
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа 24 апреля 2007 г., 2 мая 2007 г. Дело N КА-А40/3093-07
Постановление ФАС Московского округа 24 апреля 2007 г., 2 мая 2007 г. Дело N КА-А40/3093-07
Ссылка налогового органа на необходимость учета при расчете льготы по акцизу только объема собственной добычи газа, без учета природного газа, добытого на лицензионных участках, не основана на нормах закона.
24.04.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
24 апреля 2007 г., 2 мая 2007 г. Дело N КА-А40/3093-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Корневой Е.М., судей Алексеева С.В., Жукова А.В., при участии в заседании от заявителя - ООО "Ноябрьскгаздобыча" - Я., дов. N 65 от 28.04.2006; от ответчика - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - Б., гл. специалист, удост. УР N 178007, дов. N 53-04-13/023224@ от 18.12.2006, рассмотрев 24.04.2007 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 03.10.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Смирновой Е.В., на постановление от 10.01.2007 N 09АП-17435/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Порывкиным П.А., Москвиной Л.А., Крекотневым С.Н., по заявлению ООО "Ноябрьскгаздобыча" о признании недействительным решения к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ноябрьскгаздобыча" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИНДС в результате занижения налоговой базы за апрель 2002 г. в сумме 52977 руб., за май 2002 г. в сумме 25539 руб. (п. п. 1.1 резолютивной части решения), доначисления и предложения уплатить НДС в сумме 2481344 руб. 72 коп. (в том числе по эпизодам, указанным в п. п. 3.1, 3.3 и 3.5 мотивировочной части решения), акциза на природный газ в сумме 804381 руб. 97 коп. (пп. "б" п. 3.1 резолютивной части решения), в части начисления пени по налогу на прибыль организаций (областной бюджет) в части головной организации в сумме 157990 руб. 93 коп. (пп. "в" п. 3.1 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.01.07, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на ст. ст. 146, 153, 182, 183 и 252 НК РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой НДС стоимость природного газа, использованного сверх нормативов.
Представитель Инспекции в заседании суда жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласились, считая, что судом правильно установлены все фактические обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов и соблюдения норм валютного законодательства за период с 01.01.02 по 01.12.03 Инспекцией вынесено решение от 20.03.2006 N 46/53-13.
Считая решение налогового органа в оспариваемой части незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленный требований, суд пришел к выводу о том, что доначисление налога на прибыль, НДС и акциза с соответствующими суммами штрафа и пени в оспариваемой заявителем части является неправомерным.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения по акцизам признаются операции по передаче природного газа для использования на собственные нужды, за исключением операций, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 183 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) не подлежит налогообложению использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сославшись на Постановление Правительства РФ от 22.01.01 N 45 и Приказ Минэнерго от 26.08.02 N 280, суд правильно указал на то, что заявитель при расчете природного газа, использованного на собственные нужды, правомерно учитывал весь объем добытого газа.
Ссылка налогового органа на необходимость учета при расчете льготы по акцизу только объема собственной добычи газа, без учета природного газа, добытого на лицензионных участках, не основана на нормах закона.
Довод Инспекции о том, что расходы, связанные с проведением комплекса работ по диагностическому обслуживанию оборудования "высокой стороны" компрессорных станция, не уменьшают налогооблагаемую прибыль заявителя, является необоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Учитывая, что обязанность по осуществлению расходов на проведение работ по диагностическому обследованию газопроводов и оборудования в силу Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О примышленной безопасности опасных производственных объектов" и условий договоров аренды от 31.12.01 N 9-Д-15/2001 и от 30.12.02 N 9-Д-18/2002, возложена на заявителя, суд правильно указал на то, что Общество правомерно отнесло расходы на диагностику газопроводов и оборудования на расходы в целях налогообложения прибыли.
Фактическое выполнение работ и их оплата подтверждаются платежными поручениями, счетами-фактурами, актами выполненных работ и налоговым органом не оспариваются.
Участие ОАО "Газпром" в осуществлении платежей объясняется тем, что на ОАО "Газпром" согласно Указу Президента РФ от 05.11.92 N 1333 и Распоряжения Правительства РФ от 30.07.98 N 033-р возложена обязанность обеспечивать контроль за функционированием Единой системы газоснабжения.
Во исполнение требований указанных актов ОАО "Газпром" осуществляет централизованное планирование доходов и расходов дочерних обществ, при котором расходы покрываются дочерними обществами за счет средств, полученных в качестве оплаты за оказание услуг, то есть в качестве поступивших в его собственность средств в виде выручки.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно не включил в состав доходов при расчете налоговой базы переходного периода суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, является необоснованным и материалами дела не подтверждается.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.01 по состоянию на 01.01.2002 налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2001 включительно, в процессе инвентаризации выделить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, а также отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Судом установлено, что вся задолженность заявителя, числящаяся на забалансовом счете 007, учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль предыдущих налоговых периодов.
Со ссылкой на показатели отчета о прибылях и убытках за 2000 г. судом установлено, что оспариваемая сумма дебиторской задолженности была учтена заявителем в 2000 г. и поэтому в налоговую базу переходного периода повторно включаться не должна.
Налоговое законодательство не предусматривает возможности восстановления просроченной задолженности, списанной до 01.01.02.
Ссылка Инспекции на то, что Общество в нарушение ст. ст. 146 и 153 НК РФ не включило в налоговую базу по НДС стоимость природного газа, использованного сверх нормативов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.01 N 45, является необоснованной и не может служить основанием для отмены судебных актов.
С учетом положении статей 146 и 254 Налогового кодекса Российской Федерации суд правильно указал на то, что налоговое законодательство позволяет включить в состав материальных расходов для целей налогообложения прибыли стоимость природного газа, использованного на собственные технологические нужды газодобывающими и газотранспортными предприятиями.
Поскольку объект налогообложения НДС в указанной ситуации не возникает, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления НДС.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2006 по делу N А40-42276/06-114-207 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 10.01.2007 N 09АП-17435/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 25.03.2025 Минфин и Минздрав рассмотрят акциз на чипсы и их запрет
- 20.03.2025 В РФ хотят ввести акциз на чипсы и запретить их продавать детям
- 10.10.2024 В декларацию по акцизам на спирт внесли изменения
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 19.06.2024 ГД приняла поправки в Бюджетный кодекс, распределяющие поступления от акцизов
- 10.04.2024 ГД приняла закон о снижении акцизов на игристые вина и спецмарках на табак
- 05.04.2024 Бывший производитель Coca-Cola заплатил 3 млрд рублей акциза за напитки
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 15.03.2025
Налоговым органом
доначислены НДС, налог на прибыль, налог на прибыль с доходов иностранных организаций, акцизы в связи с выводом о завышении обществом налоговых вычетов при исчислении акцизов, невыполнении обществом как налоговым агентом налоговых обязательств по налогу на прибыль при выплате "пассивного" дохода иностранной организации, предъявлении к вычету НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль в результате н - 09.02.2025
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, НДС, акцизы, штраф по ч. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на завышение расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации товара, создание обществом с участием спорных контрагентов схемы ухода от налогообложения, документооборот и расчеты между ними носят формальный характер и не направлены на ведение реальной хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования
- 03.12.2023
Налоговый орган
доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 14.01.2025 Письмо Минфина России от 25.03.2024 г. № 03-05-06-04/26598
- 07.10.2024 Письмо Минфина России от 23.09.2024 г. № 03-13-05/91160
- 06.03.2024 Письмо Минфина России от 20.02.2024 г. № 03-13-06/14993
Комментарии