
Аналитика / Налогообложение / Нужно ли брать налог с мужчин, не служивших в армии?
Нужно ли брать налог с мужчин, не служивших в армии?
В Госдуму внесено предложение брать повышенный налог с мужчин, не служивших в армии
24.05.2013Госдума приступила к обсуждению неожиданного законопроекта: предлагается ввести повышенный налог для тех, кто уклонился от службы в армии. За нелегальную гражданку мужчине придется до 45 лет отдавать государству пятую часть всех доходов. Так что просроченный воинский долг легко станет финансовым.
С такой инициативой выступил один из депутатов Госдумы. Он внес в парламент проект поправок в Налоговый кодекс, устанавливающий повышенную ставку для мужчин, не служивших в армии. Если, как сказано в документе, "физические лица мужского пола" не прошли военную службу и не были освобождены от нее на законных основаниях, то для них устанавливается налоговая ставка в размере 20 процентов в отношении всех доходов. Команда "отбой" высоким налогам поступит на 45-й день рождения. Затем ставка упадет до обычного.
Напомним, сегодня граждане платят налог 13 процентов от всех доходов, и это одна их самых низких ставок в развитом мире. По логике авторов проекта, если кто-то не может (или не хочет) защищать страну с автоматом, пусть защищает ее рублем. Как сказано в пояснительной записке, по Конституции "долгом и обязанностью каждого гражданина является защита Отечества. Ее важнейшие компоненты составляют исполнение воинской обязанности и несение военной службы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях". Получается, кто не отслужил без легальных причин, долг не оплатил. Сразу надо сказать, логика - не бесспорная. Правительство страны, изучившее данный законопроект, написало отрицательный отзыв. Идею повышать престиж военной службы через налоги правительственные эксперты не оценили.
Как сказано в отзыве правительства, законодательство о налогах и сборах "основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". Согласно Налоговому кодексу, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. "Таким образом, по мнению правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения противоречат существующим подходам к налогообложению физических лиц", говорится в отзыве.
Тем не менее авторы проекта решили настаивать на своем. "Представляется, что этот аргумент не может служить веским основанием для отклонения законопроекта, - отвечает пояснительная записка на доводы правительства, - поскольку именно при "существующих подходах к налогообложению физических лиц" ежегодно около четверти миллиона призывников уклоняются от получения повестки о призыве и от самой военной службы. При этом они не несут ни уголовной, ни административной, ни финансовой ответственности".
Уплата же дополнительных 7 процентов к установленному 13-процентному налогу, полагают авторы проекта, кроме пополнения государственного бюджета, будет "экономически стимулировать лиц, намеревающихся уклониться от военной службы, к исполнению воинской обязанности, способствовать формированию в обществе высокого авторитета Вооруженных сил и неодобрительного отношения к лицам, избегающим без всяких законных оснований под различными предлогами призыва на военную службу".
Поскольку высокий налог предлагается для тех, кто не имел законных отстрочек, пацифистам, студентам или, скажем, артистам балета, повышенный налог не грозит. Эксперты, опрошенные "РГ", по разному оценили инициативу. Кому-то она понравилась, кому-то нет. Правда, предположение, что инициативу поддержат исключительно бывшие военные, не подтвердилось. Например, юрист Вячеслав Голенев в беседе с корреспондентом "РГ" высказался "за", хотя лично военного опыта не имеет. "Предложенный законопроект, несомненно, повлияет на тех молодых людей, кто хочет построить успешную карьеру, - сказал Вячеслав Голенев. - С учетом того, как ранее "в штыки" воспринимались любые попытки повысить общий НДФЛ для всех граждан, принятие такой поправки к Налоговому кодексу не будет восприниматься столь остро всем обществом - ведь речь идет об уклоняющихся от воинской службы".
По его словам, отдельное повышение подоходного налога для категории уклонистов решает две задачи: с одной стороны, увеличивается возможный объем поступлений в бюджеты различных уровней. С другой - у призывников появится мощный стимул искать встречи с военкомом. "Ведь отдавать с зарплаты по 20 процентов ежемесячно в российских условиях - весьма нелегко", говорит Вячеслав Голенев. Все-таки, налоговой инспектор - не военком. Достанет из-под земли.
Впрочем, немало мнений и против. Правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала обозревателю "РГ" Елене Яковлевой: "По-моему, инициатива ввести такой налог обнаруживает желание государства обдирать людей по любому поводу. Такое ощущение, что инициаторы уже не знают, что еще обложить налогом. Дай им волю, и они и введут налоги на дыхание и на сон, будем платить за то, что мы дышим, и за то, что мы спим. Почему те люди, не служившие в армии, должны платить повышенные налоги, а если, предположим, человек освобожден от армии, потому, что он не может служить по медицинским показаниям? Я не уверена, что каждый раз можно будет легко доказать фискальным органам законность своей неслужбы. Или этот налог превратится в налог на Божий дар, на талант. Молодой ученый пошел в аспирантуру вместо армии, а потом за свою приверженность науке должен будет платить налог. Мне непонятно это, мне кажется, что государство должно освободиться от желания необоснованно и неразумно обдирать население".
Как бы то ни было, законопроект был принят в работу Комитетом Госдумы по бюджету, налогам и сборам, после чего направлен для сбора отзывов и предложений. Ответы принимаются до 21 июня. Судьбу инициативы пока предсказать трудно. Но бесспорно - она просто обречена на большой резонанс и горячие споры.
Еще один проект, внесенный в Госдуму, предлагает дать преимущественное право гражданам, прошедшим военную службу, при их поступлении на госслужбу и муниципальную службу по конкурсу.
Также предлагается ввести ограничения на избрание главой государства, сенатором, депутатом Госдумы, замещение должностей в органах суда, прокуратуры, полиции и ФСБ для мужчин, не прошедших военную службу без законных оснований.
Опять же, подобные ограничения могут коснуться лишь тех, кто играл в прятки с военкомом незаконно. Если же, допустим, юноша прошел альтернативную гражданскую службу, запрет на него не распространяется. Также никаких претензий не может быть к ученым, которые вместо службы учились и имели законные отсрочки. И так далее.
Теперь законодателям предстоит решить судьбу инициативы. Законопроект направлен в Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 11.06.2025 Налоговая служба разъяснила порядок получения отсрочки и рассрочки по налогам
- 10.06.2025 ФНС объяснила, как быстро проверить причину блокировки расчетного счета
- 09.06.2025 В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 10.06.2025 Штрафы за неуведомление о начале бизнеса вырастут с 27 июня 2025 года
- 02.06.2025 Налоговая амнистия за дробление: как законно списать долги перед ФНС
- 27.05.2025 Как юрлицам в 2025 году работать с криптовалютой в международных расчётах — без штрафов и рисков
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
Комментарии
Опять госдуму пучит очередным идиотским законом. Шли бы уже отдыхать