Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Вычет по НДС: цепная реакция

Вычет по НДС: цепная реакция

Сделка, в которой участвует несколько посредников, по вполне объяснимым причинам вызывает у налоговиков определенные подозрения. Однако «коллапс» в виде отказа в вычете по НДС наступит только если инспекторы обнаружат в такой цепочке «слабое звено». Разберемся, как ревизоры разматывают этот клубок и что делать фирме, дабы снизить риск налоговых претензий

18.09.2009
Федеральное Агентство Финансовой Информации
Автор: О Сизова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Неуловимые проверки

Два года назад, когда чиновники в очередной раз корректировали налоговое законодательство, вместо трех типов проверок компаний они оставили лишь два: камеральные и выездные. А вот термин «встречные проверки» с тех пор канул в Лету. Правда исчезло это понятие только из Кодекса, в жизни же контрольные мероприятия  в отношении контрагентов основного проверяемого налогоплательщика по-прежнему активно проводятся. Дело в том, что взамен статьи 87 Налогового кодекса, в которой прежде упоминались встречные проверки, была введена статья 93.1 НК. Данная норма позволила инспекторам истребовать практически любые сведения у контрагентов проверяемого лица. Мало того, расширился и круг субъектов, у которых налоговые органы могут попросить информацию о подконтрольной фирме: не только у деловых партнеров проверяемой компании, но и у других лиц, располагающих сведениями о ее деятельности. Особую актуальность такие контрольные мероприятия приобретают сегодня. Дело в том, что ручейки поступлений в бюджет в связи с тяжелыми экономическими условиями в стране заметно обмельчали. Компании уже не в состоянии обеспечить прежние объемы налоговых платежей. И контролеры вынуждены активно пользоваться всеми возможностями, которые им предоставляет законодательство, стремясь пополнить государственную казну. В связи с этим очень распространены так называемые встречные проверки «по цепочке» контрагентов и до производителя.

Найти и обезвредить

На практике почти не встречаются случаи, чтобы контрольные мероприятия всех уровней контрагентов основного налогоплательщика проводились, дабы выявить нарушения при уплате налога на прибыль или ЕСН. Такой механизм, как проверки «по цепочке», применяется обычно при администрировании налога на добавленную стоимость. Об особенностях подобных мероприятий журналу «Расчет» рассказала Елена Харитонова, генеральный директор АКК «ЭКФИ» (ЗАО).

«Как только начинается камеральная или выездная проверка основного налогоплательщика, инспекторы проводят предварительную работу. Перво-наперво налоговики ранжируют поставщиков подконтрольной организации по следующим критериям:

– по объему сделок;

– наличию признаков неблагонадежности и их количеству.

Далее по этому ранжиру инспекторы выбирают наиболее крупных или подозрительных партнеров, у которых существует как минимум два признака неблагонадежности. Например, это может быть «прописка» по адресу массовой регистрации. Такие компании обычно и подпадают под встречную проверку. По всем обозначенным поставщикам одновременно рассылаются поручения об истребовании документов. А потом такая же работа последовательно ведется по каждому «кусту» партнеров.

Как только выявляется несколько «отягчающих» обстоятельств (например, если налоговый орган не получил ответа от другого налогового органа на свой запрос; или если инспекторы получили сообщение о том, что контрагент, документы которого запрашивались, не может их по каким-то причинам представить; или же если стало известно, что проверяемый поставщик вовсе не отчитывается некоторое время в налоговых органах), в любом из этих случаев однозначно на спорные суммы уменьшается НДС, предъявленный проверяемым налогоплательщиком к возмещению из бюджета, независимо от того, какого уровня поставщик оказался неблагонадежным».

Срок для «встречки» – не помеха

Естественно, что встречные проверки не бессрочные. Они ограничены установленными законодательно сроками основного контрольного мероприятия – камеральной или выездной налоговой проверки. Поэтому, если инспекторы хотят проверить всех контрагентов в цепочке, то им придется уложиться в данный временной интервал. И если срок основной проверки истек и у контролеров нет весомых оснований для того, чтобы ее продлить, то встречная проверка также завершается.

Фирмам не стоит особо уповать на то, что контролеры не найдут причину, чтобы довести до конца начатую «встречку». И все же, держа руку «на пульсе событий», с тем, чтобы не позволить инспекторам выйти за установленные ограничения, компаниям нужно внимательно контролировать сроки, которые предусмотрены порядком проведения камеральных и выездных проверок.

Итак, НДС подлежит возмещению в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса. При этом на камеральную проверку по НДС инспекторам отводится три месяца. Следовательно, за это время контролеры должны успеть проверить нужных контрагентов. Однако если подконтрольная организация сдаст уточненную декларацию по налогу, то камеральная проверка начнется заново, и у инспекторов вновь в распоряжении будет три месяца. В 2009 году действует норма, согласно которой при выявлении контролерами нарушений в составе вычетов по НДС им придется принять решение об отказе в возмещении налога и в течение десяти дней после окончания проверки составить акт. После этого, согласно новой редакции абзаца 1 пункта 5 статьи 100 НК, инспекторы должны вручить компании акт не позднее чем через пять дней после даты его составления.

Если налоговики приняли решение возместить организации заявленные суммы НДС, то ей следует написать заявление в соответствии с нормами статьи 78 НК на возмещение налога или на зачет этих сумм в счет будущих налоговых платежей. 

Инспекторы могут вынести решение, согласно которому только часть вычетов по НДС будет ими не подтверждена. В данном случае они принимают часть заявленной суммы налога к возмещению, а в отношении спорной доли соответственно дают отказ.

Выездная налоговая проверка проводится с учетом с норм статьи 89 Налогового кодекса. Она должна продолжаться два месяца, но при этом может быть продлена на срок до четырех, а в исключительных случаях – и до шести месяцев. Кроме того, инспекторы вправе приостанавливать налоговую проверку. В период «простоя» налоговики не могут истребовать у подконтрольной фирмы какие-либо документы, а вот у контрагентов как раз вполне правомерно могут запросить необходимые сведения. Ведь основания, по которым может быть приостановлена проверка, закреплены закрытым перечнем статьи 89 Кодекса, и одним из пунктов там как раз значится «истребование документов у контрагентов проверяемого лица». При этом запрос от налогового органа к исследуемому поставщику должен поступить в течение пяти дней. В тот же срок проверяемый контрагент обязан предоставить необходимые сведения.

Стоит учесть, что сегодня инспекторы имеют широкие возможности истребовать документы у иностранных государств. И в этом случае, пока ими не будут получены документы, проверка может быть приостановлена. Соответственно в этот период они спокойно могут «обрабатывать» местных поставщиков проверяемого налогоплательщика. 

Как видим, у контролеров обычно оказывается достаточно времени, чтобы проверить всех необходимых контрагентов в цепочке, и, если потребуется, то вплоть до самого производителя.

В поисках истины

Напомним, что Налоговым кодексом фирмам дается право на урегулирование разногласий. Сами инспекторы очень рекомендуют компаниям им пользоваться. Налоговый орган должен провести данное мероприятие в течение десяти дней по истечении пятнадцатидневного срока, который предусмотрен для составления и вручения фирме акта проверки.

Чтобы правильно оценить те доводы и требования, которые будут высказаны налоговым органом в рамках рассмотрения материалов проверки, желательно присутствие не только руководителя компании, но и квалифицированных юристов. Ведь если предприятие сочтет необходимым, то результаты данного мероприятия позднее могут учитываться в рамках апелляционной и судебной процедур.

Если налоговики нашли некие нарушения в ходе проверки уплаты НДС, то в рамках статьи 101 НК они вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Следовательно, десятидневный срок рассмотрения может быть продлен еще на месяц. В течение этого времени инспекторы могут изучать те доводы, которые фирма предоставила, либо усиливать доказательственную базу, которая изложена в акте налоговой проверки.

Впрочем, несмотря на рекомендации налоговых органов, на протоколах разногласий зачастую отстоять свою позицию компаниям не удается, – отмечает г-жа Харитонова. Пока четкая практика и статистика обжалования в вышестоящий орган не сформировалась, но скорее всего изменить исход проверки и на этом этапе фирме вряд ли удастся. Справедливости ради отметим, что в судах это вполне осуществимо. Арбитры в основном встают на сторону налогоплательщиков – в том случае, когда в акте проверки фигурирует тот факт, что поставщик «3-его или 4-го уровня глубины» оказался неблагонадежным и на этом основании организации отказали в возмещении НДС.

По минному полю

Благодаря сложившейся практике можно с достаточной степенью предсказать, в каких случаях налоговый орган захочет «проштудировать» всех контрагентов цепочки. Каждой организации вполне по силам проверить себя на предмет риска.

Так, «первый звоночек» для инспекторов, рассказывает Елена Харитонова, если компания подает налоговую декларацию на сумму, превышающую 5 миллионов рублей налога к возмещению из бюджета. Данная фирма обязательно подпадет под камеральную проверку, и скорее всего – под встречную тоже. При этом особое внимание инспекторы будут уделять тем контрагентам, сделки с которыми у проверяемого налогоплательщика составляют больше 10 миллионов рублей. Естественно, под встречную проверку в обязательном порядке подпадают партнеры, которые в специальной базе налогового органа отмечены как неблагонадежные. Правда, если последние выявлены в ближайшем окружении основного налогоплательщика, то на остальные уровни контрагентов проверка обычно не распространяется. Если же выявляются сделки, которые «потянули» больше чем на 10 миллионов рублей, то предприятию, которое заявляет к возмещению НДС, следует сознавать, что по этой сделке инспекторы наверняка пойдут до конца в попытке найти в цепочке неблагонадежное звено.

Особенно часто такие проверки организуются при экспорте, и очень распространены при приобретении недвижимости. Это те два варианта, когда контролеры в большинстве случаев доходят до первого «производителя».

Чтобы друг не оказался вдруг…

Итак, что же можно посоветовать организациям, чтобы снизить риск отказа в возмещении НДС?

«Во-первых, проверять как минимум ближайший круг контрагентов, – советует г-жа Харитонова. – Главное, чтобы такая ревизия была должным образом подтверждена документально. Желательно разработать в компании внутренний регламент по работе с новыми партнерами. В нем должно быть утверждено, каким образом следует проводить проверку контрагента, например, какие документы в обязательном порядке у него истребовать при заключении договора. Организация непременно должна запастись свежей выпиской из ЕГРЮЛ потенциального партнера, а также копиями его уставных документов. Кроме того, если дело дойдет до налогового спора, то в арбитражном суде очень хорошим аргументом в пользу компании будет наличие копии специализированной лицензии на ведение деятельности контрагента. Как ни удивительно, благотворно на исход дела может повлиять наличие визитки руководителя компании-поставщика или менеджера, с которым вы вели переговоры. Кроме того, желательно, чтобы контрагент упоминался в СМИ, располагал собственным сайтом, возможно, распространял свои рекламные буклеты или листовки». Соблюдая такие рекомендации, компания сможет снизить риск доначисления НДС.

Разместить:
Игорь
23 сентября 2009 г. в 19:00

статья ни о чем.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые вычеты
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль организаций, пени, штраф, пени по НДС в связи с необоснованным применением налоговых вычетов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения, путем совершения операций с контрагентами, не осуществляющими реальную фина

  • 14.04.2024  

    Выявив, что налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 12.11.2023  

    Оспариваемым решением налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с


Вся судебная практика по этой теме »