Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №169-O от 07.10.1999

Определение КС РФ №169-O от 07.10.1999

Федеральный законодатель, устанавливая новый региональный налог в предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке, исходил из того, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. Подобное законодательное решение также соответствует сформулированной в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции, согласно которой установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок и т.д.

07.10.1999  

Определение Конституционного Суда РФ

от 7 октября 1999 г. № 169-О

"По запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности положений статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Волгоградской областной Думы, установил:

1. Предметом обращения Волгоградской областной Думы является статья 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая устанавливает, что с введением в действие законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются региональный сбор, предусмотренный подпунктом "г" пункта 1 статьи 20, и местные налоги и сборы, указанные в подпунктах "г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Волгоградская областная Дума полагает, что налоги и сборы, предусмотренные в пункте 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а именно налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне (подпункт "г"), сбор за право торговли (подпункт "е"), сбор за парковку автотранспорта (подпункт "о"), сбор за участие в бегах на ипподромах (подпункт "р"), сбор за уборку территорий населенных пунктов (подпункт "х"), сбор за открытие игорного бизнеса (подпункт "ц"), платежи по которым полностью поступают в местный бюджет, должны быть сохранены. В противном случае, по мнению заявителя, ограничивается самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах введения и отмены местных налогов и сборов, формирования доходной части бюджетов муниципальных образований, что противоречит статьям 12, 130 и 132 Конституции Российской Федерации. Конституционность отмены других упомянутых в оспариваемой норме местных налогов и сборов заявитель сомнению не подвергает.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3). В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам налогообложения, должны приниматься в соответствии с федеральными законами.

Такими федеральными законами являются часть первая Налогового кодекса Российской Федерации и сохраняющие свою силу до принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации статьи 18 (пункт 2), 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 марта 1997 по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" пришел к выводу, что применительно к налогам субъектов Российской Федерации законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом. Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Что касается определения конкретного состава федеральных, региональных и местных налогов и сборов, то этот вопрос не относится к числу конституционных.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 года, принятому по запросу Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово, о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных.

3. Статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен новый региональный налог - налог с продаж, определены его плательщики и ряд основных элементов налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога (до 5 процентов), порядок его исчисления, распределение суммы поступающих по данному налогу платежей между бюджетами субъектов Российской Федерации (40 процентов) и местными бюджетами (60 процентов).

При этом законом обусловлено, что получаемые от взыскания налога с продаж средства направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Исходя из указанной социально-экономической цели, федеральный законодатель предусмотрел облегчение налогового бремени отдельным категориям налогоплательщиков, поставив условием введения налога с продаж отмену взимания ряда других налогов и сборов, суммы платежей по которым поступают в региональные и местные бюджеты.

Одновременно законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, вводящим данный налог в действие своими законами, предоставлено право определять конкретную ставку налога (которая не может превышать предельную ставку), порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по налогу, а также изменять объект налогообложения, устанавливая дополнительные виды товаров (работ, услуг), реализация которых облагается этим налогом или освобождается от налогообложения.

Федеральный законодатель, устанавливая новый региональный налог в предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке, исходил из того, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. Подобное законодательное решение также соответствует сформулированной в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции, согласно которой установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок и т.д.

Таким образом, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно решать, сохранить ли прежнюю структуру налогов и сборов или ввести на своей территории налог с продаж с одновременной отменой налогов и сборов, перечисленных в оспариваемой норме, что и было сделано заявителем. Принимая решение о введении на своей территории налога с продаж, он обязан, учитывая конкретные условия и особенности, в том числе интересы муниципальных образований, оценить, как это отразится на формировании доходной части как регионального, так и местных бюджетов.

Сокращение числа отменяемых в связи с введением налога с продаж местных налогов и сборов, как предлагает заявитель, означало бы изменение условий введения данного налога, что является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится. Как субъект законодательной инициативы, Волгоградская областная Дума вправе войти с соответствующим предложением в Государственную Думу.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В. Селезнев

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Общеправовые принципы и принципы налогообложения

Вся судебная практика по этой теме »

Принципы установления региональных и местных налогов
  • 29.01.2009   У законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отсутствовали полномочия устанавливать разные ставки налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности
  • 14.10.2004  

    Статьей 5 Закона Тульской области "О транспортном налоге" установлены соответствующая налоговая ставка установлена в размере 40 руб. Следователь, законодатель Тульской области действовал в данном случае в соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому оспариваемая в жалобе В.Д. Давыдова норма не может рассматриваться как противоречащая статье

  • 11.05.2004  

    В отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на у


Вся судебная практика по этой теме »