Аналитика / В центре внимания / ФНС поставила под удар добросовестных налогоплательщиков
ФНС поставила под удар добросовестных налогоплательщиков
Чье-то «креативное» решение вызвало массу вопросов
31.08.2012Российский налоговый порталНа Российском налоговом портале была опубликована новость о том, что ФНС России оставит однодневки в покое, чтобы отказывать добросовестным фирмам в вычетах. Данное распоряжение дала Федеральная налоговая служба РФ во внутреннем письме.
Мы обратились к нашим экспертам прокомментировать данную новость.
Как, по вашему мнению, это действенный метод взыскания незаконно возмещенного НДС или очередной неверный шаг контролирующих органов? И вправе ли ФНС на "своем" уровне принимать такие дерзкие решения?
Такие вопросы были предложены для рассмотрения экспертам вот, что они пишут:
Проблемные контрагенты, однодневки, осмотрительность
- 16.06.2023 Борис Титов предложил ФНС внедрить «светофор» для проверки надежности контрагентов
- 19.05.2017 Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов
- 07.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных партнеров? Анализ судебной практики
Проблемные контрагенты, однодневки, осмотрительность
- 25.07.2017 Недобросовестность поставщика приводит к печальным последствиям для покупателя
- 13.06.2017 Вычет НДС по недобросовестным контрагентам: судебные последствия
- 10.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных поставщиков?
Проблемные контрагенты, однодневки, осмотрительность
- 05.07.2018 Письмо ФНС России от 18.05.2018 г. № ЕД-4-2/9521@
- 25.12.2017 Письмо Минфина России от 01.12.2017 г. № 03-02-07/1/80443
- 17.11.2017 Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2017 г. № 14-16/179534
© 2006-2024 Российский налоговый портал.
Комментарии
Paragon Advice Group, Партнер
Полагаю, что ставшее известным секретное «креативное решение» налоговой службы «о запрете проводить выездные проверки и доначисления компаниям-однодневкам», даже по запросу органов следствия, полиции и прокуратуры, не может не рассматриваться как незаконное. Кроме того, полагаю, что в данном случае конкретное должностное лицо, принявшее решение о таком распоряжении внутри российской системы налоговых органов, должно как минимум столкнуться с необходимостью пройти служебную проверку, а при максимально негативном для себя последствии, даже лишиться, возможно, и должности.
Своим бихевиористским решением такое должностное лицо, прежде всего, поставило под удар добросовестных налогоплательщиков, которые по стечению непредвиденных обстоятельств (даже после проявления достаточной должной осмотрительности) имели договорные отношения с «однодневками», а затем, подвергло угрозе работу по борьбе с «однодневками» и правоохранительных органов России, чьи задачи нацелены на защиту не только государственных интересов, но и добросовестных граждан и компаний.
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики
Не видя оригинального текста документа, есть большие сомнения в том, что упомянутое письмо действительно допускает уклонение от проверок по обращениям правоохранительных органов. Никто не отменял приказ от 30.06.2009 г. № 495, ММ-7-2-347 о взаимодействии ФНС и МВД. Желающих выполнять неофициальные и не зарегистрированные в Минюсте разъяснения ФНС вместо совместного приказа, являющегося нормативным актом, могут познакомить с содержанием ст. 293 и 294 УК РФ.
Что же касается прочих проверок «однодневок», то рекомендации понятны. Ухудшать соотношение доначислений к взысканию никому не хочется. Польза налоговикам для споров с компаниями, контактировавшими с «нехорошими» поставщиками от отсутствия выездных проверок последних – практически никакая. Еще в 2009 году Президиум ВАС РФ высказывал позицию о том, что налоговики должны доказывать согласованность действий налогоплательщика и контрагента-однодневки (постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 г. № 2635/09). А доказывание подконтрольности – дело не самое легкое. Поэтому факт доначисления/недоначисления налога «однодневке» при отсутствии доказанной подконтрольности и согласованности действий спору в суде не поможет и не помешает.
LEVINE Bridge, Юрист
По всей видимости, налоговые органы не согласны с государственной политикой, проводимой в области борьбы с фирмами-однодневками. Следствием данного факта является комментируемое решение ФНС.
В нем налоговики в очередной раз продемонстрировали свою обособленность, и пошли по наиболее простому пути решения проблемы, решив переложить ответственность на бизнес, при этом на добросовестные компании – налогоплательщиков. Попавшим под удар остается порекомендовать проявлять большую осмотрительность при выборе контрагентов и ожидать изменений законодательства в области борьбы с фирмами-однодневками, что, впрочем, опять же не гарантирует ответной реакции со стороны налогового ведомства.
ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор
Всем сторонам налогового противостояния давно понятно, что выездные проверки фирм-однодневок не приносят никакого экономического результата, так как даже в случае доначисления налогов, невозможно взыскать их в бюджет.
Однако последнее заявление налоговых органов, по нашему мнению, фактически дает полный «карт-бланш» всем зачинателям подобных схем, и лишь усилит ощущение полной безнаказанности, которое они итак имеют. По сути, налоговая инспекция еще раз подтверждает – проверять однодневки – это только терять время, гораздо выгоднее пытаться доначислить НДС работающим компаниям, «замаравшим» себя подобными связями.
Однако, хочется отметить, что эта позиция ФНС не только идет в разрез с нормами налогового законодательства, предусматривающими ответственность именно лица, совершившего налоговое правонарушение, но и не станет действенным способом взыскания незаконно возмещенного НДС, ведь компании будут прилагать все усилия по отстаиванию своих интересов.
Пенсионер МВД
Я рад тому, что проблема подставных фирм продолжает будоражить умы специалистов ФНС, занимающихся совершенствованием налоговой системы страны. Всему свое время, априори понятно, почему родилось это решение (узковедомственные интересы и глупость чиновников). Согласен и с мнениями экспертов, что ни к какому радикальному решению проблемы устранения из системы по уходу от уплаты налогов реально действующими компаниями (прокладки это лишь механизм, способ) подобные креативные решения не приведут и привести не могут.