Аналитика / Налогообложение / Минэкономразвития подсчитало, кто контролирует бизнес азартнее всех
Минэкономразвития подсчитало, кто контролирует бизнес азартнее всех
По данным минэкономразвития, средний темп проверок бизнеса со стороны исполнительных органов федеральной власти можно оценить как два миллиона в год
18.08.2010«Российская Газета»У некоторых органов власти наблюдается аномально высокая доля проверок и это при том, что Генпрокуратура в 45% случаев отказывает в их проведении. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития России о состоянии системы государственного и муниципального контроля в РФ. В исследовании также подведены первые итоги применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...". Исследование, проведенное ведомством, показало чудовищный размах этого "бизнеса". Причем достается всем и даже бюджетным организациям - около трети всех проверок пришлось на бюджетников. Однако больше всех под раздачу попадают, конечно же, "малыши" - 54% от общего числа проведенных проверок. "Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса", - отмечают в докладе минэкономразвития. Более 96% проверок - ФМС России, 87% - Ростехрегулирование, 75% - Россельхознадзор и 71% - Ространснадзор.
При этом минэкономразвития подчеркивает, что не все федеральные органы исполнительной власти представили в ведомство соответствующие сведения, а данные, представленные в министерство и органы прокуратуры РФ (например, в части согласований внеплановых выездных проверок), существенно различаются между собой.
За исследуемый период (три квартала - III кв. 2009 г. - I кв. 2010 г.) приведена информация о проведении около 1,6 млн проверок.
"Однако если учитывать приблизительно равномерное распределение количества проверок по кварталам, в среднем составляющее около 500 тыс. проверок, то общее число проверок, информация о которых представляется федеральными органами исполнительной власти, составляет в годовом исчислении 2,1 млн проверок (без проверок финансового характера, таможенных органов, органов внутренних дел и отдельных видов контроля, представленных в части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ)", - говорится в документе.
Бизнес считает, что нагрузка все же упала. "Если сравнить, что было 2-4 года назад, то количество проблем, связанных с проверками, стало существенно меньше, - утверждает Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России". - Сегодня многое зависит от грамотности самих предпринимателей. Кто привык к безропотному подчинению контролерам, того как проверяли, так и проверяют. А если предприниматель хоть немножко интересуется изменениями, которые происходят в законодательстве, его проверять уже достаточно сложно". Основная нагрузка по проверкам по данным "ОПОРЫ России" везде разная, если в качестве примера взять муниципальные районы Московской области, то наибольшее их число проводят налоговые органы и административно-технические инспекции. На федеральном уровне многие ведомства свели их до минимума, например милиция и Роспотребнадзор.
Борис Титов, председатель общественной организации "Деловая Россия", подтверждает, что сегодня есть тенденция в сторону уменьшения количества проверок, но кардинального перелома пока не произошло. "Общее впечатление, что после введения нормы о согласовании проверок с генпрокуратурой их стало немного меньше, - говорит Борис Титов. - Мне кажется, это скорее больше эмоциональное и психологическое состояние. Мы сократили количество проверок, которые были откровенно наездные. Сама система сегодня работает очень сложно".
По словам председателя "Деловой России", прокуратура действительно ставит барьеры, однако проверки проходят и в обход прокуратуры. "Мы знаем, что налоговые органы, милиция и некоторые другие ведомства могут вообще не получать в прокуратуре разрешение, - пояснил Борис Титов. - Например, есть такой вариант, как обращение граждан, который не требует разрешения прокуратуры, и многие этим пользуются. Поэтому пока серьезного барьера на пути проверок нет. Количество проверок, проводимых налоговыми органами, плановых камеральных, встречных огромное. Хотя надо отдать должное: налоговые органы в последнее время стали работать лучше, откровенное взяточничество начинает снижаться".
Говоря о первых итогах применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", Владислав Корочкин отметил, что закон, безусловно, упростил жизнь предпринимателям. "Конечно, любой закон при желании можно обойти и организовать любую внеплановую проверку. Однако сейчас это стало сделать сложнее и требует уже некоторых усилий, которые не каждый контролер захочет предпринять", - считает вице-президент "ОПОРЫ России". Основная проблема сегодня, по мнению Владислава Корочкина, это несовершенство нашего законодательства. "К сожалению, оно иногда предъявляет к предпринимателям завышенные требования, которые порой невозможно выполнить, - пояснил он. - Многие технические требования писались в течение 15 лет, исходя из посыла, что мы вам напишем такое, что вы никогда не выполните. Например, для малого предприятия существуют требования по аттестации рабочих мест по условиям труда с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Даже когда 2 рабочих места находятся в одном помещении с одинаковой офисной техникой, необходимо платить за исследование каждого места".
Соответственно возникает вопрос договоренности с контролером. Встает вопрос - честно платить какие-то штрафы или платить неофициально половину. "Такая тема есть, и многие предприниматели воспринимают ее не как что-то чрезвычайное, а как рутину, - рассказал Владислав Корочкин. - Отсюда результат, они заранее вписывают решение таких проблем в свои бюджеты и при опросах даже не помнят об их существовании. Все это приводит к увеличению издержек предприятия, это в свою очередь ведет к увеличению стоимости услуг, продукции и т.д.".
Бизнес считает, что систему контроля и надзора надо менять. "У генпрокуратуры необходимо получать не разрешение на проведение проверки, а проходить регистрацию на сайте и получать номер на каждую проверку, - говорит Борис Титов. - Причем вводить норму в законодательство, согласно которой без регистрационного номера проверки были бы недействительными, а суды не рассматривали их в качестве доказательств".
Минэкономразвития, подготовив доклад, проделало огромную работу, чтобы выяснить, какое количество проверок было у нас в стране. Глава "Деловой России" уверен, что если бы у нас была их официальная регистрация, мы бы в режиме онлайн знали, кто, где, когда, в каких регионах и какой бизнес проверяет. "Регистрация сделала бы этот процесс прозрачным и открытым. Если в генпрокуратуре не могут сделать сайт своими силами, мы готовы помочь", - отметил Борис Титов.
Малый бизнес уверен, что система должна стать не разрешительной, а уведомительной. "Контроль необходимо осуществлять не за входом на рынок, а за деятельностью компании, - считает Владислав Корочкин. - Должна быть презумпция, что любая деятельность, которая действует в рамках закона, общественно полезна, приносит пользу гражданам и государству. Соответственно ее надо всячески поощрять, а не искать какие-то нарушения, чтобы тут же наказать".
По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", может быть, даже чиновник должен подсказать сначала, как правильно функционировать, и только затем проверить - все ли задекларировано правильно. Если есть случайные искажения, это одно, если намеренная фальсификация, то это уже мошенничество, которое должно наказываться в соответствие с законодательством. "Вот когда вместо безответственной сертификации, всяческих аккредитаций и т.д. возникнет ответственное декларирование с соответствующим контролем надзирающих органов, вот тогда система приобретет цивилизованный вид, который она имеет в странах, на которые мы равняемся. Изменение сознания уже происходит, и доклад минэкономразвития достаточно наглядно демонстрирует, что в правительстве понимание уже созрело. Осталось это довести до среднего и нижнего уровня государственных и муниципальных служащих", - отметил Владислав Корочкин.
Темы: Налоговые проверки  Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  Малый бизнес  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 24.08.2023 На Госуслугах можно обжаловать отказ в выдаче разрешений и лицензий
- 17.07.2023 В России могут ввести регистрацию бизнеса на виртуальный адрес
- 06.07.2023 В России могут уменьшить штрафы для микробизнеса за неуплату долга в 10 раз
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 21.08.2023 Как добавить ОКВЭД для индивидуального предпринимателя в 2023 году
- 30.03.2023 Как поддерживают малый бизнес в разных странах и в России
- 05.08.2022 Микробизнес заявил о неготовности переходить на новый налоговый режим
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 12.11.2023
Оспариваемым решением
налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с
- 13.03.2024
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 03.05.2023
Определением задолженность
по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност - 17.09.2013
В силу положений п.
9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения должна быть подтверждена соответственно правоустанав - 20.03.2013
Суды установили, что в
2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарии