Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2015 г. № Ф06-1473/2015

Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2015 г. № Ф06-1473/2015

Казенное учреждение непосредственно доход не получает, поскольку средства за оказанные работы, услуги, реализованные товары перечисляются потребителями на счет администратора дохода (УФСИН России по РТ) для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Для целей деятельности учреждения на его лицевой счет денежные средства поступают исключительно за счет лимитов бюджетных обязательств, иные счета в финансовых или кредитных организациях у заявителя отсутствуют.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из того, что налоговым органом в базу для исчисления налога на прибыль неправомерно включен доход учреждения, полученный в результате реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных.

26.10.2015Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16.10.2015 г. № Ф06-1473/2015

 

Дело N А65-582/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя - Елина А.И. (доверенность от 06.01.2015),

ответчика - Хабибрахмановой Ф.Р. (доверенность от 13.11.2014),

в отсутствие:

третьего лица - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2015 (судья Воробьев Р.М.) и "постановление" Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)

по делу N А65-582/2015

по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, г. Казань (ИНН 16569056543, ОГРН 1051637012173) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 26.11.2014 N 6740, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

 

установил:

 

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, заявитель, казенное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 26.11.2014 N 6740 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: уменьшения суммы налога на прибыль, излишне начисленного в бюджет, в размере 398 888 руб., обязания внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2015, оставленным без изменения "постановлением" Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд обязал инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При этом налоговый орган полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку заявителем не подтвержден факт получения доходов, отраженных в декларациях, от непосредственного привлечения осужденных к труду.

В отзыве на кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании "статьи 156", "части 3 статьи 284" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 26.06.2014 ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ представлена в Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года, в которой заявителем уменьшены доходы от реализации, налоговая база и сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет.

Налоговым органом в адрес казенного учреждения направлено уведомление от 04.08.2014 N 5858 о представлении пояснений причин представления уточненной декларации по налогу на прибыль с уменьшением доходов от реализации, налоговой базы и суммы налога на прибыль.

В ответ на сообщение ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ представлены пояснения о том, что в первичной декларации в доходах от реализации ошибочно отражены доходы, полученные от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными в рамках исполнения казенным учреждением государственной функции по привлечению осужденных к оплачиваемому труду.

По представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 09.10.2014 N 6649.

Рассмотрев материалы налоговой проверки, налоговый орган принял решение от 26.11.2014 N 6740 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ уменьшена сумма налога, излишне начисленного в бюджет, в размере 398 888 руб.; отказано в привлечении казенного учреждения к налоговой ответственности на основании "пункта 1 статьи 109" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); установлено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Заявитель обжаловал данное решение в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 23.12.2014 N 2.14-0-18/031109@ решение инспекции от 26.11.2014 N 6740 оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения (т. 1 л.д. 30 - 31).

Не согласившись с решением инспекции от 26.11.2014 N 6740 в части уменьшения суммы налога на прибыль, излишне начисленного в бюджет, в размере 398 888 руб., обязания внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, заявитель обратился в арбитражный суд на том основании, что решение инспекции в обжалуемой части является незаконным и необоснованным, так как уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2012 года была представлена в связи с тем, что в ранее сданных налоговых декларациях ошибочно были указаны доходы от привлечения осужденных к труду, а также иные доходы, полученные в рамках исполнения государственных функций, перечисляемые в доход федерального бюджета, которые в соответствии с "подпунктом 33.1 статьи 251" НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Заявителем указано, что казенное учреждение непосредственно доход не получает, поскольку средства за оказанные работы, услуги, реализованные товары перечисляются потребителями на счет администратора дохода - УФСИН России по РТ для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Для целей деятельности учреждения на его лицевой счет денежные средства поступают исключительно за счет лимитов бюджетных обязательств, иные счета в финансовых или кредитных организациях у заявителя отсутствуют.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из того, что налоговым органом в базу для исчисления налога на прибыль неправомерно включен доход учреждения, полученный в результате реализации продукции, полученной с использованием труда осужденных.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со "статьей 246" НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со "статьей 247" НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами "Кодекса".

"Статьей 257" НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В силу "подпункта 14 пункта 1 статьи 251" НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Согласно "пункту 10 статьи 241" Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Данная правовая норма введена Федеральным "законом" от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) и действует с 01.01.2011.

В соответствии с "подпунктом 8 пункта 19 статьи 33" Закона N 83-ФЗ для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяется являющаяся единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа "Доходы от приносящей доходы деятельности".

"Приказом" Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в качестве доходов федерального бюджета предусмотрены доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду.

В силу "пункта 2" Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2010 N 73н (далее - Порядок N 73н), средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с "Порядком" учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).

На основании "пункта 7" Порядка N 73н орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования.

Согласно "пункту 8" Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний.

Суды правомерно указали, что лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно "подпункту 14 пункта 1 статьи 251" НК РФ, поскольку средства, полученные от привлечения к труду осужденных, относятся к бюджетному финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения.

Кроме того, в силу "подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251" НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Следовательно, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

В соответствии со "статьей 6" Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Согласно "статье 120" Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 24" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Аналогичные положения закреплены в "пункте 3 статьи 161" Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Следовательно, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих условий: возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений; осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

"Пунктом 3 статьи 13" Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, в том числе, привлекать осужденных к труду.

В соответствии с "пунктом 7" Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.

Из "пункта 5" указанного Положения следует, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В силу "пункта 1 статьи 103" Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в "главе 14" Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с учетом указанных норм привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций ФСИН России.

Как следует из материалов дела, в пункте 1.1. Устава казенного учреждения (т. 1 л.д. 32 - 45) установлено, что ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Заявитель по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, некоммерческой организацией, что следует из пункта 1.6. Устава.

Согласно пункту 1.7 Устава казенное учреждение является юридическим лицом.

Из пункта 1.10 Устава ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ следует, что казенное учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательств того, что учреждением был получен доход не от исполнения государственной функции (привлечение осужденных к оплачиваемому труду) материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах является верным вывод судов о том, что спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу "подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251" НК РФ.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287", "статьями 286", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2015 и "постановление" Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А65-582/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Р.Р.МУХАМЕТШИН

 

Судьи

Ф.Г.ГАРИПОВА

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Порядок признания доходов и расходов
  • 30.11.2016  

    Обязанность отразить сумму кредиторской задолженности в доход не зависит от проведения инвентаризации задолженности и издания приказа (распоряжения) о ее списании. Невыполнение налогоплательщиком обязанности по списанию кредиторской задолженность в бухгалтерском учете не является основанием для нарушения налогового законодательства.

  • 21.11.2016  

    Порядок признания процентов по займам должен соответствовать нормам Налогового кодекса: признание доходов в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период.

  • 21.11.2016  

    В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Вся судебная практика по этой теме »

Объект налогообложения
  • 05.12.2016  

    Судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод, что работы (услуги), выполненные (оказанные) контрагентами по организации строительно-монтажных работ в рассматриваемом случае совершаются не в рамках подрядных договоров на капитальное строительство объектов, а направлены на всестороннее исполнение инвестиционных проектов. При этом данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) контрагентами на протяжении всего периода ст

  • 31.10.2016  

    Полученные предприятием денежные средства не позволяют квалифицировать их как прибыль от использования государственного имущества. Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что фактически чистая прибыль сложилась за счет бюджетных средств и отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований являются правильными и обоснованными, а вывод суда апелляционной инстанции о том, что полученные из бюджетов в каче

  • 21.09.2016  

    Судами верно определено, что в целях определения момента определения налоговой базы по НДС днем выполнения проектных работ, следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчику. Таким образом, поскольку акты о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) были составлены и подписаны обеими сторонами только в 2012 г., то основания для включения в выручку доходов от реализации по контр


Вся судебная практика по этой теме »