
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018
Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.
Итог: суды пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.
25.03.2019Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.02.2019 г. № Ф06-42660/2018
Дело N А65-2435/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича - Алюнина С.В. (паспорт), Николаевой О.Б. (доверенность от 27.05.2018)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-2435/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Алюнина Сергея Васильевича (ОГРН 304165825900051, ИНН 165800005914) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан, Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о взыскании,
установил:
индивидуальный предприниматель Алюнин Сергей Васильевич (далее - истец, предприниматель, ИП Алюнин С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом всех уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - Управление, Управление ПФР в Московском районе г. Казани), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, ИФНС России по Московскому району г. Казани) о взыскании суммы излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов в размере 269 317,35 руб. с процентами, начисленными со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по процентной ставке равной 1/300 действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 заявленные требования удовлетворены, с ИФНС России по Московскому району г. Казани за счет средств бюджета Пенсионного фонда в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 269 317,35 руб. излишне взысканных страховых взносов и пеней за период 2014, 2015 годов, а также проценты, начисленные по ставке 1/300 действующей в соответствующие дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации: на сумму 131 359,84 руб. - за период с 08.07.2016 по день фактического возврата, на сумму 48 154,38 руб. - за период с 13.12.2016 по день фактического возврата, на сумму 89 803,13 руб. - за период с 14.12.2016 по день фактического возврата. С Управления ПФР в Московском районе г. Казани в пользу ИП Алюнина С.В. взыскано 8386 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 оставлено без изменения.
Управление ПФР в Московском районе г. Казани, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представители предпринимателя в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление ПФР в Московском районе г. Казани, ИФНС России по Московскому району г. Казани в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от Управления ПФР в Московском районе г. Казани поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав представителей предпринимателя, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 17 328,48 руб. платежными поручениями от 22.07.2014 N 349 и от 15.12.2014 N 601 и за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. платежным поручением от 17.09.2015 N 580, исходя из полученного дохода в эти годы в сумме менее 300 000 руб.
Управлением на основании поступивших из налогового органа сведений была выявлена неуплата предпринимателем страховых взносов, в связи с чем Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы страховые взносы и пени за 2014 год на общую сумму 131 973,89 руб.: инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171996 - 716,52 руб. (пени ПФР СЧ Фиксированный размер); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171995 - 18 610,80 руб. (фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с дохода менее 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171998 - 102 688,56 руб. (ПФР, СЧ. Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); инкассовым поручением от 07.07.2016 N 171999 - 9958,01 руб. (ПФР СЧ пеня фиксированный размер).
Также Управлением с расчетного счета предпринимателя в безакцептном порядке были взысканы суммы страховых взносов и пени за 2015 год в сумме 137 957,51 руб.: инкассовым поручением от 12.12.2016 N 317249 в сумме 7681,91 руб. (ПФР, СЧ. Пеня, Фиксированный размер); по платежному ордеру от 12.12.2016 N 317250 - в сумме 48 154,38 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.); по платежному ордеру от 13.12.2016 N 317250 - в сумме 82 121,22 руб. (ПФР СЧ, Взносы. Фиксированный размер с дохода свыше 300 000 руб.).
На заявление предпринимателя о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов и пени Управление вынесло уведомление об отказе осуществления возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Алюнина С.В. в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход такого индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Судами установлено, что, что предприниматель в 2014 и 2015 годах наряду с общей системой применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (система ЕНВД). Истцом в Инспекцию за налоговые периоды 2014, 2015 годы представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), в которых им задекларированы: за 2014 год доходы - в сумме 27 397 159,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 27 332 416,00 руб., за 2015 год доходы - в сумме 36 625 751,00 руб. и расходы (вычеты) - в сумме 36 532 411,00 руб., а также налоговые декларации по ЕНВД за 2014 год с суммой вмененного дохода 288 920 руб., за 2015 год - 25 891 руб.
Основанием для взыскания с расчетного счета предпринимателя Управлением ПФР в Московском районе г. Казани страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы явились выводы о необходимости расчета страховых взносов, исходя из величины полученного предпринимателем дохода, без учета произведенных им расходов.
Суды, руководствуясь позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, правомерно пришли к выводу об излишнем взыскании с предпринимателя сумм страховых взносов и пени за 2014, 2015 годы.
Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в спорный период был определен статьей 27 Закона N 212-ФЗ. Данные порядок аналогичен правилам, установленным в отношении возврата излишне взысканных налогов в соответствии со статьей 79 НК РФ.
В силу положений части 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.
Указание судом первой инстанции не в точном соответствии с вышеуказанной нормой в резолютивной части решения на взыскание излишне взысканных страховых взносов и пеней в пользу предпринимателя с инспекции за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, не приводит к изменению решения, поскольку соответствует содержанию соответствующей нормы федерального закона и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Доводу Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П не распространяется на правоотношения, возникшие до 02.12.2016 года, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления, поскольку указанным постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А65-2435/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 30.07.2025 Как ИП рассчитать страховые взносы за неполный год: разъяснение налоговой
- 01.07.2025 В 2026 году сохранятся тарифы взносов «на травматизм»
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил страховые взносы, начислил штраф, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком норматива зачисления страховых взносов в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что налогоплательщик (страхователь) освобождается от уплаты страховых взносов в пользу работников - иностранцев (
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 10.07.2025
Определением включена
задолженность в реестр требований кредиторов должника, поскольку задолженность образовалась в связи с неуплатой налогов, были применены меры принудительного взыскания задолженности.Итог: определение отменено. Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку заявление о пропуске срока на принудительное взыскание задолженности не было рассмотрено, не проверена обоснованность вклю
- 03.07.2025
Общество привлечено
к ответственности в виде финансовых санкций в связи с непредставлением в установленный срок сведений о застрахованных лицах.Итог: требование удовлетворено, так как общество представило исходные сведения в установленный срок, а уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок и несоответствий.&
- 26.06.2025
В ходе
проверки орган Фонда пришел к выводу об излишнем несении расходов на выплату работнику общества пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, поскольку уход за ребенком осуществляла неработающая мать, а выплаченное пособие носит характер дополнительного материального стимулирования.Итог: требование удовлетворено, поскольку органом Фонда не доказано, что застрахованное лицо
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 08.04.2025 г. № 03-15-06/34681
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 30.05.2025 г. № 03-15-06/53905
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-15-06/48524
Комментарии