Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Пленумы судов / Проект Пленума ВАС РФ

Проект Пленума ВАС РФ

О способах защиты прав и законных интересов участников экономического оборота в случае причинения им вреда со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц

04.04.2008  

Проект подготовлен Управлением международного права и сотрудничества

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

О способах защиты прав и законных интересов участников

экономического оборота в случае причинения им вреда со стороны

государственных органов, органов местного самоуправления, а также их

должностных лиц

В целях единообразного разрешения вопросов, возникающих в судебной практике применительно к реализации прав участников экономического оборота на возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с принципом баланса публичных и частных интересов, а также для обеспечения соблюдения международных обязательств Российской Федерации согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Общие вопросы

1. В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организации, являющиеся юридическими лицами, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя (далее - участники экономического оборота) могут защищать свои права и законные интересы путем признания нарушения права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, соразмерного возмещения убытков, компенсации морального вреда и иными способами согласно статье 12 ПС РФ.

2. При рассмотрении арбитражными судами дел в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (далее - субъектами власти), необходимо исходить из того, что вред может выражаться в нарушении чьего-либо субъективного права и наступлении имущественного ущерба (утраты или умалении имущества) или неблагоприятных последствий нематериального характера (нанесение морального вреда, репутационного вреда и иного нематериального вреда).

3. Судам следует иметь в виду, что вред может быть причинен участнику экономического оборота как неправомерными (незаконными), так и правомерными действиями субъектов власти.

4. В случае причинения вреда неправомерными действиями субъектов власти судам следует учитывать, что неправомерность поведения субъектов власти может выражаться в форме действий или бездействия, нарушающих нормы международного права в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и российского права, действовавших на момент причинения вреда.

5. Неправомерными считаются действия (бездействие) субъектов власти в нарушение правовых норм, с превышением или вне предоставленных законом или иным нормативным актом полномочий, в частности:

- принятие незаконного нормативного или ненормативного акта;

- ненадлежащее (неполное, несвоевременное) выполнение органом или должностным лицом обязанности, возложенной на него законом или иным нормативным актом;

- отказ в выдаче, приостановление, отзыв лицензии или иного разрешительного документа в нарушение требований закона или иных нормативных актов;

- невыполнение (уклонение от выполнения) органом или должностным лицом обязанности, возложенной на него законом или иным нормативным актом (по разработке нормативного или ненормативного акта, государственной регистрации юридических лиц, договоров, по принятию охранительных, регулятивных и иных мер, рассмотрению заявлений, обращений);

- неисполнение судебного акта.

6. Арбитражным судам следует учитывать, что причинившие вред действия (бездействие) субъектов власти на момент их совершения могут формально отвечать требованиям закона, однако это не исключает возможности возмещения вреда, причиненного указанными действиями.

В случае прекращения или ограничения права собственности в результате принятия Российской Федерацией закона или иного акта, основанного на законе, участники экономического оборота в соответствии со статьей 306 ГК РФ могут требовать возмещения убытков.

Вред, причиненный иными правомерными действиями субъектов власти, в соответствии с пунктом 3 статьи 1064 ГК РФ подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

7. Имущественный вред, причиненный субъектами власти участникам экономического оборота, в соответствии со статьей 1082 ГК РФ может быть возмещен путем предъявления требования о совершении действий, направленных на восстановление нарушенного права (возмещение вреда в натуре). В силу того, что согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред подлежит возмещению в полном объёме, возмещение вреда в натуре не препятствует потерпевшему требовать взыскания убытков в оставшейся части.

8. Судам необходимо учитывать, что гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя, в случае ущемления субъектами власти его нематериальных благ, гарантированных статьей 150 ГК РФ, может обратиться в суд с требованием признания нарушения своего права. Если указанный способ не позволяет в полной мере восстановить нарушенное право, гражданин может требовать компенсации морального вреда в соответствии со статьёй 151 ГК РФ.

По смыслу статьи 150 ГК РФ положения статьи 151 ГК РФ не могут толковаться как исключающие право юридического лица требовать компенсации нематериального вреда. Перечисленные выше способы защиты применяются в отношении юридического лица с учетом существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ (аналогия закона).

9. В соответствии со статьей 150 и 151 ГК РФ участники экономического оборота могут обращаться в суд в случаях причинения им беспокойства за развитие бизнеса, увеличения рисков ведения хозяйственной деятельности, нестабильности инвестиционного процесса, непредвиденных затрат времени персонала на преодоление возникших затруднений, неопределенности в планировании решений, которые нужно принимать в связи с управлением хозяйственной деятельностью; иных препятствий в управлении им, явившихся следствием действий (бездействия) субъектов власти.

10. Согласно статье 152 ПС РФ гражданин или юридическое лицо, деловой репутации которых причинён вред действиями (бездействием) субъектов власти, вправе обратиться в суд с требованием опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, опубликования в СМИ судебного решения, принятого в пользу пострадавшего. Если перечисленные способы не позволяют в полной мере восстановить деловую репутацию, участники экономического оборота могут требовать компенсации за репутационный вред на основании статьи 152 ПС РФ.

11. При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного субъектами власти, арбитражным судам следует учитывать, что в соответствии со статьями 16, 1069 ПС РФ за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования возмещается вред, причиненный не только органами, входящими в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и их должностными лицами, но также органами или организациями (и их должностными лицами), которым делегированы соответствующие властные полномочия в соответствии с законодательством, если вред причинен в рамках выполнения этих полномочий.

12. Арбитражным судам следует учитывать, что согласно статье 1069 ПС РФ ответственность субъектов власти за причиненный участникам экономического оборота вред наступает вне зависимости от вины.

Вариант 1. «Арбитражным судам следует учитывать, что ответственность субъектов власти, равно как и ответственность органов юридических лиц, за причиненный участникам экономического оборота вред наступает вне зависимости от вины (аналогия права)».

Вариант 2. «Арбитражным судам следует учитывать, что на основании статьи

1069 ПС РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) субъектов власти возмещается при наличии вины. При этом в силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ вина предполагается, пока ответчик не докажет иное».

13. При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного субъектами власти арбитражным судам следует учитьшать, что требование о наличии вступившего в законную силу приговора суда, которым установлена вина причинителя, в качестве обязательного условия для возмещения вреда предусмотрено лишь для случаев возмещения вреда, причинённого при осуществлении правосудия (пункт 2 статьи 1070 ПС РФ), и не распространяется на случаи возмещения вреда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 1069 ПС РФ.

Вопросы арбитражного процесса

14. В соответствии с положениями статьей 27, 28, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела о возмещении имущественного вреда, причиненного субъектами власти по экономическим спорам, возникающим из гражданских и публичных правоотношений.

Исходя из положений статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, споры о возмещении имущественного вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, относятся к подведомственности арбитражных судов, если действиями указанных органов нанесен вред, непосредственно связанный с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

15. Иски о возмещении нематериального вреда, причиненного в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности участникам экономического оборота субъектами власти, подведомственны арбитражным судам Российской Федерации на основании статей 27, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

16. Арбитражным судам следует учитывать, что согласно статье 35 АПК РФ иски о возмещении вреда предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Поскольку согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, причиненного субъектами власти, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, иск о возмещении вреда подлежит рассмотрению по месту нахождения его территориального органа, а при отсутствии такого территориального органа - по месту нахождения главного распорядителя бюджетных средств.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием для возвращения искового заявления. В этом случае суд привлекает к участию в деле соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Должностное лицо, действиями (бездействием) которого причинён вред, может быть привлечено судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика.

17. Если вред причинён действиями (бездействием) нескольких государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностными лицами, то применительно к части 2 статьи 36 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения территориального органа одного из соответствующих главных распорядителей бюджетных средств по выбору истца.

18. В соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Из данной статьи следует, что иск о возмещении вреда, причинённого субъектами власти, подлежит удовлетворению независимо от признания соответствующих действий (бездействия) незаконными в судебном акте по другому делу или предъявления заявления о признании соответствующих действий (бездействия) незаконными.

В случае если действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов признаны незаконными вступившим в законную силу судебным актом, арбитражный суд, рассматривающий дело о возмещении вреда, причинённого указанными действиями (бездействием), на основании части 2 статьи 69 АПК РФ не переоценивает установленные обстоятельства.

19. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом представляемые в суд доказательства должны отвечать требованиям статей 64 и 67 АПК РФ о допустимости и относимости.

Судам следует также учитывать, что на граждан и юридических лиц, обратившихся с исками о возмещении вреда, причинённого субъектами власти, не может быть возложено чрезмерное бремя по доказыванию размера вреда и причинной связи между действием (бездействием) ответчика и неблагоприятными последствиями.

Если для установления какого-то обстоятельства достаточно одного доказательства суд не вправе считать этот факт недоказанным по причине непредставления иных доказательств. Например, для подтверждения факта обращения к органу государственной власти достаточно решения этого органа об отказе в совершении требуемого действия.

Подготовка к судебному разбирательству

20. При обращении в арбитражный суд с заявлением о возмещении вреда, причиненного субъектами власти, истец должен представить доказательства, подтверждающие:

- наступление вреда;

- действие (бездействие) субъекта власти;

- причинную связь между действием (бездействием) субъекта власти и наступившим вредом;

- размер причиненного вреда.

21. В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства должны подтверждать причинную связь между действием и наступившим вредом.

Вред, который не является следствием неправомерного действия, а вызван осуществлением обычной предпринимательской деятельности на свой риск, деятельностью без получения необходимых разрешительных документов, бездействием потерпевшего или иными факторами (объективными или субъективными), возмещению не подлежит.

22. Точный или предполагаемый размер имущественного вреда должен быть подтвержден расчетом. Размер убытков определяется исходя из суммы или денежного эквивалента имущества, которые могли быть получены или сохранены в случае надлежащего исполнения субъектами власти своих обязанностей.

В качестве обоснования размера своих убытков лицо может ссылаться на смету (калькуляцию) затрат, сведения о средней рыночной стоимости утраченного имущества и иные доказательства, которые разумно могут быть представлены заявителем. При расчете могут использоваться обычаи делового оборота, позволяющие оценить объем подлежащего восстановлению нарушенного права.

23. Требование о возмещении нематериального вреда, причиненного действиями субъектов власти, в форме денежной компенсации на основании статей 151 и 152 ГК РФ должно быть мотивировано с указанием конкретных неблагоприятных последствий, наступивших в результате причинения вреда, а также их степени и продолжительности.

24. В соответствии со статьей 65 АПК ответчик(и) может представить в суд доказательства, подтверждающие отсутствие оснований для наступления ответственности (например, отсутствие причинной связи между вредом и действием), наличие обстоятельств, освобождающих от ответственности (например, обстоятельства непреодолимой силы) или влияющих на уменьшение ее размера (например, содействие потерпевшего возникновению или увеличению вреда), а также злоупотребление правом со стороны истца.

Вариант: дополнить пункт фразой «отсутствие вины субъектов власти» (во взаимосвязи с п. 9).

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов участников экономического оборота

25. При рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного субъектами власти, судам следует в соответствии с принципом баланса публичных и частных интересов и статьей 1083 ГК РФ учитывать поведение участников экономического оборота, в частности поведение, содействовавшее возникновению или увеличению вреда, отсутствие надлежащей рачительности, осмотрительности в гражданском обороте, не принятие разумных мер к уменьшению убытков со стороны потерпевшего.

В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о возникновении или увеличении вреда по вине потерпевшего, размер возмещения подлежит соразмерному уменьшению.

26. В соответствии со статьей 10 ГК РФ арбитражный суд может отказать в защите, если будут установлены факты недобросовестного поведения или злоупотребления правом со стороны лица, обратившегося за возмещением вреда.

27. Согласно статье 1067 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями субъектов власти в состоянии крайней необходимости для устранения опасности, угрожающей истцу, третьим лицам или публичным интересам (например, проведение антитеррористических или спасательных операций и иные подобные мероприятия) подлежит возмещению за счет казны.

При этом суд может частично или полностью освободить причинителя вреда от его возмещения, если будет установлено, что действия ответчика были совершены в интересах заявителя, являлись разумными в свете преследуемой цели и не налагали на него чрезмерного бремени.

28. Применение ответственности на основании статьи 1069 ГК РФ исключается, если надлежащее выполнение требований права со стороны субъектов власти оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (стихийных бедствий, пожаров, землетрясений, наводнений) на время действия указанных обстоятельств.

29. Введение режима чрезвычайного положения в соответствии с положениями Федерального конституционного закона №3-ФКЗ от 20.05.2001 «О чрезвычайном положении» исключает ответственность субъектов власти, если их действия (бездействие) являются мерами или временными ограничениями, применяемыми в условиях чрезвычайного положения на основании статей 11-15 названного закона.

Возмещение вреда за правомерные действия субъектов власти вследствие введения режима чрезвычайного положения возможно в форме компенсации материального вреда согласно статье 29 названного закона. При этом следует учитывать, что суд может снизить размер компенсации, если будет установлено, что действия были совершены в интересах заявителя и не налагали на него чрезмерного бремени.

Особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов участников экономического оборота

30. В случае неисполнения субъектами власти своих обязанностей по перечислению денежных сумм участникам экономического оборота, последние имеют право обратиться в суд за взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 ГК РФ.

Вариант: изложить пункт в следующей редакции:

«Проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ не могут быть взысканы с субъектов власти в случае невыполнения ими своих обязанностей по перечислению денежных сумм участникам экономического оборота, поскольку данная мера ответственности не применяется в публично-правовых отношениях».

31. Судам следует учитывать, что бездействие субъектов власти (в частности, Министерства финансов РФ, Службы судебных приставов), результатом которого явилось неисполнение судебных актов, отсутствие или недостаточность бюджетных средств для финансирования соответствующих расходов (отсутствие механизма, сроков, условий, источников финансирования и иное), не является основанием для освобождения от ответственности за нарушение сроков исполнения публично-правовых обязанностей. Подобное бездействие влечет необходимость возместить участникам экономического оборота причиненный имущественный и нематериальный вред.

32. В случае неисполнения решений налоговых органов о возврате сумм налога, сумм излишне уплаченного налога или сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа, присужденные участникам экономического оборота суммы подлежат индексации на основании соответствующих положений НК РФ (статьи 78, 79, 176) путем начисления процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Проценты подлежат начислению по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

33. В случае нарушения субъектами власти установленных сроков исполнения судебных актов, подтверждающих право участников экономического оборота на получение денежных сумм, последние могут обратиться в суд с требованием об индексации на основании статьи 183 АПК РФ. При этом размер индексации определяется на основе процентной ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неисполнения судебного акта (статьи 37, 40 Закона «О Центральном Банке»).

34. Исходя из пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности имущества, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.

Исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, указанного в пункте 6 статьи 242.2 БК РФ.

35. В случае неисполнения судебного акта, вынесенного против государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, участники экономического оборота вправе на основании пункта 3 статьи 56 ПС РФ привлечь собственника предприятия к субсидиарной ответственности, если будет установлено, что неисполнение (полное или частичное) судебного акта вызвано отсутствием надлежащего контроля за деятельностью предприятия или действиями, направленными на изъятие (передачу) имущества предприятия во избежание обращения взыскания на него.

36. При рассмотрении исков о возмещении вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры, арбитражные суды должны исходить из того, что вмешательство в имущественные права участников экономического оборота допускается только в тех пределах, которые соразмерны преследуемой цели. При непропорциональном ограничении имущественных прав участников экономического оборота (например, чрезмерной длительности предварительного расследования, проведения следственных действий с причинением существенного вреда участникам экономического оборота, отсутствии необходимых гарантии сохранности имущества в случае его изъятия) причиненный вред может быть возмещен в порядке, указанном в пункте 6 настоящего Постановления.

В случае причинения вреда неправомерными действиями (например, при необоснованном возбуждении уголовных дел, противоправном проведении следственных действий, нарушении порядка изъятия, наложения ареста, реализации имущества с торгов) органов дознания, предварительного следствия или прокуратуры вред возмещается согласно ст. 1070 и ст. 1069 ПС РФ после признания действий незаконными в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

37. В случае действий судьи или принятия им судебных актов по вопросам, определяющим процессуально-правовое положение сторон (например, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, права на справедливое и публичное разбирательство дела, принятие необоснованных обеспечительных мер, иное грубое нарушение процедуры), имущественный вред может быть возмещен, если судебным актом вышестоящей инстанции установлено нарушение процессуальных прав заявителя в порядке, указанном в пункте 5 настоящего Постановления.

При рассмотрении дел на основании статьи 1070 ПС о возмещении вреда, причиненного при осуществлении правосудия, по гражданским или административным делам в случае издания актов, определяющих материально-правовое положение сторон (в частности, принятие незаконных судебных актов по существу спора) имущественный вред может быть возмещен, только если вина судьи установлена вступившим в силу приговором суда.

Нематериальный вред, причиненный при осуществлении правосудия по гражданским или административным делам, возмещается в форме признания нарушения права или выплаты денежной компенсации, если признание факта нарушения не позволяет полностью возместить причиненный вред.

38. Судам следует учитывать, что в случае возмещения вреда, причинённого действиями субъектов власти, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 1069 ПС РФ, публично-правовое образование на основании пункта 1 статьи 1081 ПС РФ имеет право обратного требования (регресса) к должностному лицу, причинившему вред.

Если вред, причинённый правоохранительными органами либо их должностными лицами, возмещён публично-правовым образованием на условиях и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 1070 ПС РФ, то последнее имеет право регресса к соответствующему должностному лицу только если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 3 статьи 1070 ПС РФ).

39. Судам необходимо также исходить из того, что в случае применения средств защиты прав и интересов участников экономического оборота в порядке статьи 12 ПС РФ, участники экономического оборота не лишаются права обратиться в судебные, административные или иные инстанции за применением предусмотренных законодательством штрафных, дисциплинарных или уголовно-правовых санкций в отношении конкретных лиц, причастных к причинению вреда (например, статья 62 ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Разместить:
Николай
18 мая 2009 г. в 12:58

какой на данный момент юридический статус данного документа,его в ближайшем будущем примут или его отклонили и про него забыли ?

Кукрыникс
18 мая 2009 г. в 15:23

да замяли это дело....:(((

Иван
9 июля 2009 г. в 19:31

надо было первым апреля датировать сей документ, тогда б шутка была понятна:

"Судам следует иметь в виду, что вред может быть причинен участнику экономического оборота как неправомерными (незаконными), так и правомерными действиями субъектов власти."

Э-эх

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок