Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Минэкономразвития подсчитало, кто контролирует бизнес азартнее всех

Минэкономразвития подсчитало, кто контролирует бизнес азартнее всех

По данным минэкономразвития, средний темп проверок бизнеса со стороны исполнительных органов федеральной власти можно оценить как два миллиона в год

18.08.2010
«Российская Газета»
Автор: Юлия Васильева

У некоторых органов власти наблюдается аномально высокая доля проверок и это при том, что Генпрокуратура в 45% случаев отказывает в их проведении. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития России о состоянии системы государственного и муниципального контроля в РФ. В исследовании также подведены первые итоги применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...". Исследование, проведенное ведомством, показало чудовищный размах этого "бизнеса". Причем достается всем и даже бюджетным организациям - около трети всех проверок пришлось на бюджетников. Однако больше всех под раздачу попадают, конечно же, "малыши" - 54% от общего числа проведенных проверок. "Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса", - отмечают в докладе минэкономразвития. Более 96% проверок - ФМС России, 87% - Ростехрегулирование, 75% - Россельхознадзор и 71% - Ространснадзор.

При этом минэкономразвития подчеркивает, что не все федеральные органы исполнительной власти представили в ведомство соответствующие сведения, а данные, представленные в министерство и органы прокуратуры РФ (например, в части согласований внеплановых выездных проверок), существенно различаются между собой.

За исследуемый период (три квартала - III кв. 2009 г. - I кв. 2010 г.) приведена информация о проведении около 1,6 млн проверок.

"Однако если учитывать приблизительно равномерное распределение количества проверок по кварталам, в среднем составляющее около 500 тыс. проверок, то общее число проверок, информация о которых представляется федеральными органами исполнительной власти, составляет в годовом исчислении 2,1 млн проверок (без проверок финансового характера, таможенных органов, органов внутренних дел и отдельных видов контроля, представленных в части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ)", - говорится в документе.

Бизнес считает, что нагрузка все же упала. "Если сравнить, что было 2-4 года назад, то количество проблем, связанных с проверками, стало существенно меньше, - утверждает Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России". - Сегодня многое зависит от грамотности самих предпринимателей. Кто привык к безропотному подчинению контролерам, того как проверяли, так и проверяют. А если предприниматель хоть немножко интересуется изменениями, которые происходят в законодательстве, его проверять уже достаточно сложно". Основная нагрузка по проверкам по данным "ОПОРЫ России" везде разная, если в качестве примера взять муниципальные районы Московской области, то наибольшее их число проводят налоговые органы и административно-технические инспекции. На федеральном уровне многие ведомства свели их до минимума, например милиция и Роспотребнадзор.

Борис Титов, председатель общественной организации "Деловая Россия", подтверждает, что сегодня есть тенденция в сторону уменьшения количества проверок, но кардинального перелома пока не произошло. "Общее впечатление, что после введения нормы о согласовании проверок с генпрокуратурой их стало немного меньше, - говорит Борис Титов. - Мне кажется, это скорее больше эмоциональное и психологическое состояние. Мы сократили количество проверок, которые были откровенно наездные. Сама система сегодня работает очень сложно".

По словам председателя "Деловой России", прокуратура действительно ставит барьеры, однако проверки проходят и в обход прокуратуры. "Мы знаем, что налоговые органы, милиция и некоторые другие ведомства могут вообще не получать в прокуратуре разрешение, - пояснил Борис Титов. - Например, есть такой вариант, как обращение граждан, который не требует разрешения прокуратуры, и многие этим пользуются. Поэтому пока серьезного барьера на пути проверок нет. Количество проверок, проводимых налоговыми органами, плановых камеральных, встречных огромное. Хотя надо отдать должное: налоговые органы в последнее время стали работать лучше, откровенное взяточничество начинает снижаться".

Говоря о первых итогах применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", Владислав Корочкин отметил, что закон, безусловно, упростил жизнь предпринимателям. "Конечно, любой закон при желании можно обойти и организовать любую внеплановую проверку. Однако сейчас это стало сделать сложнее и требует уже некоторых усилий, которые не каждый контролер захочет предпринять", - считает вице-президент "ОПОРЫ России". Основная проблема сегодня, по мнению Владислава Корочкина, это несовершенство нашего законодательства. "К сожалению, оно иногда предъявляет к предпринимателям завышенные требования, которые порой невозможно выполнить, - пояснил он. - Многие технические требования писались в течение 15 лет, исходя из посыла, что мы вам напишем такое, что вы никогда не выполните. Например, для малого предприятия существуют требования по аттестации рабочих мест по условиям труда с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Даже когда 2 рабочих места находятся в одном помещении с одинаковой офисной техникой, необходимо платить за исследование каждого места".

Соответственно возникает вопрос договоренности с контролером. Встает вопрос - честно платить какие-то штрафы или платить неофициально половину. "Такая тема есть, и многие предприниматели воспринимают ее не как что-то чрезвычайное, а как рутину, - рассказал Владислав Корочкин. - Отсюда результат, они заранее вписывают решение таких проблем в свои бюджеты и при опросах даже не помнят об их существовании. Все это приводит к увеличению издержек предприятия, это в свою очередь ведет к увеличению стоимости услуг, продукции и т.д.".

Бизнес считает, что систему контроля и надзора надо менять. "У генпрокуратуры необходимо получать не разрешение на проведение проверки, а проходить регистрацию на сайте и получать номер на каждую проверку, - говорит Борис Титов. - Причем вводить норму в законодательство, согласно которой без регистрационного номера проверки были бы недействительными, а суды не рассматривали их в качестве доказательств".

Минэкономразвития, подготовив доклад, проделало огромную работу, чтобы выяснить, какое количество проверок было у нас в стране. Глава "Деловой России" уверен, что если бы у нас была их официальная регистрация, мы бы в режиме онлайн знали, кто, где, когда, в каких регионах и какой бизнес проверяет. "Регистрация сделала бы этот процесс прозрачным и открытым. Если в генпрокуратуре не могут сделать сайт своими силами, мы готовы помочь", - отметил Борис Титов.

Малый бизнес уверен, что система должна стать не разрешительной, а уведомительной. "Контроль необходимо осуществлять не за входом на рынок, а за деятельностью компании, - считает Владислав Корочкин. - Должна быть презумпция, что любая деятельность, которая действует в рамках закона, общественно полезна, приносит пользу гражданам и государству. Соответственно ее надо всячески поощрять, а не искать какие-то нарушения, чтобы тут же наказать".

По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", может быть, даже чиновник должен подсказать сначала, как правильно функционировать, и только затем проверить - все ли задекларировано правильно. Если есть случайные искажения, это одно, если намеренная фальсификация, то это уже мошенничество, которое должно наказываться в соответствие с законодательством. "Вот когда вместо безответственной сертификации, всяческих аккредитаций и т.д. возникнет ответственное декларирование с соответствующим контролем надзирающих органов, вот тогда система приобретет цивилизованный вид, который она имеет в странах, на которые мы равняемся. Изменение сознания уже происходит, и доклад минэкономразвития достаточно наглядно демонстрирует, что в правительстве понимание уже созрело. Осталось это довести до среднего и нижнего уровня государственных и муниципальных служащих", - отметил Владислав Корочкин.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Малый бизнес
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »

Малый бизнес
  • 17.09.2013  

    В силу положений п. 9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения  должна быть подтверждена соответственно правоустанав

  • 20.03.2013  

    Суды установили, что в 2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.

  • 02.01.2013  

    Суды обоснованно учли, что гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
Все законодательство по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все законодательство по этой теме »

Малый бизнес
Все законодательство по этой теме »