Новости / Налогообложение / Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Новации в системе платежей за негативное воздействие на окружающую среду
По сообщению газеты Коммерсантъ на завтрашнее заседание правительства председатель правительства России Михаил Фрадков вынес вопрос о совершенствовании системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Как стало известно, сборы с предприятий, наносящих вред природе, планируется поднять в среднем на 20-30%, однако для отдельных предприятий размер платежей может вырасти в несколько раз.
02.03.2005Новую схему взимания экологических платежей подготовила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Сначала предполагалось принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Но написать его не успели – готова только концепция и временные меры, которые по замыслу Ростехнадзора позволят улучшить состояние окружающей среды. По данным доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году", число городов, где уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий, достигло уже 63%, доля так называемых нестандартных проб по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в том же году превысила соответственно 25% и 30%.
Сейчас экологические платежи взимаются в соответствии с законом "Об охране окружающей среды", рядом постановлений Правительства и приказов Минприроды. Эти документы зафиксировали трехступенчатую систему сбора платежей. Существует плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Однако когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – то есть на ограниченный период времени, в течение которого предприятие должно осуществить природоохранные мероприятия, например построить очистные сооружения, плата, взимаемая за вред, наносимый природе, в пять раз превышает нормативную. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. Причем если нормативно допустимые платежи и лимиты относятся на себестоимость продукции, то сверхлимитная плата, как штрафные санкции, уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Правда на практике 25-кратный коэффициент применялся редко.
Ростехнадзор же предлагает с 2006 года отменить плату для предприятий, чьи выбросы соответствуют нормативам. Эти деньги предлагается начислять, но не изымать у субъектов хозяйственной деятельности, чтобы те имели средства для обновления производства и перехода на более щадящие природу технологии. Но одновременно предлагается отменить и лимиты, а деньги брать только со злостных загрязнителей – из прибыли компаний с прежним 25-кратным коэффициентом. Реально нагрузка на предприятия увеличится вовсе не в 25 раз, а только в 5, поскольку сейчас 80% платежей за вред, наносимый окружающей среде, взимается с коэффициентом 5. Эти же принципы заложены и в концепции будущего закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Если же перевести разговор об экологии в фискальную плоскость (хотя в подготовленной концепции указывается, что новая система носит компенсационный характер и призвана стимулировать предприятия к тому, чтобы возместить вред, наносимый природе), то в этом году в рамках нормативов предприятия должны заплатить 5,2 млрд руб., а сверхнормативные платежи должны составить 6,3 млрд руб. Не смотря на это при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд руб., однако для конкретных предприятий и отраслей цифры могут существенно измениться. Так, предприятия электроэнергетики в 2003 году заплатили 658,4 млн руб. в рамках нормативов и 194,1 млн руб. в рамках сверхнормативов – всего 852,5 млн руб. По новой схеме они не будут платить "нормативные" 658,4 млн руб., зато заплатят почти 1 млрд руб. "сверхнормативных", то есть повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%.
Однако уже всего может оказаться предполагаемое повышение коэффициента нормативов выбросов в атмосферу для автомобилей, используемых организациями и предприятиями: для стандарта Евро-0 будет применяться коэффициент 3, для Евро-1 и Евро-2 – коэффициенты 2 и 1 соответственно; для Евро-3, Евро-4 и Евро-5 они составят по уменьшающейся 0,5, 0,3 и 0,2. Не менее сурово Ростехнадзор намерен поступать и в отношении несортированного мусора от бытовых, производственных, офисных помещений организаций, а также жилого фонда – такой мусор будет отнесен к отходам IV класса опасности. Что это будет означать на практике, пока неизвестно, но уж точно не уменьшение коммунальных расходов.
Против новой системы платежей "за грязь" уже сейчас выступают Минфин и Минэкономразвития. Минфин обеспокоен формальным снижением бюджетных доходов в случае отмены обязательной уплаты платежей. А МЭРТ считает, что в отсутствии какой-либо выгоды для экономики страны, появятся дополнительные административные барьеры для предприятий
Темы: Налоговое право  Иные обязательные платежи (парафискалитет)  Платежи за загрязнение окружающей среды  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 05.08.2013 Утилизационный сбор не обладает обязательными элементами налогообложения
- 04.09.2012 ФТС предоставила информацию о реквизитах по оплате утилизационного сбора
- 16.07.2012 Утилизационный сбор «придет» к нам с 1 августа 2012 года
- 29.10.2014 Плата за негативное воздействие на окружающую среду: кто обязан вносить оплату?
- 25.06.2014 Кто обязан вносить плату за размещение твердых бытовых отходов?
- 30.07.2013 Улучшение качества окружающей среды в связи с природоохранными работами позволяет зачесть их стоимость в счет уплаты взносов
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 22.04.2011 Клуб налоговедов обсудил парафискальные платежи
- 29.08.2007 Есть ли еще фискальные взносы ?
- 29.08.2007 Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Применение НК РФ в отношении "платы за грязь"
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Платежи за загрязнение окружающей среды
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 05.06.2007 Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
- 11.04.2007 Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
- 18.03.2004
В период со дня
вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило
- 21.03.2018
Суд удовлетворил
требование Росприроднадзора о взыскании с компании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 483 533 рублей 83 копеек. Ссылку общества на то, что с 01.01.2016 природопользователи освобождены от платежей в счет возмещения вреда, причиненного сбросом загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе за предшествующий указанной дате период, суд кассационной инстанции отклонил, посколь - 14.07.2015
Негативное воздействие на окружающую
среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие. - 25.06.2014
Банк как лицо, не
осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Банком требования.
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 05.08.2013 Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-18-3/810@
- 04.09.2012 Информация ФТС России от 31.08.2012 года
- 16.07.2012 Проект Федерального закона
Комментарии