
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2016 по делу № А26-1774/2015
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2016 по делу № А26-1774/2015
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. по делу N А26-1774/2015
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТекСтрой" Кацнельсона Е.Л. (доверенность от 26.02.2015), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Амарбеевой М.В. (доверенность от 11.01.2016 N 1.4-20/02), Жмуриной М.М. (доверенность от 11.01.2016 N 1.4-20/09), рассмотрев 15.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А26-1774/2015 (судьи Дмитриева И.А., Сомова Е.А., Третьякова Н.О.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТекСтрой", место нахождения: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 7, ОГРН 1101001001969, ИНН 1001231274 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), от 01.09.2014 N 3.3-05/448.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.10.2015 решение от 11.06.2015 отменено, решение Инспекции от 01.09.2014 N 3.3-05/448 признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция просит постановление от 12.10.2015 отменить, оставить в силе решение от 11.06.2015.
Податель жалобы указывает, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), не вправе переходить на иной режим налогообложения до конца налогового периода; доказательств, подтверждающих надлежащую подачу уведомления о переходе на общеустановленную систему налогообложения, Общество не представило, в связи с чем оно, применяя УСН и не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), неправомерно заявило налоговые вычеты в налоговой декларации по НДС за II квартал 2012 года.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 29.03.2014 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию N 3 по НДС за II квартал 2012 года, в которой заявило к возмещению 417 804 руб. налоговых вычетов по НДС в связи с приобретением на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Инспекция, посчитав на основании заявления Общества от 28.11.2011 о применении с 01.01.2012 УСН, что оно является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, уведомления о переходе (возврате) с 01.01.2012 на общую систему налогообложения в установленный пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок не подавало, пришла к выводу о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов по НДС.
По результатам камеральной проверки представленной уточненной декларации Инспекция 14.07.2014 составила акт N 3.3-06/4179 и 01.09.2014 вынесла решение N 3.3-05/448.
Указанным решением Обществу доначислено 189 814 руб. НДС, начислено 40 262 руб. 71 коп. пеней, а также уменьшена на 227 990 руб. сумма налога, излишне заявленная к возмещению.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10.11.2014 N 13-11/10718@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество, считая решение от 01.09.2014 N 3.3-05/448 недействительным, обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав правомерным произведенное Инспекцией доначисление (начисление) заявителю НДС и пеней, отказал в удовлетворении заявления. По мнению суда, Общество, не являющееся плательщиком НДС в связи с применением УСН, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязано уплатить эту сумму в бюджет, при этом оно не вправе заявлять налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Апелляционный суд отменил решение от 11.06.2015 и признал недействительным оспариваемое решение Инспекции, указав, что оснований для доначисления (начисления) НДС и пеней у Инспекции не имелось, поскольку фактически налогоплательщик не переходил на УСН и во II квартале 2012 года применял общую систему налогообложения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с названным Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно пункту 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Из материалов дела следует, что уведомление об отказе в применении УСН (при сроке его представления не позднее 15.01.2011) поступило от Общества в адрес Инспекции 10.07.2012.
Суд первой инстанции, установив нарушение Обществом срока представления уведомления о переходе с УСН на иной режим налогообложения, посчитал, что у налогоплательщика отсутствует право на предъявление налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам),
В свою очередь апелляционный суд обоснованно исходил из того, что переход на УСН является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Добровольность перехода на УСН предполагает наличие у организации права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.
Нарушение налогоплательщиком срока направления уведомления, установленного пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ, не является основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер и Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения.
Факт перехода на УСН должен подтверждаться ведением налогового учета в соответствии с требованиями статьи 346.24 НК РФ, а также уплатой налогов по УСН.
Таким образом, перешедшими на УСН считаются организации, направившие в налоговый орган заявление и фактически перешедшие на данный режим налогообложения.
Как правомерно отметил апелляционный суд, налоговую отчетность по УСН Общество в Инспекцию не представляло, единый налог по УСН за весь период деятельности не исчисляло и в бюджет не уплачивало, при осуществлении хозяйственной деятельности оформляло первичные документы и представляло налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения. Повторное начисление налога по УСН на объекты, на которые уже начислен налог по иной системе налогообложения, не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 для проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации N 3 по НДС Общество представило книгу покупок за II квартал 2012 года, счета-фактуры, товарные накладные, приказ об учетной политике для целей налогового учета, справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 05.06.2012 N 1, акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 05.06.2012 N 1, договор строительного подряда от 02.05.2012 N 02-05-2012, заключенный с заказчиком - обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Лагуна", договор поставки от 25.06.2012, заключенный с поставщиком - ООО "Петрозаводская судоходная компания". Замечаний в части неполноты или недостоверности документов Общества у Инспекции не возникло.
Единственным основанием принятия оспариваемого решения послужил довод налогового органа о том, что Общество во II квартале 2012 года применяло УСН.
Апелляционный суд, обоснованно посчитав, что Общество фактически не перешло на УСН, во II квартале 2012 года применяло общую систему налогообложения, признал произведенное Инспекцией доначисление (начисление) НДС и пеней незаконным, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и признал решение Инспекции недействительным.
Апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А26-1774/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Н.А.МОРОЗОВА
Темы: НДС  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 24.03.2025 В ФНС назвали частые ошибки в декларации по НДС
- 13.03.2025 Минэкономразвития поддерживает продление нулевого НДС для туроператоров
- 04.03.2025 Госдума приняла проект о нулевом НДС при перевозках по ВСМ Москва-Петербург
- 16.05.2025 Минфин пояснил, обязаны ли фитнес-клубы на УСН платить НДС в 2025 году
- 12.05.2025 Возмещение от СФР за аптечки: как учитывать при УСН
- 08.04.2025 Как ИП на УСН «Доходы» можно уменьшить аванс по налогу
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства проявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов отсутствуют, реальность хозя
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что у контрагентов налогоплательщика отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку контрагенты налогоплательщика по договорам на перевозку грузов выступали агрегатором поиска перевозчиков для оказания транспортных
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог, уплачиваемый при применении УСН, пени в связи с неправомерным учетом в составе расходов по УСН затрат по выплате компенсации водителям-экспедиторам за разъездной характер работы в период выполнения трудовых обязанностей, так как спорные затраты не являются командировочными расходами, представляют собой компенсационные выплаты работникам за разъездной характер труда, в связи с - 04.05.2025
Определением разрешены
разногласия между конкурсным управляющим и налоговым органом относительно режима удовлетворения требований по уплате налога на прибыль, возникшего по итогам реализации имущества должника в ходе конкурсного производства, так как налог по УСН взимается с учетом величины доходов, полученных налогоплательщиком от ведения той деятельности, конечной целью (результатом) которой является получение прибыли.
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-07/35628
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 07.04.2025 Письмо Минфина России от 06.02.2025 г. № 03-11-06/2/10522
- 31.03.2025 Письмо Минфина России от 27.01.2025 г. № 03-07-11/6784
- 19.03.2025 Письма Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-11-11/125925, от 10.12.2024 г. № 03-11-11/125178
Комментарии