Новости / Налогообложение / Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду
По сообщению газеты Коммерсантъ на завтрашнее заседание правительства председатель правительства России Михаил Фрадков вынес вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Как стало известно, сборы с предприятий, наносящих вред природе, планируется поднять в среднем на 20-30%, однако для отдельных предприятий размер платежей может вырасти в несколько раз.
02.03.2005Новую схему взимания экологических платежей подготовила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Сначала предполагалось принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Но написать его не успели – готова только концепция и временные меры, которые по замыслу Ростехнадзора позволят улучшить состояние окружающей среды. По данным доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году", число городов, где уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий, достигло уже 63%, доля так называемых нестандартных проб по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в том же году превысила соответственно 25% и 30%.
Сейчас экологические платежи взимаются в соответствии с законом "Об охране окружающей среды", рядом постановлений Правительства и приказов Минприроды. Эти документы зафиксировали трехступенчатую систему сбора платежей. Существует плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Однако когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – то есть на ограниченный период времени, в течение которого предприятие должно осуществить природоохранные мероприятия, например построить очистные сооружения, плата, взимаемая за вред, наносимый природе, в пять раз превышает нормативную. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. Причем если нормативно допустимые платежи и лимиты относятся на себестоимость продукции, то сверхлимитная плата, как штрафные санкции, уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Правда на практике 25-кратный коэффициент применялся редко.
Ростехнадзор же предлагает с 2006 года отменить плату для предприятий, чьи выбросы соответствуют нормативам. Эти деньги предлагается начислять, но не изымать у субъектов хозяйственной деятельности, чтобы те имели средства для обновления производства и перехода на более щадящие природу технологии. Но одновременно предлагается отменить и лимиты, а деньги брать только со злостных загрязнителей – из прибыли компаний с прежним 25-кратным коэффициентом. Реально нагрузка на предприятия увеличится вовсе не в 25 раз, а только в 5, поскольку сейчас 80% платежей за вред, наносимый окружающей среде, взимается с коэффициентом 5. Эти же принципы заложены и в концепции будущего закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Если же перевести разговор об экологии в фискальную плоскость (хотя в подготовленной концепции указывается, что новая система носит компенсационный характер и призвана стимулировать предприятия к тому, чтобы возместить вред, наносимый природе), то в этом году в рамках нормативов предприятия должны заплатить 5,2 млрд руб., а сверхнормативные платежи должны составить 6,3 млрд руб. Не смотря на это при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд руб., однако для конкретных предприятий и отраслей цифры могут существенно измениться. Так, предприятия электроэнергетики в 2003 году заплатили 658,4 млн руб. в рамках нормативов и 194,1 млн руб. в рамках сверхнормативов – всего 852,5 млн руб. По новой схеме они не будут платить "нормативные" 658,4 млн руб., зато заплатят почти 1 млрд руб. "сверхнормативных", то есть повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%.
Однако уже всего может оказаться предполагаемое повышение коэффициента нормативов выбросов в атмосферу для автомобилей, используемых организациями и предприятиями: для стандарта Евро-0 будет применяться коэффициент 3, для Евро-1 и Евро-2 – коэффициенты 2 и 1 соответственно; для Евро-3, Евро-4 и Евро-5 они составят по уменьшающейся 0,5, 0,3 и 0,2. Не менее сурово Ростехнадзор намерен поступать и в отношении несортированного мусора от бытовых, производственных, офисных помещений организаций, а также жилого фонда – такой мусор будет отнесен к отходам IV класса опасности. Что это будет означать на практике, пока неизвестно, но уж точно не уменьшение коммунальных расходов.
Против новой системы платежей "за грязь" уже сейчас выступают Минфин и Минэкономразвития. Минфин обеспокоен формальным снижением бюджетных доходов в случае отмены обязательной уплаты платежей. А МЭРТ считает, что в отсутствии какой-либо выгоды для экономики страны, появятся дополнительные административные барьеры для предприятий



