Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 04.03.2022 г. № 03-04-06/16052
Письмо Минфина России от 04.03.2022 г. № 03-04-06/16052
Вопрос: Об НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от приобретения в РФ инвестиционных паев ЗПИФа, если паи приобретены резидентом Израиля и оплачены им недвижимым имуществом, расположенным в РФ.
24.03.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2022 г. N 03-04-06/16052
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо АО от 22.02.2022 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 208 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Из письма следует, что физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда передается принадлежащее ему недвижимое имущество (нежилое), расположенное на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Сам по себе факт передачи имущества в закрытый паевой инвестиционный фонд в целях получения инвестиционных паев не приводит к возникновению дохода, подлежащего налогообложению.
При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг (с учетом установленных исключений).
На основании абзаца первого пункта 4 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 указанной статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды от приобретения в Российской Федерации инвестиционного пая закрытого паевого инвестиционного фонда относится к доходу от источников в Российской Федерации и подлежит налогообложению в общем порядке.
Вместе с тем согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 21 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.1994 (далее - Конвенция) виды доходов лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, где бы они ни возникали, не упомянутые в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в этом Государстве.
При этом следует отметить, что доход в виде материальной выгоды при приобретении ценных бумаг прямо не поименован в Конвенции.
Согласно пункту 5 статьи 232 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 - 9 указанной статьи.
Так, согласно пункту 6 статьи 232 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода (при условии представления документов, установленных пунктом 6 статьи 232 Кодекса).
Одновременно сообщаем, что с 01.01.2021 Конвенция применяется с учетом положений Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее - Многосторонняя Конвенция).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней Конвенции льгота в соответствии с соглашением, на которое распространяется Многосторонняя Конвенция, не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений соглашения, на которое распространяется Многосторонняя Конвенция.
Таким образом, положения Конвенции применяются при отсутствии обстоятельств, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 7 Многосторонней Конвенции, направленных на предотвращение злоупотреблений положениями Конвенции, пункта 1 статьи 54.1 Кодекса, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 Кодекса.
Дополнительно информируем, что проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса и положений Соглашения осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
04.03.2022



