Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2009 г. по делу N А65-7576/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 3 февраля 2009 г. по делу N А65-7576/2008

Ливневая канализация не облагается налогом на имущество

05.03.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 2009 г. по делу N А65-7576/2008

(извлечение)

Дата объявления резолютивной части 29.01.2009.

Дата изготовления постановления в полном объеме 03.02.2009.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А65-7576/2008

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

муниципальное унитарное предприятия города Казани "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" (далее - заявитель, предприятие) обратилось Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани (далее - налоговый орган, инспекция) от 31.01.2008 N 17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года, по результатам которой составлен акт N 1430 от 12.11.2007.

По результатам рассмотрения акта проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом принято решение N 17 от 31.01.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Указанным решением заявителю предложено уплатить сумму авансового платежа по налогу на имущество в размере 815 979 рублей, а также пени в сумме 23 110,65 рублей.

Основанием для доначисления авансовых платежей по налогу на имущество явилось то, что предприятием неправомерно отнесены ливневые канализации к природно-антропогенным объектам и применены льготы, предусмотренные абзацем 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая решение и постановление об удовлетворении заявления предприятия, суд первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 части 4 статьи 347 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные ресурсы представляют собой компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты.

Под природно-антропогенным объектом понимается природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Судами первой и апелляционной инстанций на основании технической характеристики: (технического паспорта на ливневую канализацию по ул. Право-Булачная от Ярмарочной площади до ул. Пушкина; списка улиц, имеющих ливневую канализацию с указанием водных объектов, в которые впадают воды из ливневой канализации; проекта ливневой канализации по ул. Татарстан и ул. Комсомольская в г. Казани) установлено, что ливневая канализация, является гидротехническим сооружением, обеспечивающим сбор и удаление с территории города выпавших атмосферных осадков и талых вод, а также обладает свойствами природного объекта и имеет рекреационное и защитное значение.

Как указано в ответе Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан от 26.06.2008, данному на запрос по арбитражному делу N А65-7580/2008 между теми же сторонами, ливневая канализация согласно СНиП 2.04.03-85 имеет защитное значение, которое заключается в том, что в системе дождевой канализации должна быть обеспечена очистка наиболее загрязненной части поверхностного стока, образующегося в период выпадения дождей, таяния снега и мойки дорожных покрытий.

Действующее законодательство не содержит понятие "ливневая канализация". Из понятий, приведенных в ГОСТе 25150-82 "Канализация. Термины и определения", и представленных предприятием документов следует, что ливневая канализация представляет собой сложную систему ливнеотводов, ливнеспусков, железобетонных труб. В то же время это отдельная система канализации, которая не объединена с бытовыми, сточными системами канализации, что видно из технических характеристик ливневой канализации. Согласно ГОСТу СССР 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82) "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 N 2237, сточные воды - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Как обоснованно указано судами, вода в ливневых канализациях не управляется специальными насосами, то есть также как и в природе, талая и дождевая вода в ливневых канализациях имеет свойство самотечности. Принудительная направляемость такой воды заключается лишь в отводе ее к естественным накопителям. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, справкой Комитета жилищно-коммунального хозяйства за N 3824 от 23.06.2008.

Из представленных предприятием проекта ливневых канализаций по ул. Татарстан и Комсомольская, списка улиц города Казани, имеющих ливневую канализацию, усматривается, что данные воды впадают в такие городские водоемы, как озеро Кабан, проток озера Булак, в пойму реки Казанка, причем без какого-либо химического очищения, а также в открытые канавы.

Кроме того, из схем расположения ливневых канализаций видно, что они расположены под землей обособленно, не нарушая целостность иных природных объектов, природного ландшафта (кроме как водных на выходе) и не причиняя им вреда.

Таким образом, судами обоснованно сделан вывод, что ливневые канализации являются природно-антропогенными объектами, и относятся к иным объектам природопользования, предусмотренным абзацем 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.

При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган.

При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А65-7576/2008 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на имущество организаций
  • 06.03.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс

  • 06.03.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, налог на имущество, соответствующие пени и штрафы по причине незаконного применения налогоплательщиком УСН.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано искусственное деление налогоплательщиком единого бизнеса, которое позволило избежать превышения размера дохода, влияющего на право применения УСН, и привело к занижению налоговых обязательс

  • 06.03.2024  

    Обществу доначислены налог на прибыль, налог на имущество организаций, пени, штраф по причине создания схемы дробления бизнеса с подконтрольными обществами в целях занижения налоговой базы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт совершения обществом умышленных действий по искажению сведений об объекте налогообложения, подлежащего отражению в налоговом учете, с участием взаимозави


Вся судебная практика по этой теме »

ЖКХ
  • 29.04.2009   Субсидиии на возмещение убытков, возникающих в связи с применением регулируемых цен, не включаются в налоговую базу по УСН
  • 09.04.2009   Управляющая компания может определять выручку за коммунальные услуги по 1/12 за месяц равномерно в течение всего года, а не исходя из фактически потребленных населением услуг
  • 05.04.2009   Налоговая база по НДС должна определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. Довод инспекции, что получаемая дотация покрывает все расходы с учетом начисления налога на добавленную стоимость, отклонен судами

Вся судебная практика по этой теме »