Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-07-11/124536

Письмо Минфина России от 10.12.2024 г. № 03-07-11/124536

Вопрос: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства предлагает рассмотреть вопрос о внесении поправок в ст. 145 НК РФ, предусмотрев порядок, согласно которому налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. смогут проводить операции с НДС и принимать налог к вычету. В частности, ввести порядок, позволяющий отказаться от автоматического освобождения от НДС.

С 2025 г. организации и предприниматели, которые применяют УСН, признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом если доходы налогоплательщиков на УСН за 2024 г. не превышают 60 млн руб., то они освобождаются от обязанности по исчислению и уплате НДС, а также не обязаны формировать счета-фактуры (п. 5 ст. 168 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ).

Освобождение от НДС для налогоплательщиков на УСН действует автоматически - без подачи уведомлений в инспекцию (п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных Письмом ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@). Однако отказаться от освобождения в части НДС на УСН нельзя, что следует из недавних разъяснений Минфина России (Письмо от 02.10.2024 N 03-07-11/95245).

Вышеуказанные правила введены в рамках "донастройки" налоговой системы, приняты Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Но изначально контекст данного законопроекта предусматривал другие положения, согласно которым организации/ИП на УСН могли остаться плательщиками НДС, просто не подав уведомление в налоговую. То есть налогоплательщики на УСН с доходами до 60 млн руб. могли исчислять и платить НДС по своему желанию.

Затем в ходе обсуждений законопроекта было установлено, что освобождение от НДС будет распространяться почти на 95% организаций/ИП, применяющих УСН. В этой связи было принято решение считать их освобожденными от НДС без обязанности подачи соответствующего уведомления.

Вместе с тем не были учтены интересы тех налогоплательщиков на УСН, которые при доходах до 60 млн руб. захотят вести бизнес с НДС, выбрав специальные ставки - 5%, 7% или общие - 20% (10%) с правом на вычет налога. В связи с этим данная категория налогоплательщиков оказалась в ущемленном положении по сравнению с организациями/ИП на УСН с доходами свыше 60 млн руб. и плательщиками ЕСХН.

Согласно ст. 145, п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации на ЕСХН тоже признаются плательщиками НДС. При этом для них предусмотрено не право отказаться от освобождения от НДС, а право освободиться от НДС. В частности, для сельхозпроизводителей предусмотрен механизм освобождения от НДС, который основан на подаче уведомлений. Его можно не использовать и по умолчанию остаться плательщиком НДС.

В связи с этим возможно ли аналогичный порядок предусмотреть для налогоплательщиков УСН с доходами до 60 млн руб.? Но с условием, что отказ от освобождения от НДС для них будет действовать в течение года (12 мес.), то есть по аналогии с ЕСХН. Возможность налогоплательщиков на УСН работать с НДС позволит сформировать НДС-цепочки, что сделает их более "прозрачными" для налогового контроля.

Также необходимо отметить, что выставление счетов-фактур налогоплательщиками на УСН не порождает дополнительных рисков для контроля, учитывая действие АСК НДС-2. Если будет введен уведомительный порядок отмены освобождения от НДС, то административная нагрузка снизится.

14.02.2025Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10.12.2024 г. № 03-07-11/124536

 

Департамент налоговой политики совместно с ФНС России рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 18 ноября 2024 г., и по предложению об установлении возможности отказа налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года, от освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее соответственно - УСН, НДС, освобождение от НДС), сообщает следующее.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Федеральный закон N 176-ФЗ) с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.

В то же время пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от НДС при соблюдении одного из следующих условий:

за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, а также в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не превысила в совокупности 60 млн рублей;

за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн рублей.

При этом отказ от освобождения от НДС положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ не предусмотрен. В связи с этим указанные организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны с 1 января 2025 года применять освобождение от НДС.

Следует учитывать, что согласно проведенному ФНС России анализу доходов налогоплательщиков, применяющих УСН в предыдущие годы, количество указанных налогоплательщиков, которые с 1 января 2025 года будут уплачивать НДС, незначительно и составляет чуть более 3 процентов от общего количества налогоплательщиков, применяющих УСН в настоящее время.

Поэтому установление с 1 января 2025 года для налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых сумма доходов не превысила в совокупности 60 млн рублей, обязательного применения освобождения от НДС позволит не только сохранить для большинства налогоплательщиков, применяющих УСН (около 97 процентов), действующий в настоящее время порядок применения НДС, согласно которому указанные налогоплательщики НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) не уплачивают, но и создаст условия для "плавного" и поэтапного перехода на общую систему налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН.

В то же время установление для налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых сумма доходов не превысила в совокупности 60 млн рублей, в добровольном порядке применять освобождение от НДС может привести к дополнительным издержкам указанных налогоплательщиков и повышению административной нагрузки для них за счет, например, соблюдения срока подачи в налоговый орган заявления о применении освобождения от НДС.

Вместе с тем отмечаем, что ФНС России будет в течение 2025 года проводить мониторинг перехода налогоплательщиков, применяющих УСН, на уплату НДС и адаптации указанных налогоплательщиков к новому порядку применения НДС.

В связи с этим рассматривать вышеуказанное предложение целесообразно после анализа результатов указанного мониторинга.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

10.12.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 02.03.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени, штраф.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу налогового органа об умышленном характере действий общества, направленном на необоснованное освобождение от уплаты НДС с операций по реализации файлов.

  • 01.11.2023  

    Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 21.05.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены УСН и штраф.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »