
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 14.06.2024 г. № СД-2-3/8887@
Письмо ФНС России от 14.06.2024 г. № СД-2-3/8887@
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) унитарным предприятием за счет бюджетных средств и передаваемого в уставный фонд, в целях налога на прибыль.
27.08.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14.06.2024 г. № СД-2-3/8887@
Федеральная налоговая служба сообщает, что в адрес ФНС России поступают обращения государственных унитарных предприятий по вопросу начисления амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия с закреплением данного имущества за указанным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В силу нормы подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.
Конституционно-правовой смысл данной нормы выявлен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 13-П (далее - Постановление N 13-П) и состоит в том, что подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса в системе действующего правового регулирования предполагает необходимость исключения налогоплательщиком - унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества - для целей начисления и уплаты налога на прибыль организации - объектов государственной (муниципальной) собственности, приобретенных (созданных) собственником в результате осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений органов публичной власти, только при условии, что из таких решений явным и недвусмысленным образом следует, что бюджетные средства расходовались на конкретные объекты именно для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той части стоимости имущества, в какой в его создании не были использованы средства самого унитарного предприятия.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель не лишен возможности в пределах дискреционных полномочий и с учетом целей государственной экономической и социальной политики (экономическая эффективность, рациональность, сокращение расходов граждан и организаций на коммунальные ресурсы и др.) внести соответствующие изменения и дополнения в подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса, в том числе в части видов имущества, которые не подлежат амортизации. При этом такие уточнения могут относиться, в частности, к имуществу определенного назначения, если допустимость снижения для налогоплательщиков, владеющих и пользующихся таким имуществом, реального размера налогообложения путем амортизации такого имущества оправдана публично значимыми целями.
С 1 января 2020 года абзацем восьмым подпункта 2 пункта 1 статьи 277 Кодекса установлены правила определения первоначальной стоимости имущества, созданного за счет бюджетных средств, которое также закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но при этом передается собственником имущества в уставный фонд унитарного предприятия. Стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В отношении упомянутого имущества унитарное предприятие вправе начислять амортизацию для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Данные разъяснения содержатся, в частности, в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2024 N 03-03-06/3/33502, от 27.03.2024 N 03-03-05/27502 и др.
В целях формирования единого методологического подхода к применению норм Кодекса и его единообразного применения территориальными налоговыми органами, а также принимая во внимание системный характер рассматриваемого вопроса и крайнюю важность его разрешения для обеспечения надлежащего качества налогового администрирования, ФНС России просит официально направить данную позицию в ФНС России в соответствии со статьей 34.2 Кодекса для доведения до территориальных налоговых органов для использования в работе.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
14.06.2024
Темы: Налог на прибыль  Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю  
- 14.08.2025 Минфин: компенсация личных расходов работников не уменьшает налог на прибыль
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 12.11.2020 Как правильно определить срок полезного использования ОС, если оно использовалось ранее у продавца?
- 02.10.2018 Можно ли повторно перейти на нелинейный метод амортизации?
- 12.02.2018 Какие активы принимаются в качестве ОС для целей налога на имущество?
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 15.02.2024 Компания купила нежилое помещение в многоквартирном доме – код ОКОФ
- 08.06.2023 Как в налоговой декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать операции по продаже автомобилей, возвращенных лизингополучателем?
- 22.11.2022 Амортизация ОС, внесенных в качестве вклада в уставный капитал общества, производится в общем порядке
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 20.07.2025
Начислены налог
на прибыль, пени, штрафы ввиду: 1) Включения имущества в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования; 2) Включения в состав внереализационных расходов процентов по договорам займа; 3) Невключения суммы уменьшения уставного капитала.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как: 1) Спорное имущество не подлежит отдельному учету в качестве низковольтных выключ
- 28.11.2023
Обществу доначислены
налог на прибыль и НДС, пени со ссылкой на неправомерность предъявления НДС к вычету и учета расходов по налогу на прибыль по хозяйственным операциям с контрагентами, а также включения в состав расходов сумм амортизации буровой установки.Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказан факт формальности документооборота и отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентами
- 05.04.2023
Начислены налог
на прибыль организаций, пени, штраф ввиду завышения расходов в виде амортизации по основным средствам (шахтным печам) в результате неверного определения амортизационной группы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку с учетом определенного технической документацией срока полезного использования спорные объекты, не указанные в нормативной классификации основных средств, подлеж
Комментарии