Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.

Итог: суды пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.

25.03.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018

 

Дело N А65-2435/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича - Алюнина С.В. (паспорт), Николаевой О.Б. (доверенность от 27.05.2018)

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)

по делу N А65-2435/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича (ОГРН 304165825900051, ИНН 165800005914) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан, Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о взыскании,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Алюнин Сергей Васильевич (далее - истец, предприниматель, ИП Алюнин С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом всех уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - Управление, Управление ПФР в Московском районе г. Казани), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, ИФНС России по Московскому району г. Казани) о взыскании суммы излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов в размере 269 317,35 руб. с процентами, начисленными со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по процентной ставке равной 1/300 действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 заявленные требования удовлетворены, с ИФНС России по Московскому району г. Казани за счет средств бюджета Пенсионного фонда в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 269 317,35 руб. излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов, а также проценты, начисленные по ставке 1/300 действующей в соответствующие дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации: на сумму 131 359,84 руб. - за период с 08.07.2016 по день фактического возврата, на сумму 48 154,38 руб. - за период с 13.12.2016 по день фактического возврата, на сумму 89 803,13 руб. - за период с 14.12.2016 по день фактического возврата. С Управления ПФР в Московском районе г. Казани в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 8386 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 оставлено без изменения.

Управление ПФР в Московском районе г. Казани, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Представители предпринимателя в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.

Управление ПФР в Московском районе г. Казани, ИФНС России по Московскому району г. Казани в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

До судебного заседания от Управления ПФР в Московском районе г. Казани поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.

Изучив материалы дела, заслушав представителей предпринимателя, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 17 328,48 руб. платежными поручениями от 22.07.2014 N 349 и от 15.12.2014 N 601 и за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. платежным поручением от 17.09.2015 N 580, исходя из полученного дохода в эти годы в сумме менее 300 000 руб.

Управлением на основании поступивших из налогового органа сведений была выявлена неуплата предпринимателем страховых взносов, в связи с чем Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы страховые взносы и пени за 2014 год на общую сумму 131 973,89 руб.: инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171996 - 716,52 руб. (пени ПФР СЧ Фиксированный размер); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171995 - 18 610,80 руб. (фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с дохода менее 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171998 - 102 688,56 руб. (ПФР, СЧ. Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171999 - 9958,01 руб. (ПФР СЧ пеня фиксированный размер).

Также Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы суммы страховых взносов и пени за 2015 год в сумме 137 957,51 руб.: инкассовым поручением от 12.12.2016 N 317249 в сумме 7681,91 руб. (ПФР, СЧ. Пеня, Фиксированный размер); по платежному ордеру от 12.12.2016 N 317250 - в сумме 48 154,38 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); по платежному ордеру от 13.12.2016 N 317250 - в сумме 82 121,22 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.).

На заявление предпринимателя о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов и пени Управление вынесло уведомление об отказе осуществления возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Алюнина С.В. в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались следующим.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статьей 14 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход такого индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Судами установлено, что, что предприниматель в 2014 и 2015 годах наряду с общей системой применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (система ЕНВД). Истцом в Инспекцию за налоговые периоды 2014, 2015 годы представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), в которых им задекларированы: за 2014 год доходы - в сумме 27 397 159,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 27 332 416,00 руб., за 2015 год доходы - в сумме 36 625 751,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 36 532 411,00 руб., а также налоговые декларации по ЕНВД за 2014 год с суммой вмененного дохода 288 920 руб., за 2015 год - 25 891 руб.

Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР в Московском районе г. Казани страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.

Суды, руководствуясь позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, правомерно пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы.

Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.

Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в спорный период был определен статьей 27 Закона N 212-ФЗ. Данные порядок аналогичен правилам, установленным в отношении возврата излишне взысканных налогов в соответствии со статьей 79 НК РФ.

В силу положений части 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.

Указание судом первой инстанции не в точном соответствии с вышеуказанной нормой в резолютивной части решения на взыскание излишне взысканных страховых взносов и пеней в пользу предпринимателя с инспекции за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, не приводит к изменению решения, поскольку соответствует содержанию соответствующей нормы федерального закона и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.

Доводу Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не распространяется на правоотношения, возникшие до 02.12.2016 года, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.

Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления, поскольку указанным постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.

Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А65-2435/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

М.В.ЕГОРОВА

 

Судьи

О.В.ЛОГИНОВ

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 04.09.2019  

    Обществу доначислены страховые взносы, пени и штраф ввиду необоснованного применения пониженного тарифа для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН и осуществляющих основную деятельность в сфере управления недвижимым имуществом.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не подтвержден факт осуществления заявленного вида деятельности, а именно управления эксплуатацией жилого фо

  • 02.09.2019  

    Основанием для вынесения решения послужили выводы проверяющих о необоснованности применения заявителем пониженного тарифа страховых взносов. Управление руководствовалось тем, что общество не получало доходов в размере не менее 70% в общем объеме доходов от основного вида деятельности, в отношении которых применялась УСН, в связи с чем условия для применения пониженных тарифов признаны управлением несоблюденными. Не согласивш

  • 02.09.2019  

    Налогоплательщик указал, что размер страховых взносов неправомерно исчислен налоговым органом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогоплательщика подтверждены, расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате налогоплательщиком, про


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 11.09.2019  

    Налоговый орган выставил налогоплательщику требование об уплате страховых взносов, пени, штрафа, процентов, сославшись на неполную уплату взносов за спорный период.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик в полном объеме уплатил страховые взносы, исчисленные с суммы доходов, фактически полученных в спорном периоде.

  • 04.09.2019  

    Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы фонда о неправомерном применении предприятием пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ в отношении сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работников.

    Итог: оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о необоснованном пр

  • 26.08.2019  

    Налогоплательщик указал, что размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определен налоговым органом неверно.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате налогоплательщиком, произведен налоговым органом с нарушением норм действующего законодательства исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельност


Вся судебная практика по этой теме »