Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 г. № А10-2526/2012
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 г. № А10-2526/2012
Из смысла и содержания положений статьи 129.1 НК РФ следует, что законодателем налоговому органу даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех документов (информации), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого налогоплательщика либо конкретной индивидуально-определенной сделки.
28.08.2013Российский налоговый порталФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13.08.2013 г. № А10-2526/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Парской Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Саган А.В.,
при участии в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия, представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия - Деминой Валентины Эдуардовны (доверенность от 10.06.2013), открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО ЕЭС" - Хамнуева Вадима Григорьевича (доверенность от 23.01.2013),
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2526/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дружинина О.Н.; апелляционный суд: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГРН 1040302983093, г. Улан-Удэ, далее - ОАО "ОГК-3", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302994401, г. Улан-Удэ, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 24.04.2012 N 13-7 о привлечении налогоплательщика к ответственности, требования N 16107 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.05.2012 и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ОГК-3".
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией судом произведена замена ОАО "ОГК-3" на правопреемника - открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС" (ОГРН 1022302933630, г. Москва, далее - ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2013 года, заявление удовлетворено.
Судебные акты приняты со ссылками на статьи 21 (подпункт 11 пункта 1), 31 (подпункт 1 пункта 1), 45, 54 (пункт 1), 69 (пункты 1, 4 и 8), 87, 93.1 (пункты 3, 5 - 7), 106, 108 (пункт 1), 129.1 (пункт 1), 313 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 9 (пункты 1 и 4) Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказы Федеральной налоговой службы России от 01.12.2006 N САЭ-З-19825@ и от 25.12.2006 N САЭ-З-06/892@.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что непредставление обществом по требованию инспекции в рамках налоговой проверки иного налогоплательщика карточек бухгалтерских счетов, обязательность ведения которых для целей налогообложения не установлена, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением (толкованием) норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как полагает налоговый орган, он правомерно направил ОАО "ОГК-3" требование о предоставлении документов, в том числе карточек бухгалтерского учета в отношении проверяемого налогоплательщика (открытого акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания", ОГРН 1053303600019, г. Владимир, далее - ОАО "Владимирэнергосбыт") и ОАО "ОГК-3" неправомерно их не представило.
ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" в отзыве на кассационную жалобу ее доводы отклонило, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители инспекции и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, инспекция, выполняя поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области, проводившей камеральную налоговую проверку ОАО "Владимирэнергосбыт", направило в адрес ОАО "ОГК-3" требование от 21.02.2012 N 13-10980 о предоставлении документов.
Указанным требованием обществу в течение 5 дней со дня его получения инспекция предложила представить по проверяемому налогоплательщику следующие первичные документы: счета-фактуры; договор (контракт, соглашение); платежное поручение; приходный кассовый ордер; акт приема-передачи к договору (контракту, соглашению); товарно-транспортную накладную; доверенность и книгу продаж. Пунктом 13 требования инспекцией предложено представить карточки бухгалтерских счетов N 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и N 90 "Продажи" за период с 1 октября по 31 декабря 2011 года.
Истребованные инспекцией документы, за исключением пункта 13 требования, обществом в установленный срок предоставлены, 29.02.2012 направлено письмо N ОГК3/БГ/232 о том, что запрашиваемые пунктом 13 карточки не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого налогоплательщика, в связи с чем не могут быть представлены.
В связи с отказом общества представить карточки бухгалтерских счетов, 29.03.2012 налоговым органом составлен акт N 13-7 и 24.04.2012 принято решение N 13-7 о привлечении общества к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5 000 рублей и выставлено требование от 03.05.2012 N 16107 об его уплате.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия с жалобой, оставленной решением от 29.01.2013 N 15-14/00750 без удовлетворения.
Полагая решение инспекции противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, ОАО "ОГК-3" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа имеет право в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации) и утвержденные формы документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок, определены приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Согласно пунктам 1, 2 названного Порядка при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, либо у лица, располагающего такими документами (информацией), в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, возможна лишь при установлении неправомерного несообщения лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса.
Из смысла и содержания положений статьи 129.1 Кодекса следует, что законодателем налоговому органу даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех документов (информации), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого налогоплательщика либо конкретной индивидуально-определенной сделки.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды установили, что истребуемые карточки учета N 62 и N 90 предназначены для систематизации и накопления ОАО "ОГК N 3" информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств проверяемого налогоплательщика и не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов ОАО "Владимирэнергосбыт".
Установив данные обстоятельства, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам, что непредставление обществом (контрагентом проверяемого налогоплательщика) документов и сведений, непосредственно не связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика, не образует состав правонарушения, установленный статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
При оценке доказательств требования статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражными судами не нарушены.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, несмотря на ссылку о неправильном применении арбитражными судами норм материального права, повторяют ранее заявленные, и получившие надлежащую правовую оценку судов при рассмотрении дела. По существу указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу требований статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2013 года по делу N А10-2625/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ
Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
Н.Н.ПАРСКАЯ
Темы: Камеральные проверки  Выездные проверки  
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 23.06.2021 Две истории одной организации, или о том, как при переходе с УСНО на ОСНО вычет по НДС получить
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, начислил пени и штраф, сделав вывод о документальном неподтверждении налогоплательщиком расходов.Итог: требование удовлетворено, поскольку доводы налогового органа не подтверждены, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки и в ходе рассмотрения судом дела документы надлежащим образом не были изу
- 28.01.2024
По результатам
камеральной налоговой проверки вынесено решение, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество неправомерно не удержало (и
- 19.12.2023
По результатам
камеральной проверки арбитражному управляющему доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф в связи с завышением профессиональных налоговых вычетов ввиду включения в их состав расходов на оплату сотовой связи, проезда и проживания, обучения, обслуживания транспортного средства.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку не представлено доказательств того, что заявленные расходы были произ
- 07.04.2024
По итогам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС
- 31.03.2024
Заявитель считал,
что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз
- 13.03.2024
По мнению
общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 25.04.2022 Письмо Минфина России от 30.03.2022 г. № 03-02-07/26025
Комментарии