Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.

Итог: суды пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.

25.03.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

 

Дело N А65-2435/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича - Алюнина С.В. (паспорт), Николаевой О.Б. (доверенность от 27.05.2018)

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)

по делу N А65-2435/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича (ОГРН 304165825900051, ИНН 165800005914) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан, Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о взыскании,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Алюнин Сергей Васильевич (далее - истец, предприниматель, ИП Алюнин С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом всех уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - Управление, Управление ПФР в Московском районе г. Казани), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, ИФНС России по Московскому району г. Казани) о взыскании суммы излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов в размере 269 317,35 руб. с процентами, начисленными со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по процентной ставке равной 1/300 действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 заявленные требования удовлетворены, с ИФНС России по Московскому району г. Казани за счет средств бюджета Пенсионного фонда в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 269 317,35 руб. излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов, а также проценты, начисленные по ставке 1/300 действующей в соответствующие дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации: на сумму 131 359,84 руб. - за период с 08.07.2016 по день фактического возврата, на сумму 48 154,38 руб. - за период с 13.12.2016 по день фактического возврата, на сумму 89 803,13 руб. - за период с 14.12.2016 по день фактического возврата. С Управления ПФР в Московском районе г. Казани в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 8386 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 оставлено без изменения.

Управление ПФР в Московском районе г. Казани, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Представители предпринимателя в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление ПФР в Московском районе г. Казани, ИФНС России по Московскому району г. Казани в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

До судебного заседания от Управления ПФР в Московском районе г. Казани поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.

Изучив материалы дела, заслушав представителей предпринимателя, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 17 328,48 руб. платежными поручениями от 22.07.2014 N 349 и от 15.12.2014 N 601 и за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. платежным поручением от 17.09.2015 N 580, исходя из полученного дохода в эти годы в сумме менее 300 000 руб.

Управлением на основании поступивших из налогового органа сведений была выявлена неуплата предпринимателем страховых взносов, в связи с чем Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы страховые взносы и пени за 2014 год на общую сумму 131 973,89 руб.: инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171996 - 716,52 руб. (пени ПФР СЧ Фиксированный размер); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171995 - 18 610,80 руб. (фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с дохода менее 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171998 - 102 688,56 руб. (ПФР, СЧ. Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171999 - 9958,01 руб. (ПФР СЧ пеня фиксированный размер).

Также Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы суммы страховых взносов и пени за 2015 год в сумме 137 957,51 руб.: инкассовым поручением от 12.12.2016 N 317249 в сумме 7681,91 руб. (ПФР, СЧ. Пеня, Фиксированный размер); по платежному ордеру от 12.12.2016 N 317250 - в сумме 48 154,38 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); по платежному ордеру от 13.12.2016 N 317250 - в сумме 82 121,22 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.).

На заявление предпринимателя о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов и пени Управление вынесло уведомление об отказе осуществления возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Алюнина С.В. в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались следующим.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статьей 14 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход такого индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Судами установлено, что, что предприниматель в 2014 и 2015 годах наряду с общей системой применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (система ЕНВД). Истцом в Инспекцию за налоговые периоды 2014, 2015 годы представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), в которых им задекларированы: за 2014 год доходы - в сумме 27 397 159,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 27 332 416,00 руб., за 2015 год доходы - в сумме 36 625 751,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 36 532 411,00 руб., а также налоговые декларации по ЕНВД за 2014 год с суммой вмененного дохода 288 920 руб., за 2015 год - 25 891 руб.

Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР в Московском районе г. Казани страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.

Суды, руководствуясь позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, правомерно пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы.

Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.

Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в спорный период был определен статьей 27 Закона N 212-ФЗ. Данные порядок аналогичен правилам, установленным в отношении возврата излишне взысканных налогов в соответствии со статьей 79 НК РФ.

В силу положений части 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.

Указание судом первой инстанции не в точном соответствии с вышеуказанной нормой в резолютивной части решения на взыскание излишне взысканных страховых взносов и пеней в пользу предпринимателя с инспекции за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, не приводит к изменению решения, поскольку соответствует содержанию соответствующей нормы федерального закона и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.

Доводу Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не распространяется на правоотношения, возникшие до 02.12.2016 года, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.

Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления, поскольку указанным постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.

Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А65-2435/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

М.В.ЕГОРОВА

 

Судьи

О.В.ЛОГИНОВ

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 28.06.2023  

    Выявив, что общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд

  • 29.03.2023  

    Отделение сделало вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая

  • 23.01.2023  

    Региональное отделение Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »