2018 года. В ноябре президент Владимир Путин также не исключил возможности, что когда-нибудь Россия перейдет к прогрессивной шкале.

«Налоговые меры могут быть задействованы для противодействия кризису, логика понятна: если денег не хватает, если есть бюджетные проблемы, то богатые должны делиться <...> Однако, на наш взгляд, повышение фискальной нагрузки на богатых в условиях кризиса и даже сползания в него является ошибкой, как бы это ни показалось справедливым», - сказал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, представивший во вторник аналитический доклад «Из кризиса за счет богатых».

Согласно расчетам ФБК, этот год российская экономика закончит с небольшим плюсом, однако уже в следующем году будет спад, более того, Россия так и не вышла из кризиса 2008-2009 годов.

БОГАТЫЕ ЭКОНОМИКЕ НЕ ПОМОГУТ

Повышать налогообложение богатых необходимо не в кризисные и не предкризисные времена, а в условиях стабильного экономического развития, уверены авторы доклада.

«Россия упустила это время накануне кризиса, начавшегося в 2008 году. Теперь «окно возможностей» откроется только после выхода из экономического кризиса», - сказал Николаев. Он отметил, что опыт стран, которые в качестве антикризисной меры увеличивали налоговую нагрузку на богатых, показывает, что эти меры скорее принесли негативный эффект. «Из кризиса за счет богатых выходить не получалось и не получится», - считает глава Института стратегического анализа ФБК.

С ним согласен по этому вопросу доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемешев. «Повышение налогообложения на богатых политически нереально, физически затруднено и экономически контрпродуктивно», - сказал он.

В то же время Буклемешев готов приветствовать ввод прогрессивного налога, поскольку считает, что при имеющемся в России социальном неравенстве необходимо принимать меры, направленные на перераспределение доходов.

С другой стороны, как отмечают эксперты ФБК, повышение фискальной нагрузки на богатых демотивирует их, и они, как правило крупные бизнесмены, сворачивают бизнес в своей стране и переводят его за границу, а это тормозит экономический рост.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВ ПОПУЛИЗМА

«Мы не готовы технологически. Выстроить реальное исполнение таких решений не удастся», - уверен советник Института современного развития Никита Масленников.

Ранее про это говорили и представители Минфина, отвечая на вопрос, как они относятся к возможному введению прогрессивной шкалы.

Кроме того, эксперты считают, что будет и ряд политических затруднений. Так, Буклемешев уверен, что увеличение налогового бремени - это больной вопрос и для самих определяющих политику в этой сфере.

С другой стороны, у введения прогрессивной шкалы есть «грандиозная популистская составляющая», напоминает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

Политический фактор отмечают и эксперты ФБК: идея большего налогообложения богатых достаточно популярна и может принести дополнительные политические очки, «стать своеобразным козырем в обеспечении так желаемой властями очередной преемственности власти».

С МИРА ПО НИТКЕ?

Тем не менее Смирнов из ВШЭ считает, что пока не стоит ожидать скорого введения этих изменений. «Сейчас, на мой взгляд, мейнстрим - это наполнение бюджета не за счет увеличения налогов, а за счет сбора текущих платежей», - сказал глава Института социальной политики и социально-экономических программ.

А вот аналитики ФБК полагают, что перемена отношения руководства страны к 13-процентной плоской шкале подоходного налога может дополнить перечень политических решений 2013 года.

«Испытывая растерянность от никак не ожидавшегося властями падения темпов роста экономики, стали приниматься различного рода решения, которые должны переломить негативную динамику развития: замораживание тарифов естественных монополий, распечатывание Фонда национального благосостояния, решения по пенсионной реформе», - говорится в докладе.

Введение прогрессивной шкалы может рассматриваться и как способ смягчить проблему растущих дефицитов региональных и местных бюджетов, которые сейчас увеличивают долговую нагрузку, добавил Николаев.

Что касается самого механизма, то, по его словам, если прогрессивная шкала и будет вводиться, то она должна быть максимально простой, например, оставить 13% для большинства россиян и повысить ставку до 20% для людей с высокими доходами.

Разместить:
222
22 ноября 2013 г. в 16:59

О каком возврате идёт речь? О каком?

А что было до 2001 года? У нас что в России был прогрессивный налог НДФЛ?

Когда это было? Подскажите. Ни я, ни мои родители, ни деды такого не помнят. Может это при царе было?

Бухгалтер
16 декабря 2013 г. в 11:54

Вы сами поняли, что сказали. Во первых НДФЛ расшифровывается как Налог на Доходы Физических Лиц. Во вторых , до 2001 года была прогрессивная шкала НДФЛ, не помню, с какого года, но еще до появления компьютеров.

Борис
16 января 2014 г. в 1:46

Ни в одной приличной стране нет плоской шкалы подоходного налога. В России нынешняя власть захватила и незаконно ее удерживает именно потому, что она состоит из лиц, сумевших овладеть богатствами страны.Их жадность пределов не имеет, поэтому эта власть пользуется офшорными схемами; даже свои финансовые потери, понесенные на Кипре,возмещаются из нашего бюджета. Оппозиция слаба, а репрессии против нее безмерны. Поэтому изменения шкалы НДФЛ от такого правительства ждать невозможно, Наоборот, налоги повышаются за счет самых обездоленных и бесправных. Так, например, с прошлого года отменены налоговые вычеты с самых бедных (помните, до 2012 года были освобождены от НДФЛ граждане до достижения заработка в 40 тысяч рублей в размере 400 руб в месяц.? Теперь эти вычеты отменены). А в 2013 году Медведев своим распоряжением уменьшил до 1,8% индексацию социальных пенсий, хотя такие пенсии получают, в том числе дети, лишившиеся родителей, тогда, как по Закону индексация должна быть не ниже роста прожиточного минимума ПМ - не менее 6% ( ПМ-размер средств НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ). А в то же время нашлись средства повысить пенсии администрации президента сразу на 288% !!!, до 85 тысяч руб. в среднем...Да и на заоблачные зарплаты высшим чиновникам деньги нашлись. А ведь можно было бы обложить повышенным НДФЛ большие зарплаты СТРОГО для целевого улучшения содержания детей в детдомах, на здравоохранение и другие важнейшие цели, так, чтобы каждый случай уклонения от ТАКОГО налогообложения стало бы известным широким народным массам через информирование через 1-ю программу центрального телевидения, Всем известно, как трудно расстаются с деньгами богатые люди, еще Ходжа Насреддин рекомендовал, при спасении тонущего богача кричать НА РУКУ, а не давай руку...Так что расстаться с плоской шкалой НДФЛ нам не под силу...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »