Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

В 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов

15.10.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю

на решение от 25.06.2008

по делу N А73-4233/2008-92

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю

о признании незаконными действий

Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Амурмаш" (далее - ФГУП "ПО "Амурмаш"; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений от 08.04.2008 NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815.

Решением суда от 25.06.2008 заявление предприятия удовлетворено, действия налогового органа по выставлению перечисленных выше инкассовых поручений признаны незаконными, как не соответствующие положениям статьи 46 Налогового кодекса РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу и дополнение к ней, в которой просит данный судебный акт отменить и принять новое решение о признании ее действий законными, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, выставление повторно инкассовых поручений от 08.04.2008 на основании требований, направленных в адрес предприятия в 2005 - 2006 годах и не исполненных последним, не противоречит положениям статьи 46 Налогового кодекса РФ, Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и не привело к повторному взысканию спорных сумм налогов и пеней.

ФГУП "ПО "Амурмаш" в отзыве и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклоняют и просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела видно, что определением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2005 по делу N А73-7782/2003-39 в отношении ФГУП "ПО "Амурмаш" введено внешнее управление. Решением суда от 13.12.2006 по этому же делу предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Как установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю в адрес ФГУП "ПО Амурмаш" выставлены требования: NN 2881, 2882 по состоянию на 16.08.2005, N 3439 по состоянию на 26.10.2005, N 4478 по состоянию на 01.12.2005, N 4934 по состоянию на 10.01.2006, N 12408 по состоянию на 20.07.2006, NN 12682, 12683 по состоянию на 16.08.2006, N 14867 по состоянию на 27.10.2006 об уплате налогов и пеней.

В связи с неисполнением налогоплательщиком в установленный срок требований инспекцией приняты решения: от 13.09.2005 NN 473, 474, от 24.11.2005 N 593, от 26.12.2005 N 669, от 16.02.2006 N 40, от 11.08.2006 N 489, от 23.10.2006 NN 685, 688, от 20.11.2006 N 780 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках.

На основании вышеуказанных решений инспекцией выставлены инкассовые поручения: от 13.09.2005 NN 1747, 1746, от 24.11.2005 NN 2275, 2276, 2277, от 26.12.2005 NN 2614, 2616, 2618, от 16.02.2006 N 232, от 11.08.2006 NN 2215, 2213, 2211, 2209, от 23.10.2006 NN 3073, 3075, 3077, 3084, 3092, 3090, от 20.11.2006 NN 3562, 3564, 3568, которые 15.01.2007 были возвращены банком налоговому органу без исполнения в связи с закрытием расчетного счета налогоплательщика.

08.04.2008 (в период конкурсного производства) налоговым органом на основании перечисленных выше требований об уплате налогов и пеней повторно выставлены инкассовые поручения NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815 на списание с расчетного счета предприятия недоимки по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество предприятий, земельному налогу, единому социальному налогу, транспортному налогу, задолженность по уплате которых возникла в 2005 - 2006 годах.

Удовлетворяя требования общества, суд обоснованно исходил из того, что налоговым органом пропущен срок на бесспорное взыскание недоимки, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика-организации на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации (пункт 2 статьи 46 Кодекса). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (пункт 3 статьи 46 Кодекса).

Таким образом, из содержания пунктов 2 и 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ следует, что указанный в ней 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов.

Поскольку повторные инкассовые поручения от 08.04.2008 NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815 на списание с расчетного счета предприятия недоимки по налогам, как установил суд, были выставлены на основании требований, в которых указаны сроки добровольного исполнения до 01.09.2005, 11.11.2005, 17.12.2005, 26.01.2006, 05.08.2006, 01.09.2006, 06.11.2006, то суд пришел к обоснованному выводу о пропуске инспекцией предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ 60-дневного срока на бесспорное списание недоимки и поэтому признал незаконными действия налогового органа по выставлению данных инкассовых поручений.

Этот вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.01.2006 N 10353/05 и от 15.01.2008 N 8922/07, согласно которой 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Кодекса, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Ссылки заявителя жалобы на пункт 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" не опровергают выводов суда, поскольку текущие требования налоговых органов по обязательным платежам удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве, но в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, в частности статьей 46 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда, как принятое с правильным применением норм налогового законодательства, отмене не подлежит, а кассационную жалобу инспекции следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.06.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4233/2008-92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок