Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Налогообложение / Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду

По сообщению газеты Коммерсантъ на завтрашнее заседание правительства председатель правительства России Михаил Фрадков вынес вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Как стало известно, сборы с предприятий, наносящих вред природе, планируется поднять в среднем на 20-30%, однако для отдельных предприятий размер платежей может вырасти в несколько раз.

02.03.2005

Новую схему взимания экологических платежей подготовила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Сначала предполагалось принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Но написать его не успели – готова только концепция и временные меры, которые по замыслу Ростехнадзора позволят улучшить состояние окружающей среды. По данным доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году", число городов, где уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий, достигло уже 63%, доля так называемых нестандартных проб по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в том же году превысила соответственно 25% и 30%.

Сейчас экологические платежи взимаются в соответствии с законом "Об охране окружающей среды", рядом постановлений Правительства и приказов Минприроды. Эти документы зафиксировали трехступенчатую систему сбора платежей. Существует плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Однако когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – то есть на ограниченный период времени, в течение которого предприятие должно осуществить природоохранные мероприятия, например построить очистные сооружения, плата, взимаемая за вред, наносимый природе, в пять раз превышает нормативную. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. Причем если нормативно допустимые платежи и лимиты относятся на себестоимость продукции, то сверхлимитная плата, как штрафные санкции, уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Правда на практике 25-кратный коэффициент применялся редко.

Ростехнадзор же предлагает с 2006 года отменить плату для предприятий, чьи выбросы соответствуют нормативам. Эти деньги предлагается начислять, но не изымать у субъектов хозяйственной деятельности, чтобы те имели средства для обновления производства и перехода на более щадящие природу технологии. Но одновременно предлагается отменить и лимиты, а деньги брать только со злостных загрязнителей – из прибыли компаний с прежним 25-кратным коэффициентом. Реально нагрузка на предприятия увеличится вовсе не в 25 раз, а только в 5, поскольку сейчас 80% платежей за вред, наносимый окружающей среде, взимается с коэффициентом 5. Эти же принципы заложены и в концепции будущего закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Если же перевести разговор об экологии в фискальную плоскость (хотя в подготовленной концепции указывается, что новая система носит компенсационный характер и призвана стимулировать предприятия к тому, чтобы возместить вред, наносимый природе), то в этом году в рамках нормативов предприятия должны заплатить 5,2 млрд руб., а сверхнормативные платежи должны составить 6,3 млрд руб. Не смотря на это при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд руб., однако для конкретных предприятий и отраслей цифры могут существенно измениться. Так, предприятия электроэнергетики в 2003 году заплатили 658,4 млн руб. в рамках нормативов и 194,1 млн руб. в рамках сверхнормативов – всего 852,5 млн руб. По новой схеме они не будут платить "нормативные" 658,4 млн руб., зато заплатят почти 1 млрд руб. "сверхнормативных", то есть повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%.

Однако уже всего может оказаться предполагаемое повышение коэффициента нормативов выбросов в атмосферу для автомобилей, используемых организациями и предприятиями: для стандарта Евро-0 будет применяться коэффициент 3, для Евро-1 и Евро-2 – коэффициенты 2 и 1 соответственно; для Евро-3, Евро-4 и Евро-5 они составят по уменьшающейся 0,5, 0,3 и 0,2. Не менее сурово Ростехнадзор намерен поступать и в отношении несортированного мусора от бытовых, производственных, офисных помещений организаций, а также жилого фонда – такой мусор будет отнесен к отходам IV класса опасности. Что это будет означать на практике, пока неизвестно, но уж точно не уменьшение коммунальных расходов.

Против новой системы платежей "за грязь" уже сейчас выступают Минфин и Минэкономразвития. Минфин обеспокоен формальным снижением бюджетных доходов в случае отмены обязательной уплаты платежей. А МЭРТ считает, что в отсутствии какой-либо выгоды для экономики страны, появятся дополнительные административные барьеры для предприятий

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
Все новости по этой теме »

Иные обязательные платежи (парафискалитет)
Все новости по этой теме »

Платежи за загрязнение окружающей среды
Все новости по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоговое право
  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде

  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »

Иные обязательные платежи (парафискалитет)
  • 05.06.2007   Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
  • 11.04.2007   Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
  • 18.03.2004  

    В период со дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило


Вся судебная практика по этой теме »

Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 21.03.2018  

    Суд удовлетворил требование Росприроднадзора о взыскании с компании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 483 533 рублей 83 копеек. Ссылку общества на то, что с 01.01.2016 природопользователи освобождены от платежей в счет возмещения вреда, причиненного сбросом загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе за предшествующий указанной дате период, суд кассационной инстанции отклонил, посколь

  • 14.07.2015  

    Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие.

  • 25.06.2014  

    Банк как лицо, не осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Банком требования.


Вся судебная практика по этой теме »