
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.10.2014 г. № Ф03-4354/2014
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.10.2014 г. № Ф03-4354/2014
Требование было удовлетворено. Излишняя выплата сумм пособий произошла в связи с представлением страхователем неполных сведений в отношении работника, влияющих на размер пособия.
05.11.2014Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17.10.2014 г. № Ф03-4354/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: В.М. Голикова, И.С. Панченко
при участии:
от заявителя - государственного учреждения Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7: Фадеева М.М., представитель по доверенности от 01.01.2014 N 52;
от открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк": Мальцевой В.Н., представитель по доверенности от 17.04.2014 N 437-то;
от третьего лица - Ветровой Анны Викторовны: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк"
на решение от 21.04.2014, "постановление" Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014
по делу N А73-15012/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н.; в апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению государственного учреждения Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7
к открытому акционерному обществу "Восточный экспресс банк" (ОГРН 1022800000112, ИНН 2801015394, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, переулок Св. Иннокентия, 1)
третье лицо: Ветрова Анна Викторовна
о взыскании 36 814,33 руб.
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (далее - Фонд, учреждение, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" (далее - ОАО "Восточный экспресс банк", банк, страхователь) 36 814,33 руб. - излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ветрова Анна Викторовна (далее - Ветрова А.В., застрахованное лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2014, оставленным без изменения "постановлением" Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014, заявленное требование удовлетворено.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных "статьями 284", "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе банка, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Банк считает, что не должен нести ответственность за излишнее перечисление фондом застрахованному лицу пособия по обязательному социальному страхованию, так как добросовестно исполнил обязанность по предоставлению сведений страховщику; убытки фонда возникли из-за неисполнения им своих обязанностей по обеспечению соответствующего контроля.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что средний заработок, исходя из которого нужно исчислять пособие по уходу за тремя детьми, не должен превышать 34 583,33 руб. Полагает, что при исчислении пособия за расчетный период им правомерно начислялись страховые взносы на полную сумму месячного заработка, который не превышал законодательно установленной предельной суммы 415 000 руб., следовательно, указание в столбце 22 реестра сведений 100% размер суммы среднего месячного заработка сотрудника в сумме 42 334,43 руб., являлось правильным.
В отзыве на жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, сославшись на их законность и обоснованность.
Ветрова А.В. отзыв на жалобу не представила.
Участвующий при рассмотрении кассационной жалобы представитель банка доводы жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель фонда поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Ветрова А.В., извещенная надлежащим образом о начале судебного процесса с ее участием, о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, что в силу "части 3 статьи 284" АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании в соответствии со "статьей 163" АПК РФ объявлялся перерыв до 15.10.2014.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей банка и фонда, а также проверив правильность применения обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ОАО "Восточный экспресс банк" в лице Дальневосточного филиала 27.07.2012 направило в фонд реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе в отношении застрахованного лица Ветровой А.В., за период с 22.07.2012 по 14.08.2013, одновременно осуществляющей уход за тремя детьми.
Согласно данным, которые содержались в реестре переданных банком сведений, суммированный размер ежемесячного пособия на троих детей застрахованного лица составлял 41 499,33 руб. (первый ребенок - 13 833, 33 руб., второй ребенок - 13 833,33 руб., третий ребенок - 13 833,33 руб.).
На основании данной информации фондом назначено и перечислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком застрахованному лицу на расчетный счет, открытый им в Дальневосточном филиале банка.
В ходе осуществления мониторинга произведенных выплат программного комплекса "Процессинг и управление выплатами пособий" специалистами фонда установлен факт переплаты пособия Ветровой А.В. за период с 22.07.2012 по 31.12.2012 в сумме 36 814,33 руб.
Письмом от 24.10.2013 N 01-11/007/33864 фонд уведомил страхователя о выплате застрахованному лицу пособия в большем размере и предложил в добровольном порядке возвратить сумму переплаты в вышеуказанном размере.
Неисполнение банком изложенного в уведомлении требования послужило основанием для обращения учреждения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу, что излишняя выплата сумм пособий произошла в связи с представлением банком в фонд в отношении застрахованного лица сведений, влияющих на размер пособия, не в полном объеме, в связи с чем расходы, излишне понесенные фондом, подлежат возмещению страхователем.
Согласно "части 1 статьи 11.1" Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
На основании "частей 2", "3 статьи 7" Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов", "частей 3", "4 статьи 6" Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", "частей 3", "4 статьи 7" Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 и 2013 годах осуществляет реализацию в ряде субъектов Российской Федерации пилотного проекта, направленного на организацию перехода к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета Фонда и предусматривающего особенности финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе в связи с материнством.
В соответствии с "пунктом 2" постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", частью 4 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", частью 4 статьи 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страховании Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Хабаровский край участвует в реализации пилотного проекта с 01.07.2012 по 31.12.2013.
Указанным выше Постановлением утверждено "Положение" об особенностях назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), определяющее особенности назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах территориальными органами Фонда, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующими в реализации пилотного проекта, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда, в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В силу "пункта 2" Положения, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия ("пункт 3" Положения).
Решение о назначении и выплате пособия принимается Фондом в течение 10 календарных дней со дня их получения ("пункт 8" Положения).
В соответствии с "пунктом 16" Положения, за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно "части 1 статьи 11.2" Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным "законом" "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с "частью 1 настоящей статьи", суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном "статьей 14" настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия ("часть 2 статьи 11.2" Закона N 255-ФЗ).
"Часть 2 статьи 3" Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" устанавливает, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам "Закона" N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального "закона"), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным "законом" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
"Частью 4 статьи 8" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что для плательщиков страховых взносов, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей, нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Согласно содержанию "пункта 2.11" Приложения N 6 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения", в случае, если получатель пособия одновременно ухаживает за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет, подлежит заполнению столбец 22 сведений о получателе пособия и иных сведений "Размер 100% среднего месячного заработка, на который начисляются страховые взносы (при уходе за двумя и более детьми до 1,5 лет)". При осуществлении ухода за одним ребенком до полутора лет данный столбец не заполняется. При этом в данном столбце указывается размер 100 процентов среднего месячного заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ветрова А.В. в спорный период осуществляла одновременно уход за тремя детьми, при этом расчет пособия по уходу за ребенком ею был выбран по правилам, действовавшим до 01.01.2011, что банком не оспаривается. При расчете пособия на троих детей в программном комплексе "Процессинг и управление выплатами пособий" суммированная выплата на всех детей автоматически не ограничивалась в соответствии с порядком, установленным "частью 2 статьи 11.2". Закона N 255-ФЗ. Излишняя выплата Ветровой А.В. сумм пособия по обязательному социальному страхованию в размере 36 814,33 руб. произошла в связи с непоступлением от страхователя в фонд в отношении застрахованного лица части сведений, влияющих на размер пособия, в частности "одновременный уход за несколькими детьми" и "размер месячного заработка".
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требование учреждения.
Ссылка банка на то, что им были представлены сведения в форме, предусмотренной действующим законодательством и в объеме, определенном фондом, а сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия были получены в искаженном виде вследствие недостатков в программном обеспечении фонда, документально не подтверждена.
Довод жалобы о том, что со стороны банка отсутствовали неправомерные действия, был предметом оценки судов двух инстанций и обоснованно отклонен как не подтвержденный материалами дела.
В сложившейся ситуации не имеет правового значения вопрос о ненадлежащем исполнении фондом возложенных на него контрольных функций, поскольку осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений.
Возражения банка относительно определения судом размера среднего заработка, согласно которому исчисляется пособие по уходу за тремя детьми, судом кассационной инстанции не принимаются.
Исходя из "части 2 статьи 11.2" Закона N 255-ФЗ, с учетом "части 3.1 статьи 14" названного Федерального закона и "части 4 статьи 8" Закона N 212-ФЗ, размер 100% среднего месячного заработка, на который начисляются страховые взносы, составляет 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.).
Иное толкование заявителем вышеуказанных нормоположений не свидетельствует о судебной ошибке.
Поскольку нормы материального права применены судами соответственно установленным по данному делу обстоятельствам, не допущено нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, то у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 000 руб., а банком при обращении уплачено 2 000 руб., госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату на основании "статьи 104" АПК РФ.
Руководствуясь "статьями 104", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 21.04.2014, "постановление" Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А73-15012/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Восточный экспресс банк" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 20.08.2014 N 129962.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО
Темы: Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 23.01.2023
Региональное отделение
Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
Комментарии