С налоговой на мировую?
Можно и нужно ли заключать с налоговой мировое соглашение? Каковы тенденции рассмотрения арбитражными судами налоговых споров? Будет ли их количество сокращаться дальше? Какие изменения в сфере досудебного урегулирования налоговых конфликтов ждут налогоплательщиков? На вопросы членов Палаты налоговых консультантов ответил судья ВАС РФ Анатолий Бабкин. Мероприятие прошло при поддержке журнала “Юрист предприятия в вопросах и ответах”
26.07.2012Журнал «Корпоративный юрист»Анатолий Иванович, что Вы думаете о досудебном урегулировании налоговых споров, и как оно применяется на практике?
Я неоднократно высказывался по поводу мирного урегулирования налоговых разногласий. Дело в том, что еще в 2002 г. в АПК РФ появились положения, допускающие внесудебное урегулирование административных споров, к которым относятся и налоговые правоотношения. Внесудебное урегулирование возможно в т. ч. и путем примирения. Но это лишь в теории: соответствующая норма в АПК РФ есть, но ее реализация – практически нулевая. Возникает вопрос: почему?
Когда появилась эта норма, суды ее восприняли и стали выносить определения (в т. ч. на уровне федеральных арбитражных окружных судов) об урегулировании спора путем заключения мирового соглашения. Этому способствовал и комментарий к НК РФ, выпущенный в том же году при участии Вениамина Яковлева, занимавшего тогда пост председателя ВАС РФ. В нем также подтверждалась возможность заключения мирового соглашения. Однако впоследствии эта практика фактически сошла на нет.
В судебном споре каждая сторона представляет свои интересы лично или через представителя, полномочия которого определяются доверенностью. В такой доверенности может быть положение “в т. ч. имеет право заключить мировое соглашение с другой стороной”, а может и не быть, и тогда решение вопросов таким путем оказывается невозможным.
Но я уверен, что мы еще придем к решению налоговых споров мирным путем.
Расскажите, пожалуйста, о том, какая работа ведется сегодня в сфере досудебного урегулирования налоговых споров?
В связи с введением системы обязательного досудебного обжалования некоторых решений налоговых органов сначала в вышестоящий налоговый орган и только потом в суд, вопросы урегулирования конфликтов на этом уровне актуальны уже несколько лет. В идеале, предполагается, что именно на досудебном уровне будет устранена конфликтная ситуация, возникшая между плательщиком и налоговой.
Что же касается такого показателя как “удовлетворяемость требований налогоплательщика”, то, по словам руководителя ФНС России Михаила Мишустина, в последнее время суды все чаще принимают решения в пользу налогового органа.
Я полагаю, что до введения в действие части первой НК РФ в подавляющем большинстве случаев суды вставали на сторону налогового органа. Со вступлением в силу НК РФ суды стали занимать позицию налогоплательщика и признавать решения налоговых органов недействительными. Почему? Потому что в НК РФ прописан ряд норм, которые гарантируют налогоплательщику защиту его законных прав и интересов. Чего стоит одно только положение ч. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
И суды восприняли положения НК РФ как основание для того, чтобы обеспечить защиту более слабой стороны в этих отношениях. Количество споров возросло, поскольку налогоплательщики воспрянули духом и стали чаще обращаться в суды за защитой нарушенных прав.
А как институт досудебного урегулирования налоговых споров работает в других государствах?
Наши иностранные коллеги неоднократно говорили о том, что главное – не судебный спор, а внесудебное урегулирование разногласий, возникающих между налогоплательщиком и государством.
Мне удалось ознакомиться с соответствующей практикой в Голландии. Когда нам представили статистические данные, то стало понятно, что государственный бюджет от введения досудебного урегулирования налоговых споров нисколько не пострадал. Даже наоборот – выиграл.
Таким образом, налоговые споры могут исчезнуть из судов?
Не по каждому налоговому спору возможно достижение мирового соглашения. Соответствующий этап развития мы прошли в 2002–2004 гг. Сегодня возможность примирения сохранилась только в делах о банкротстве, где налоговый орган выступает как уполномоченное лицо, защищающее интересы бюджета и выступающее в качестве одного из кредиторов. В этом случае налоговый орган еще может участвовать в заключении мирового соглашения как одна из его сторон. Но мне кажется, что мы все равно к этому придем.
Как Вы оцениваете процесс законотворчества в данной сфере?
К сожалению, вынужден констатировать, что часто законотворчество у нас происходит спонтанно и потом оказывается, что новые нормы не стыкуются с положениями НК РФ и других нормативных правовых актов. Нередко вносимое изменение бывает непонятно не только налогоплательщикам, но и самим судьям. Таким образом, возникают противоречия в толковании и применении норм права. В итоге в эту работу с целью выработки единого подхода вынужден включаться Президиум ВАС РФ.
Как сейчас обстоят дела с согласованностью норм права между собой?
Надо сказать, что в последние годы ведется достаточно активная работа по формированию единообразного подхода к толкованию налогового права. Правда, на уровне Пленума ВАС РФ уже давно не поднимались вопросы, касающиеся налогообложения.
Вместе с тем принимается множество постановлений “точечного” характера. Вы, наверное, помните о том, что ранее принимались глобальные постановления, на подготовку которых затрачивалось много времени (иногда год-полтора) и случалось, что постановление выходило к тому моменту, когда правовое регулирование уже было изменено. Сейчас проблемные вопросы налогового права разрешаются Президиумом в рамках рассмотрения конкретных дел, чтобы уже завтра на него было обращено внимание судов и тех лиц, которые вынуждены участвовать в судебных спорах.
Если говорить о стоящих перед нами задачах, то, конечно, унификация законодательства стран – участниц Таможенного союза – одна из основных. Но это дело очень далекого будущего, хотя по отдельным моментам мы и сейчас можем договориться, унифицировав правовые подходы хотя бы на уровне Таможенного союза. Ведь мы общаемся друг с другом, минуя таможенные границы, с тем, чтобы и бизнес имел более широкое поле для деятельности, и государство могло контролировать соответствующие шаги предпринимателей в сфере налогообложения, независимо от того, где они предпринимаются – на территории России или других государств – участников Таможенного союза.
Также мне бы хотелось обратить внимание на вопросы, связанные с изменением законодательства. Дело в том, что такое изменение нередко происходит вслед за судебной практикой. Именно судебная практика зачастую обозначает проблемные вопросы в т. ч. в налоговом законодательстве. В основном они связаны с пробелами в нем либо с несостыковкой отдельных норм права.
Приведу в пример спор, который рассматривался недавно Президиумом ВАС РФ. Дело было связано с коллизией норм НК РФ и АПК РФ. Согласно АПК РФ ненормативный правовой акт можно обжаловать в суд в течение трех месяцев со дня его принятия. А в ст. 139 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на вступившее в силу решение в течение одного года с момента его вынесения.
То есть события же могут развиваться следующим образом. Сначала налогоплательщик в рамках досудебного порядка обращается в вышестоящий налоговый орган, где ему отказывают, а сроки, между тем, идут. Затем у налогоплательщика возникает необходимость обжаловать решение налогового органа в судебном порядке. Он идет в суд, а там ему говорят, что три месяца уже прошли. И ранее суды отказывали налогоплательщику только на этом основании. Не взирая на то, что он законно обратился сначала в административном порядке в налоговый орган.
Президиум ВАС РФ рассмотрел эту ситуацию и пришел к выводу, что указанная коллизия не может служить основанием для того, чтобы ограничивать право налогоплательщика на обращение в суд для защиты своих интересов. В итоге дело было направлено на новое рассмотрение для принятия соответствующего решения.
Кто же тогда должен устранять подобные законодательные пробелы?
Суды зачастую вынуждены сами заполнять пробелы в законодательстве, но иногда они сознательно уходят от этого. При этом суды действуют правомерно: есть буква закона, которой они следуют. Закон есть закон.
Другое дело, вопрос привлечения к ответственности, решение которого прямо следует из закона: не уплатил налоги – заплати штраф. Но не всегда есть однозначность в размере санкций, определение которого при наличии определенных обстоятельств остается на усмотрение суда.
И от чего зависит решение суда в такой ситуации?
От наличия смягчающих обстоятельств. Не так давно (в декабре-январе) при рассмотрении нескольких дел Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что норма закона, позволяющая смягчить ответственность, может применяться достаточно широко. Даже в том случае, если налоговый орган принял доводы налогоплательщика и сократил размер штрафа как минимум вдвое, как того требовал закон, суд также вправе применить смягчающие ответственность обстоятельства и уменьшить его еще значительнее. То есть суд при применении данной нормы имеет определенную свободу.
Но есть и жесткие нормы. Так, много недовольства в обществе вызвал транспортный налог. Ситуация может быть, например, следующей. Налогоплательщик, давно списал автотранспорт с баланса, но забыл снять его с учета, не сдал номера или документы и при этом считал, что если машины нет, то, следовательно, нет и объекта налогообложения. Хотя НК РФ связывает это с регистрацией транспорта.
КС РФ высказывался на эту тему и указывал на то, что именно законодатель в данном случае обладает определенными полномочиями и вправе устанавливать условия, в соответствии с которыми взимается налог. Суды в описанной ситуации поддержали налогоплательщика, а Президиум ВАС РФ с ними не согласился, заявив, что транспортный налог должен уплачиваться по факту регистрации автотранспорта.
Кстати, аналогичную позицию он занял и в отношении объектов недвижимости в ситуации, когда они расположены на земельном участке одного лица и переходят в собственность другому лицу по основаниям договора купли-продажи.
Поэтому и здесь мы говорим о балансе частных и публичных интересов. Этот баланс должен соблюдаться сначала на законодательном уровне, а затем в процессе исполнения, т. е. во взаимоотношениях между налоговым органом и налогоплательщиком. Я полагаю, что это задача профессиональных консультантов – помочь налогоплательщику разобраться в ситуации и принять сбалансированное решение.
- 22.04.2024 В ФНС сообщили, что грозит свидетелю за неявку для дачи показаний
- 17.04.2024 ФНС пояснила, можно ли отправить общее уведомление по нескольким налогам
- 09.04.2024 ФНС утвердила форму договора о залоге имущества налогоплательщика-должника
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 16.11.2016 Правительство сегодня рассмотрит изменения в КоАП и НК РФ
- 29.05.2014 Мировым соглашением утверждена договоренность компенсировать убытки: когда признавать расход по налогу на прибыль?
- 07.03.2014 Проведение оценки стало эффективным средством для утверждения рыночной цены участка
- 16.04.2024 ИП умер: кому платить его долги с налогами и что делать с сотрудниками
- 13.03.2024 Что такое прогрессивная шкала налогообложения: как работает и в каких странах применяется
- 28.11.2023 Квартира в подарок: зачем застройщики дарят жилье и как платить с него налог
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 24.09.2015 Обзор позиций Конституционного Суда РФ по налогам с 1 января 2015 г.
- 13.09.2013 Новый порядок обжалования решений налоговиков
- 21.06.2013 «Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения высшего суда»
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 12.10.2022
Определением заявление
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна - 12.10.2022
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.
- 28.04.2014
ВАС РФ в п.
67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 20.01.2023 Письмо Минфина России от 07.12.2022 г. № 03-02-07/119743
- 09.12.2022 Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-04-06/110041
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 16.12.2021 г. № 03-03-07/102622
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 08.08.2022 г. № 03-03-07/76488
- 23.05.2022 Письмо Минфина России от 18.04.2022 г. № 05-06-11/37654
Комментарии