
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 21.06.2024 г. № 03-11-10/58174
Письмо Минфина России от 21.06.2024 г. № 03-11-10/58174
Вопрос: О перераспределении нормативов зачисления доходов, поступивших в счет уплаты НПД; об изменении сроков уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.
12.08.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21.06.2024 г. № 03-11-10/58174
Минфин России в связи с письмом от 11 июня 2024 г. рассмотрел в пределах компетенции обращение и решения от 27 мая 2024 г. и сообщает.
О внесении изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон) и Бюджетный кодекс Российской Федерации в части перераспределения нормативов зачисления доходов, поступивших в счет уплаты налога на профессиональный доход
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона уплата налога на профессиональный доход (далее - НПД) осуществляется по месту ведения налогоплательщиком деятельности. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность при переходе на специальный налоговый режим НПД.
При этом указание муниципального образования, в котором осуществляется ведение деятельности налогоплательщиком НПД, Федеральным законом не предусмотрено.
Положения Федерального закона не содержат ограничений по ведению деятельности на территории субъекта Российской Федерации, отличного от указанного при постановке на учет в налоговом органе.
Необходимо учитывать, что основные виды деятельности налогоплательщиков НПД (перевозка пассажиров и грузов, строительство, консультационные услуги, курьерские услуги) предусматривают ведение деятельности на территории, значительно превышающей территорию муниципальных образований, и зачастую выходят за границы как муниципального образования, так и субъекта Российской Федерации.
Также плательщики НПД могут осуществлять деятельность на территории нескольких муниципальных образований или нескольких субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что НПД подлежит зачислению по нормативу 63 процента в бюджеты субъектов Российской Федерации и 37 процентов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно абзацу 7 статьи 8 Кодекса к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Порядок и критерии определения таких нормативов определяются субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Определение нормативов отчислений НПД в местные бюджеты в зависимости от места осуществления налогоплательщиком НПД деятельности не может гарантировать справедливое распределение налоговых поступлений между муниципальными образованиями и повлечет необходимость принятия справочника мест ведения деятельности, позволяющего указывать муниципальные образования.
По мнению ФНС России, ведение такого справочника в разрезе муниципальных образований значительно усложнит процедуру регистрации граждан в качестве налогоплательщиков НПД и может привести к нивелированию достигнутого эффекта от проведения эксперимента по установлению специального налогового режима НПД.
Кроме того, потребуется доработка информационных сервисов (программных продуктов), разрабатываемых кредитными организациями и взаимодействующих с информационной системой ФНС России, в части актуализации соответствующих справочников мест ведения деятельности.
В этой связи передача в бюджеты муниципальных образований всех поступлений от НПД по нормативу от 17 до 21 процента, зачисляемых в настоящее время в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 63 процента, технически высокозатратно, неэффективно с точки зрения администрирования налоговых поступлений, а также может привести к несбалансированности региональных бюджетов, в связи с чем внесение соответствующих изменений представляется нецелесообразным.
Об изменении сроков уплаты местных налогов
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление земельного налога в отношении физических лиц и налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами по истечении налогового периода на основании сведений, представляемых уполномоченными органами на основании пункта 4 статьи 85 Кодекса в налоговые органы ежегодно до 15 февраля.
Согласно статье 52 Кодекса в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговым кодексом установлен единый срок уплаты физическими лицами всех имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц) - до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Установление различных сроков уплаты имущественных налогов для физических лиц увеличит административную нагрузку на налоговые органы в связи с необходимостью рассылки дополнительных налоговых уведомлений, что потребует соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Кроме того, в рамках исчисления имущественных налогов налоговыми органами проводится значительная работа по анализу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах, по обработке сведений от уполномоченных органов и документов о налоговых льготах, полученных от налогоплательщиков.
В связи с этим перенос сроков уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц на более ранние даты (1 июля) может затруднить работу налоговых органов по их администрированию, не позволить в полном объеме провести ряд подготовительных и контрольных мероприятий, а также может привести к нарушению установленных сроков направления налоговых уведомлений физическим лицам.
Учитывая изложенное, перенос сроков уплаты физическими лицами местных налогов на более ранние даты не поддерживается.
Одновременно обращаем внимание, что в целях более оперативного зачисления денежных средств от уплаты имущественных налогов в соответствующие бюджеты предусмотрен зачет положительного сальдо единого налогового счета физического лица (при его наличии) со дня направления налогового уведомления, а в случае отсутствия положительного сальдо единого налогового счета на день направления налогового уведомления - в день его формирования.
А.В.САЗАНОВ
21.06.2024
Темы: Налог на имущество физических лиц  Налог на землю  Патентная система налогообложения (патент)  
- 24.09.2025 Когда прекращается обязанность платить транспортный налог при продаже или дарении автомобиля
- 23.09.2025 Россиянам объяснили, как уменьшить налоги на имущество и транспорт
- 18.09.2025 ФНС разослала уведомления россиянам об уплате имущественных налогов за 2024 год
- 24.02.2025 Депутат: пенсионерам проводится бесплатное подведение газа до участка
- 27.12.2024 Как рассчитать земельный налог, если компания владела участком меньше года
- 27.12.2024 Госдума: пенсионеры освобождены от налога на землю площадью до 6 соток
- 22.09.2025 ИП напомнили новые сроки уплаты налога по патенту в 2025 году
- 17.09.2025 Госдума приняла закон о патентной системе налогообложения для сельских платежных агентов
- 13.08.2025 ИП на патенте закрыл магазин или открыл новый: как уведомить налоговиков
- 19.11.2024 Все о налоге на имущество физлиц: когда и сколько платить
- 19.09.2024 ИП должен учитывать правила распределения денег с ЕНС при уплате имущественных налогов
- 12.03.2024 Власти пересмотрят расчет налога на вклады сроком больше года
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 06.09.2023 Как ИП на упрощенке или патенте снизить налог на взносы: ответы ФНС
- 01.02.2023 КС РФ уточнил границы применения патентной системы налогообложения для ИП
- 18.05.2025
Налоговым органом
в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости произвести уплату налога на имущество физических лиц в отношении помещений в нежилом здании исходя из налоговой ставки в размере 2 процентов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку принадлежащие налогоплательщику спорные помещения расположены в здании торгового центра, налоговый орган правомерн
- 15.12.2024
Налоговым органом
в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате пеней по земельному налогу и налогу на имущество.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за спорный период.
- 09.06.2024
Предпринимателю, применяющему
УСН, начислен налог по ставке 1,5 процента со ссылкой на то, что принадлежащее ему помещение находится в здании, включенном в соответствующий перечень.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых база по налогу определяется как кадастровая стоимость.
- 11.10.2025
О признании
незаконными действий налогового органа, выразившихся в применении повышающих коэффициентов при расчете земельного налога на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, относятся ли оспариваемые обществом требования и решения налогового органа к исчислению и взысканию земельного налога в отношен
- 28.09.2025
Налоговый орган
начислил земельный налог, ссылаясь на неисчисление учреждением налога по земельным участкам, принадлежащим ему на праве постоянного бессрочного пользования.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорные участки принадлежат учреждению на праве бессрочного пользования, изменения в ЕГРН не вносились.
- 22.09.2025
Об оспаривании
действий налогового органа по перерасчету земельного налога по земельному участку.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства совершения каких-либо действий, направленных на осуществление жилищного строительства или подготовку к нему, не представлены, изменений в фактическом использовании участка не произошло, у общества отсутствует право на применение понижен
- 11.10.2025
Оспариваемым решением
предпринимателю (налогоплательщику) доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начислены пени и штраф в связи с утратой права на применение патентной системы налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в случае превышения предельного размера доходов от реализации товаров право на применение патентной систем
- 22.09.2025
В результате
продажи объекта недвижимости, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, он утратил право на применение патентной и УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт утраты налогоплательщиком права на применение рассматриваемых систем налогообложения, в связи с чем он перешел на общую систему налогообложения.
- 27.07.2025
Налоговый орган
сделал вывод об утрате предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с превышением лимита доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены превышение установленного лимита доходов и утрата в связи с этим предпринимателем права на применение ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент.
Комментарии