Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

В 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов

15.10.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3875

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю

на решение от 25.06.2008

по делу N А73-4233/2008-92

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Амурмаш"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю

о признании незаконными действий

Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Амурмаш" (далее - ФГУП "ПО "Амурмаш"; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений от 08.04.2008 NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815.

Решением суда от 25.06.2008 заявление предприятия удовлетворено, действия налогового органа по выставлению перечисленных выше инкассовых поручений признаны незаконными, как не соответствующие положениям статьи 46 Налогового кодекса РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу и дополнение к ней, в которой просит данный судебный акт отменить и принять новое решение о признании ее действий законными, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, выставление повторно инкассовых поручений от 08.04.2008 на основании требований, направленных в адрес предприятия в 2005 - 2006 годах и не исполненных последним, не противоречит положениям статьи 46 Налогового кодекса РФ, Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и не привело к повторному взысканию спорных сумм налогов и пеней.

ФГУП "ПО "Амурмаш" в отзыве и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклоняют и просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела видно, что определением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2005 по делу N А73-7782/2003-39 в отношении ФГУП "ПО "Амурмаш" введено внешнее управление. Решением суда от 13.12.2006 по этому же делу предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Как установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю в адрес ФГУП "ПО Амурмаш" выставлены требования: NN 2881, 2882 по состоянию на 16.08.2005, N 3439 по состоянию на 26.10.2005, N 4478 по состоянию на 01.12.2005, N 4934 по состоянию на 10.01.2006, N 12408 по состоянию на 20.07.2006, NN 12682, 12683 по состоянию на 16.08.2006, N 14867 по состоянию на 27.10.2006 об уплате налогов и пеней.

В связи с неисполнением налогоплательщиком в установленный срок требований инспекцией приняты решения: от 13.09.2005 NN 473, 474, от 24.11.2005 N 593, от 26.12.2005 N 669, от 16.02.2006 N 40, от 11.08.2006 N 489, от 23.10.2006 NN 685, 688, от 20.11.2006 N 780 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках.

На основании вышеуказанных решений инспекцией выставлены инкассовые поручения: от 13.09.2005 NN 1747, 1746, от 24.11.2005 NN 2275, 2276, 2277, от 26.12.2005 NN 2614, 2616, 2618, от 16.02.2006 N 232, от 11.08.2006 NN 2215, 2213, 2211, 2209, от 23.10.2006 NN 3073, 3075, 3077, 3084, 3092, 3090, от 20.11.2006 NN 3562, 3564, 3568, которые 15.01.2007 были возвращены банком налоговому органу без исполнения в связи с закрытием расчетного счета налогоплательщика.

08.04.2008 (в период конкурсного производства) налоговым органом на основании перечисленных выше требований об уплате налогов и пеней повторно выставлены инкассовые поручения NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815 на списание с расчетного счета предприятия недоимки по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество предприятий, земельному налогу, единому социальному налогу, транспортному налогу, задолженность по уплате которых возникла в 2005 - 2006 годах.

Удовлетворяя требования общества, суд обоснованно исходил из того, что налоговым органом пропущен срок на бесспорное взыскание недоимки, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика-организации на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации (пункт 2 статьи 46 Кодекса). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (пункт 3 статьи 46 Кодекса).

Таким образом, из содержания пунктов 2 и 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ следует, что указанный в ней 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов.

Поскольку повторные инкассовые поручения от 08.04.2008 NN 757 - 762, 764, 766, 801, 803 - 815 на списание с расчетного счета предприятия недоимки по налогам, как установил суд, были выставлены на основании требований, в которых указаны сроки добровольного исполнения до 01.09.2005, 11.11.2005, 17.12.2005, 26.01.2006, 05.08.2006, 01.09.2006, 06.11.2006, то суд пришел к обоснованному выводу о пропуске инспекцией предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ 60-дневного срока на бесспорное списание недоимки и поэтому признал незаконными действия налогового органа по выставлению данных инкассовых поручений.

Этот вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.01.2006 N 10353/05 и от 15.01.2008 N 8922/07, согласно которой 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Кодекса, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Ссылки заявителя жалобы на пункт 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" не опровергают выводов суда, поскольку текущие требования налоговых органов по обязательным платежам удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве, но в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, в частности статьей 46 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда, как принятое с правильным применением норм налогового законодательства, отмене не подлежит, а кассационную жалобу инспекции следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.06.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4233/2008-92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.