Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А81-3630/2009
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А81-3630/2009
Налогоплательщик после перехода на общий режим налогообложения имеет право принять к вычету суммы НДС по оплаченным в период применения упрощенной системы налогообложения товарам, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы, при применении упрощенной системы налогообложения
20.04.2010ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу N А81-3630/2009
резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.,
судей Мартыновой С.А., Чапаевой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании без участии представителей извещенных сторон кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 15.09.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 09.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А81-3630/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Лискова Виталия Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Лисков Виталий Владимирович (далее - предприниматель, Лисков В.В.) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) о признании недействительным решения от 26.03.2009 N 11-26/15 (в редакции решения Управления от 14.05.2009 N 175) в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в налоговом периоде 2007 года в размере 260 647 руб. (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований).
Решением от 15.09.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая, судами неполно исследованы обстоятельства дела.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Лискова В.В. по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты налогов и сборов.
По результатам проверки вынесено решение от 26.03.2010 N 11-26/15, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) НДС.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 14.05.2009 N 175 резолютивная часть решения налогового органа от 26.03.2009 N 11-26/15 изложена в новой редакции. Предприниматель в соответствии с решением Управления привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 260 647 руб.
Несогласие Лискова В.В. с указанным решением налогового органа (в редакции решения Управления) в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что основания для привлечения индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности отсутствуют; кроме того, налоговый орган не доказал обоснованность привлечения к ответственности.
Судами установлено, и материалами дела подтверждается, что Лисковым В.В. в 2007 году заявлен налоговый вычет по НДС по товарам, приобретенным и оплаченным в сумме 633 865,23 руб. в период применения упрощенной системы налогообложения в 2004-2006 годах.
По мнению Инспекции, отраженного в оспариваемых ненормативных правовых актах, право на налоговый вычет могло быть реализовано Лисковым В.В. в периоде, когда товары приобретены, оплачены и приняты на учет, при условии, что налогоплательщик являлся в этом периоде плательщиком НДС и имел право применять налоговые вычеты; реализация данных товаров после изменения режима налогообложения не влечет возникновения у него права предъявить к вычету суммы налога в последующем налоговом периоде, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Данный вывод Инспекции поддержан в решении Управления, при этом штраф снижен до 260 647 руб. В обоснование своего вывода Управление указало только на предоставление уточненных деклараций за 2007 год, в которых была увеличена сумма налога к уплате на 923 240 руб. Иных оснований в решении Инспекции и Управления не указано.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Исходя из установленных обстоятельств дела, судами правильно учтены положения статей 346.16, 346.17, 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, и указано, что налогоплательщик после перехода на общий режим налогообложения имеет право принять к вычету суммы НДС по оплаченным в период применения упрощенной системы налогообложения товарам, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы, при применении упрощенной системы налогообложения до 01.01.2008 исходя из позиции официальных органов, с 01.01.2008 исходя из прямого указания в пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, Лисков В.В. обоснованно включил спорные суммы НДС в вычеты соответственно у налогового органа отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды обеих инстанций проанализировав материалы дела, также установили, что Управление, изложив резолютивную часть решения в новой редакции, лишь привлекает налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде штрафа в размере 260 647 руб., также не доначисляя НДС и пени, и не указывает на необходимость уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах налога, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о непредставлении доказательств, подтверждающих правомерность привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция и Управление не доказали законность принятых ими ненормативных правовых актов.
В силу изложенных выше обстоятельств довод Управления о несоблюдении предпринимателем подпункта 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку не был предметом рассмотрения в арбитражных судах.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов арбитражных судов и направлены в нарушение положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на переоценку установленных обстоятельств по делу.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по настоящему делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.09.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 09.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3630/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.КОМКОВА
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
Темы: Налоговые вычеты  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 23.04.2024 У предпринимателей истекает срок сдачи декларации по УСН
- 17.04.2024 Недвижимость купили при УСН‑6%: как учесть расходы после перехода на УСН‑15%
- 11.04.2024 Подача уведомлений об исчисленных авансах по УСН закончится через 2 недели
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 19.02.2024 Варианты перехода с УСН на другую систему налогообложения в середине года
- 19.02.2024 Алгоритм расчета предельного размера выручки для применения УСН
- 16.02.2024 Переход с УСН на ФСБУ 6/2020
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.Итог: в удовлетворении требования ча
- 01.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленными доказательствами подтверждается получение обществом необоснованной налоговой выгоды в связи с неправомерным включением в состав налоговых вычетов затрат по НДС по взаимоотношениям с контрагентом.
- 01.05.2024
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены: создание обществом фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой экономии, фиктивность финансово-хозяйственных отношений, представление обществом недостоверных сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, отсутствие реальности выполнен
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф, указав на необоснованное применение обществом, осуществляющим деятельность в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, предусмотренной НК РФ налоговой льготы в связи с привлечением взаимозависимых и подконтрольных юридических лиц, применяющих УСН, к оказанию услуг по содержанию жилищного фонда.Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь
- 01.05.2024
По мнению
налогоплательщика, налоговым органом неверно определена дата отмены патента ввиду того, что налоговым периодом является календарный месяц.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым периодом признается календарный год, ввиду чего налогоплательщик с 1 января следующего календарного года считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и обязан пересч
- 01.04.2024 Письмо Минфина от 01.02.2024 г. № 03-07-07/8089
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
- 15.04.2024 Письмо Минфина России от 29.01.2024 г. № 03-11-11/6929
- 04.04.2024 Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-15-07/1865
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 26.01.2024 г. № 03-04-05/6417
Комментарии