
Аналитика / Налогообложение / Нужно ли брать налог с мужчин, не служивших в армии?
Нужно ли брать налог с мужчин, не служивших в армии?
В Госдуму внесено предложение брать повышенный налог с мужчин, не служивших в армии
24.05.2013Госдума приступила к обсуждению неожиданного законопроекта: предлагается ввести повышенный налог для тех, кто уклонился от службы в армии. За нелегальную гражданку мужчине придется до 45 лет отдавать государству пятую часть всех доходов. Так что просроченный воинский долг легко станет финансовым.
С такой инициативой выступил один из депутатов Госдумы. Он внес в парламент проект поправок в Налоговый кодекс, устанавливающий повышенную ставку для мужчин, не служивших в армии. Если, как сказано в документе, "физические лица мужского пола" не прошли военную службу и не были освобождены от нее на законных основаниях, то для них устанавливается налоговая ставка в размере 20 процентов в отношении всех доходов. Команда "отбой" высоким налогам поступит на 45-й день рождения. Затем ставка упадет до обычного.
Напомним, сегодня граждане платят налог 13 процентов от всех доходов, и это одна их самых низких ставок в развитом мире. По логике авторов проекта, если кто-то не может (или не хочет) защищать страну с автоматом, пусть защищает ее рублем. Как сказано в пояснительной записке, по Конституции "долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Отечества. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях". Получается, кто не отслужил без легальных причин, долг не оплатил. Сразу надо сказать, логика - не бесспорная. Правительство страны, изучившее данный законопроект, написало отрицательный отзыв. Идею повышать престиж военной службы через налоги правительственные эксперты не оценили.
Как сказано в отзыве правительства, законодательство о налогах и сборах "основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". Согласно Налоговому кодексу, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. "Таким образом, по мнению правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц", говорится в отзыве.
Тем не менее авторы проекта решили настаивать на своем. "Представляется, что этот аргумент не может служить веским основанием для отклонения законопроекта, - отвечает пояснительная записка на доводы правительства, - поскольку именно при "существующих подходах к налогообложению физических лиц" ежегодно около четверти миллиона призывников уклоняются от получения повестки о призыве и от самой военной службы. При этом они не несут ни уголовной, ни административной, ни финансовой ответственности".
Уплата же дополнительных 7 процентов к установленному 13-процентному налогу, полагают авторы проекта, кроме пополнения государственного бюджета, будет "экономически стимулировать лиц, намеревающихся уклониться от военной службы, к исполнению воинской обязанности, способствовать формированию в обществе высокого авторитета Вооруженных сил и неодобрительного отношения к лицам, избегающим без всяких законных оснований под различными предлогами призыва на военную службу".
Поскольку высокий налог предлагается для тех, кто не имел законных отстрочек, пацифистам, студентам или, скажем, артистам балета, повышенный налог не грозит. Эксперты, опрошенные "РГ", по разному оценили инициативу. Кому-то она понравилась, кому-то нет. Правда, предположение, что инициативу поддержат исключительно бывшие военные, не подтвердилось. Например, юрист Вячеслав Голенев в беседе с корреспондентом "РГ" высказался "за", хотя лично военного опыта не имеет. "Предложенный законопроект, несомненно, повлияет на тех молодых людей, кто хочет построить успешную карьеру, - сказал Вячеслав Голенев. - С учетом того, как ранее "в штыки" воспринимались любые попытки повысить общий НДФЛ для всех граждан, принятие такой поправки к Налоговому кодексу не будет восприниматься столь остро всем обществом - ведь речь идет об уклоняющихся от воинской службы".
По его словам, отдельное повышение подоходного налога для категории уклонистов решает две задачи: с одной стороны, увеличивается возможный объем поступлений в бюджеты различных уровней. С другой - у призывников появится мощный стимул искать встречи с военкомом. "Ведь отдавать с зарплаты по 20 процентов ежемесячно в российских условиях - весьма нелегко", говорит Вячеслав Голенев. Все-таки, налоговой инспектор - не военком. Достанет из-под земли.
Впрочем, немало мнений и против. Правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала обозревателю "РГ" Елене Яковлевой: "По-моему, инициатива ввести такой налог обнаруживает желание государства обдирать людей по любому поводу. Такое ощущение, что инициаторы уже не знают, что еще обложить налогом. Дай им волю, и они и введут налоги на дыхание и на сон, будем платить за то, что мы дышим, и за то, что мы спим. Почему те люди, не служившие в армии, должны платить повышенные налоги, а если, предположим, человек освобожден от армии, потому, что он не может служить по медицинским показаниям? Я не уверена, что каждый раз можно будет легко доказать фискальным органам законность своей неслужбы. Или этот налог превратится в налог на Божий дар, на талант. Молодой ученый пошел в аспирантуру вместо армии, а потом за свою приверженность науке должен будет платить налог. Мне непонятно это, мне кажется, что государство должно освободиться от желания необоснованно и неразумно обдирать население".
Как бы то ни было, законопроект был принят в работу Комитетом Госдумы по бюджету, налогам и сборам, после чего направлен для сбора отзывов и предложений. Ответы принимаются до 21 июня. Судьбу инициативы пока предсказать трудно. Но бесспорно - она просто обречена на большой резонанс и горячие споры.
Еще один проект, внесенный в Госдуму, предлагает дать преимущественное право гражданам, прошедшим военную службу, при их поступлении на госслужбу и муниципальную службу по конкурсу.
Также предлагается ввести ограничения на избрание главой государства, сенатором, депутатом Госдумы, замещение должностей в органах суда, прокуратуры, полиции и ФСБ для мужчин, не прошедших военную службу без законных оснований.
Опять же, подобные ограничения могут коснуться лишь тех, кто играл в прятки с военкомом незаконно. Если же, допустим, юноша прошел альтернативную гражданскую службу, запрет на него не распространяется. Также никаких претензий не может быть к ученым, которые вместо службы учились и имели законные отсрочки. И так далее.
Теперь законодателям предстоит решить судьбу инициативы. Законопроект направлен в Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
- 07.08.2025 ФНС подготовила новые коды доходов и вычетов по НДФЛ
- 06.08.2025 Минфин: оплата питания работников облагается НДФЛ
- 05.08.2025 Россиянам напомнили об изменениях в налогообложении доходов по вкладам
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 06.08.2025 Налогообложение удалённых сотрудников в 2025 году: что нужно знать
- 29.07.2025 Доходы от вкладов выше 210 тыс. рублей в 2025 году попадут под налог
- 30.06.2025 ФНС разъяснила: итоги проверки контрагента узнать нельзя
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 06.08.2025 Невидимая нагрузка: как банки подключают страховки к картам без согласия клиентов
- 05.08.2025 Как устроена система налогообложения в России: кратко и по делу
- 23.07.2025 Как легально сдавать квартиру и платить меньше налогов в 2025 году
- 30.07.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний не исполнил обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в отношении компенсационных выплат сотрудникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как тот факт, что спорные выплаты обусловлены несением сотрудниками налогоплательщика реаль
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 10.08.2025
В адрес
общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено.Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
- 26.06.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № СД-17-2/1581@
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
Комментарии
Опять госдуму пучит очередным идиотским законом. Шли бы уже отдыхать