Аналитика / Налогообложение / Меняем ЕСН на страховые взносы
Меняем ЕСН на страховые взносы
Со следующего года все работодатели, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников, вместо единого социального налога будут начислять и уплачивать страховые взносы в ФСС России, ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Проанализируем общие правила по исчислению и уплате страховых взносов
21.12.2009Журнал «Российский налоговый курьер»Порядок начисления и уплаты страховых взносов с 2010 года регламентирован Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Одновременно с ним был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ (далее — Закон № 213-ФЗ), которым внесены многочисленные изменения в разные законодательные акты Российской Федерации, связанные с принятием Закона № 212-ФЗ.
Виды страховых взносов
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ с 2010 года страхователи обязаны уплачивать страховые взносы:
-
на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд;
-
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;
-
на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).
Кроме того, все работодатели по-прежнему должны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомним, что эти правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ.
Плательщики страховых взносов
Перечень лиц, относящихся с 2010 года к плательщикам страховых взносов (страхователям), приведен в пункте 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ. Они подразделяются на две группы:
-
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели);
-
лица, не производящие выплат физическим лицам (так называемые самозанятые).
В первую группу страхователей входят следующие работодатели:
-
организации;
-
индивидуальные предприниматели;
-
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Ко второй группе плательщиков страховых взносов относятся:
-
адвокаты;
-
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировалось в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, это не освобождает его от обязанностей по исчислению и уплате страховых взносов (п. 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ). Поэтому на него распространяются нормы законодательства о страховых взносах, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей
Те индивидуальные предприниматели, которые привлекают наемных работников, относятся одновременно к обеим категориям плательщиков страховых взносов. Поэтому они обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
Отметим, что Законом № 213-ФЗ не было внесено изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Следовательно, введение страховых взносов с 2010 года не приведет к изменению порядка регистрации страхователей в фондах.
Массовой перерегистрации плательщиков, уже состоящих на учете в фондах, не будет. Ведь все они имеют свои регистрационные номера в фондах и будут продолжать перечислять страховые взносы с указанием этого реквизита
Что касается вновь возникших организаций и зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей, их постановка на учет в фондах, как и прежде, будет осуществляться в режиме «одного окна». Налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию, будут передавать сведения о зарегистрированных организациях и индивидуальных предпринимателях в фонды. После присвоения им регистрационных номеров фонды направят страхователям соответствующие уведомления.
Вместе с тем останутся отдельные категории плательщиков, которые обязаны вставать на учет в фондах самостоятельно. К ним относятся:
-
организации по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный счет и начисляющих зарплату и иные вознаграждения физическим лицам;
-
частные нотариусы;
-
адвокаты, занимающиеся частной практикой;
-
физические лица — работодатели (индивидуальные предприниматели и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные детективы, частные нотариусы, адвокаты);
-
главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
-
крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридического лица, заключившие трудовые или гражданско-правовые договоры с физическими лицами;
-
родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, заключившие трудовые или гражданско-правовые договоры с физическими лицами. Фонды осуществляют регистрацию указанных страхователей на основании поданных ими заявлений.
Правила исчисления страховых взносов
В соответствии со статьей 15 Закона № 212-ФЗ плательщики будут рассчитывать сумму страховых взносов, подлежащих уплате, отдельно по каждому внебюджетному фонду. Сумму взносов по каждому застрахованному лицу нужно определять по завершении каждого месяца нарастающим итогом в течение расчетного периода. Таковым согласно части 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ признается календарный год.
По каждому застрахованному лицу работодателям попрежнему придется заполнять индивидуальные карточки по учету сумм начисленных выплат и вознаграждений в его пользу, а также сумм страховых взносов
Рассмотрим, в каком порядке с 2010 года плательщики-работодатели должны формировать базу для начисления страховых взносов по застрахованным лицам2.
2Тарифы для начисления страховых взносов будут рассматриваться в отдельных материалах, посвященных особенностям исчисления и уплаты с 2010 года страховых взносов в конкретные фонды. — Примеч. ред.
Объект обложения
В части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц:
-
по трудовым договорам;
-
гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
-
договорам авторского заказа;
-
договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
-
издательским лицензионным договорам;
-
лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства.
В частях 3 и 4 указанной статьи перечислены виды выплат и вознаграждений, не являющихся объектом обложения страховыми взносами. К ним относятся выплаты:
-
по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или передача вещных прав на имущество (имущественные права), а также передача имущества (имущественных прав) в пользование;
-
трудовым договорам российской организации с иностранными гражданами и лицами без гражданства, заключенным для выполнения работы в ее обособленном подразделении, расположенном за рубежом;
-
гражданско-правовым договорам с иностранными гражданами и лицами без гражданства, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг за пределами территории РФ.
Благодаря нормам Закона № 212-ФЗ, предусматривающим освобождение от начисления страховых взносов в фонды с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России, с 2010 года исчезнут проблемы и противоречия между плательщиками и фондами по данному вопросу
Как видим, перечень выплат, не являющихся объектом обложения страховыми взносами, строго ограничен. Кроме того, в пункте 15 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России, не облагаются страховыми взносами.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ названные работники не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, они не имеют права на получение пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это определено в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Тем не менее сегодня на выплаты в пользу таких работников начисляется ЕСН в полном объеме. При этом сумма ЕСН в размере 20% (без применения налогового вычета) перечисляется в федеральный бюджет. Подробные разъяснения по этому вопросу приведены, например, в письме Минфина России от 10.12.2007 № 03-04-06-02/217.
База для начисления взносов
Все выплаты, признаваемые объектом обложения (за исключением необлагаемых выплат), включаются в базу для начисления страховых взносов. В части 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлен предельный размер базы для начисления страховых взносов — 415 000 руб. за расчетный период. Если по конкретному физическому лицу с начала года сумма облагаемых выплат достигнет указанного предела, на суммы последующих выплат в его пользу страховые взносы не начисляются.
Применять предельное ограничение базы при начислении страховых взносов плательщики начнут с 2010 года. А с 1 января 2011 года размер предельного ограничения базы будет ежегодно индексироваться. Величину коэффициента индексации будет определять Правительство РФ исходя из роста средней заработной платы в стране.
Выплаты и вознаграждения разных страхователей в пользу одного и того же физического лица не суммируются. Если работник получает выплаты от нескольких работодателей, каждый из них должен начислять страховые взносы на суммы своих выплат до указанного предела — 415 000 руб.
При формировании базы для начисления страховых взносов следует учитывать особенности, отраженные в частях 6—8 статьи 8 Закона № 212-ФЗ. Если выплата осуществляется в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), ее размер определяется исходя из цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен — исходя из государственных регулируемых розничных цен (с учетом НДС и акцизов).
Сегодня при исчислении ЕСН выплаты в натуральной форме учитываются исходя из рыночных цен (п. 4 ст. 237 НК РФ).
При начислении страховых взносов сумма выплат по договорам авторского заказа, лицензионным и иным аналогичным договорам подлежит уменьшению на сумму фактически осуществленных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы документально подтвердить невозможно, то сумму выплат по названным договорам можно уменьшить на вычеты, указанные в части 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ. Причем размер данных вычетов установлен в процентах от суммы полученного дохода и равен величине профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ, приведенных в статье 221 НК РФ.
Обратите внимание: при исчислении взносов изменился подход к выплатам, которые не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль у организаций или по НДФЛ у индивидуальных предпринимателей. Так, сегодня в соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ на суммы таких выплат ЕСН не начисляется, что помогает избежать двойного налогообложения.
С 2010 года суммы всех выплат и вознаграждений в пользу застрахованных лиц независимо от того, может организация признать подобные затраты в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль или нет, будут облагаться страховыми взносами
В Законе № 212-ФЗ подобные выплаты не упомянуты. Это означает, что с 2010 года суммы всех выплат и вознаграждений в пользу застрахованных лиц независимо от источника финансирования будут облагаться страховыми взносами. Причина в том, что страховые взносы — это неналоговые платежи и двойного налогообложения при их начислении не возникает.
Необлагаемые выплаты
При формировании базы не учитываются выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Они перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ. В целом перечень данных выплат совпадает с суммами, не подлежащими налогообложению ЕСН на основании статьи 238 НК РФ. Но есть ряд отличий.
Компенсационные выплаты, осуществляемые в соответствии с законодательством, по-прежнему освобождены от обложения страховыми взносами. В то же время со следующего года в базу для начисления страховых взносов попадут компенсации за неиспользованный отпуск, которые выплачиваются при увольнении работников. Об этом говорится в подпункте «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Напомним, что сейчас названные компенсации освобождены от обложения ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Кроме того, с 2010 года страховыми взносами облагаются компенсационные выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда. Но если работник получает денежную компенсацию в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, страховые взносы на нее начислять не нужно (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Единовременная материальная помощь, как и сейчас, не будет облагаться страховыми взносами. При этом появится ограничение по сроку выплаты материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка. С 2010 года на эту сумму материальной помощи страховые взносы не начисляются при условии, что она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка (подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
В настоящее время от ЕСН освобождаются суммы материальной помощи, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, выплачиваемые бюджетными организациями за счет бюджетных средств (подп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ). С 2010 года освобождение от начисления страховых взносов будет касаться всех работодателей, которые выплачивают своим работникам материальную помощь. При этом вводится ограничение по сумме таких выплат — не более 4000 руб. на одного работника за расчетный период (календарный год).
В базу для начисления страховых взносов также будут включаться выплаты в иностранной валюте, которые производятся в соответствии с российским законодательством членам экипажей судов заграничного плавания взамен суточных, а также личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 238 НК РФ среди выплат, не подлежащих обложению ЕСН, указаны суммы оплаты труда и другие выплаты в иностранной валюте, которые выданы работникам, а также военнослужащим, направленным на работу за границу организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета. В статье 9 Закона № 212-ФЗ такие выплаты не упоминаются. С 2010 года на суммы зарплаты гражданского персонала указанных организаций будут начисляться страховые взносы. Что касается военнослужащих, выплаты в их пользу (суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иные выплаты) будут освобождены от обложения страховыми взносами независимо от места прохождения военной службы. Основание — пункт 14 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Сейчас от налогообложения ЕСН освобождены доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Эта льгота предоставляется на пять лет, начиная с года регистрации хозяйства (подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Со следующего года доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей будут облагаться страховыми взносами в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
Таблица 1. договоры добровольного страхования сотрудников
Вид договора |
Освобождение от ЕСН до 1 января 2010 года |
Освобождениеот страховых взносов с 1 января 2010 года |
Договор добровольного личного страхования работников, заключаемый на срок не менее одного года, предусматривающий оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц |
+ |
+ |
Договор на оказание медицинских услуг работникам, заключаемый на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством России |
- |
+ |
Договор добровольного личного страхования работников, заключаемый исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица |
+ |
+ |
Договор негосударственного пенсионного обеспечения |
- |
+ |
Как и сегодня, на суммы страховых платежей (взносов) по обязательному и добровольному страхованию работников страховые взносы начисляться не будут. При этом с 2010 года расширится перечень договоров добровольного страхования, платежи по которым освобождаются от обложения страховыми взносами (табл. 1).
Как и сейчас, с 2010 года плательщикам также не нужно начислять страховые взносы в ФСС России на любые вознаграждения, выплачиваемые в пользу физических лиц по гражданскоправовым договорам, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства Суммы страховых взносов перечисляются в фонды в рублях. Округление производится по общеустановленным правилам: сумма до 50 коп. не учитывается, а больше 50 коп. — округляется до полного рубля (п. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ)
Если работодатель уплачивает за работника в ПФР дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, эти платежи по-прежнему будут освобождаться от обложения страховыми взносами (п. 6 ч. 1 Закона № 212-ФЗ).
В перечне необлагаемых выплат указана стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, которую страхователь выплачивает лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в пункте 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ уточнены условия, касающиеся случаев проведения отпуска за рубежом. Освобождена от обложения страховыми взносами будет только стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта последнего пропуска через государственную границу РФ (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг).
Оплата обучения работников по-прежнему освобождается от обложения страховыми взносами в фонды. Но с 2010 года отсутствует ограничение, которое содержится сейчас в подпункте 16 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Речь идет о суммах оплаты обучения, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль. Как уже говорилось, для начисления страховых взносов со следующего года источник финансирования выплат не имеет значения. Поэтому вся сумма расходов на обучение работников будет попадать под освобождение. Однако профиль обучения работника по-прежнему должен соответствовать его должностным обязанностям. Если работодатель оплатит работнику обучение, которое согласно выполняемым должностным обязанностям ему не требуется, то такая оплата будет трактоваться как выплата в пользу работника, подлежащая обложению страховыми взносами.
В части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ приведены выплаты, освобождаемые от обложения страховыми взносами в конкретные фонды. Так, на суммы денежного содержания и иных выплат, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, не будут начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд.
Уплата страховых взносов
После отмены ЕСН страхователи не будут перечислять платежи в федеральный бюджет. Они должны будут уплачивать страховые взносы только в фонды (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Перечислять страховые взносы нужно ежемесячно. Срок их уплаты установлен в части 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ — не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начислены страховые взносы. Причем такие платежи с 2010 года будут именоваться не авансовыми платежами, как сейчас, а ежемесячными обязательными платежами.
Суммы страховых взносов перечис ляются в фонды в рублях. Округление производится по общеустановленным правилам: сумма до 50 коп. не учитывается, а больше 50 коп. — округляется до полного рубля (п. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ)
Для уплаты страховых взносов по итогам календарного года отдельного срока Законом № 212-ФЗ не установлено. Значит, перечислять страховые взносы за декабрь нужно в общеустановленном порядке — не позднее 15 января следующего года. Другого срока для уплаты страховых взносов по итогам года не установлено.
Если у организации есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, данные подразделения должны исполнять за организацию обязанность по уплате страховых взносов по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Сумма, подлежащая уплате обособленным подразделением, определяется исходя из величины базы по начислению страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению. А по месту нахождения организации нужно уплатить разницу между общей суммой страховых взносов, исчисленной по организации в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации (п. 12 и 13 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Если обособленные подразделения организации расположены за границей, страховые взносы уплачиваются по месту нахождения организации (ч. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ)
Момент исполнения обязанности по уплате страховых взносов определен в части 5 статьи 18 Закона № 212-ФЗ. А в части 6 этой статьи перечислены случаи, когда обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной. Это происходит, если плательщик отзывает свое платежное поручение на перечисление страховых взносов или банк возвращает ему неисполненное поручение. Либо на день предъявления в банк платежки на перечисление страховых взносов у плательщика есть другие неисполненные первоочередные требования, а денег на счете на все платежи недостаточно.
Плательщикам страховых взносов следует быть внимательными при заполнении реквизитов платежного поручения на перечисление страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов считается невыполненной, если плательщик допустил ошибки в платежном поручении, вследствие чего сумма не была перечислена на счет конкретного фонда в Федеральном казначействе. К подобным ошибкам относится неправильное указание номера счета Федерального казначейства, КБК и (или) наименования банка-получателя. Как видим, перечень ошибок в платежном поручении, приводящих к неисполнению обязанности по уплате страховых взносов, строго ограничен.
Недоимка по страховым взносам
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов фонды осуществляют взыскание недоимки. С 2010 года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование будет взыскивать Пенсионный фонд. Ведь именно он уполномочен осуществлять контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты этих видов страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). А недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет взыскивать ФСС России.
Процедура выставления требования об уплате недоимки, пеней и штрафов приведена в статье 22 Закона № 212-ФЗ. Если плательщик в течение десяти календарных дней со дня получения требования не погасил задолженность добровольно, фонд вправе приступить к взысканию недоимки в принудительном порядке.
Пени на сумму недоимки не начисляются, если она возникла из-за того, что плательщик выполнял данные ему или неопределенному кругу лиц письменные разъяснения ПФР, ФСС России или Минздравсоцразвития России, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Но если разъяснения официальных органов были основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком, пени на сумму недоимки будут начислены (ч. 9 и 10 ст. 25 Закона № 212-ФЗ)
С организаций и индивидуальных предпринимателей фонд взыскивает задолженность по страховым взносам в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения в банк, в котором у плательщика открыт расчетный счет (ст. 19 Закона № 212-ФЗ). А если денежных средств нет или их недостаточно, то недоимка взыскивается в административном порядке через судебных приставов за счет имущества плательщика (ст. 20 Закона № 212-ФЗ).
С физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, недоимка по страховым взносам взыскивается в судебном порядке (ст. 21 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, через суд производится взыскание задолженности по страховым взносам с организаций и индивидуальных предпринимателей в отдельных ситуациях, оговоренных в части 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Пени взыскиваются с плательщика в том же порядке, что и недоимка по страховым взносам.
Зачет и возврат переплаты по страховым взносам
Порядок осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов изложен в статье 26 Закона № 212-ФЗ. Плательщик может самостоятельно обнаружить переплату. Если ее выявит фонд, он обязан сообщить об этом плательщику. При этом стороны вправе провести совместную сверку расчетов, результаты которой оформляются актом.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется по решению фонда, которое принимается на основании письменного заявления плательщика. Но если на момент выявления переплаты у него имеется задолженность по пеням или штрафам, фонд самостоятельно принимает решение о зачете суммы переплаты в счет погашения данной задолженности.
Сумму излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного внебюджетного фонда нельзя зачесть в счет платежей или в погашение задолженности в бюджет другого внебюджетного фонда (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ)
Обратите внимание: при осуществлении зачета обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком только со дня вынесения фондом решения о зачете. Такое правило установлено в пункте 4 части 5 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.
Если плательщик подает заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, фонд сначала проверяет, нет ли у плательщика задолженности по пеням или штрафам. Если таковая имеется, фонд самостоятельно осуществляет зачет переплаты в счет погашения этой задолженности. В течение десяти дней после получения заявления фонд выносит решение о возврате суммы образовавшейся переплаты.
Формы акта о проведении сверки расчетов, заявления плательщика о зачете или возврате переплаты по страховым взносам, решения фонда о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов будут утверждены приказами Минздравсоцразвития России
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату страхователю в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления или со дня подписания акта сверки расчетов (если проводилась совместная сверка). При нарушении этого срока органы Федерального казначейства начисляют проценты (исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки) в пользу плательщика страховых взносов на сумму денежных средств, подлежащих возврату. В аналогичном порядке осуществляется также зачет (возврат) сумм излишне уплаченных пеней и штрафов.
Плательщик страховых взносов имеет право подать заявление о зачете или возврате переплаты в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Правила возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов установлены в статье 26 Закона № 212-ФЗ. Они совпадают с порядком возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. Отличие в том, что возврат излишне взысканных сумм может осуществляться не только по заявлению плательщика, но и на основании решения суда по иску плательщика.
Отчетность по страховым взносам
Плательщики-работодатели обязаны составлять расчеты по страховым взносам по окончании каждого отчетного периода. Согласно части 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год. Расчеты по страховым взносам составляются нарастающим итогом.
Сроки представления расчетов в фонды установлены частью 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ.
В органы ПФР представляется расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в срок до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. То есть отчетность за I квартал представляется до 1 мая, за полугодие — до 1 августа, за девять месяцев — до 1 ноября, за год — до 1 февраля следующего года. Причем 1-е число указанных месяцев в расчет срока не входит.
В органы ФСС России расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подается в срок до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Значит, отчетность за I квартал представляется до 15 апреля, за полугодие — до 15 июля, за девять месяцев — до 15 октября, за год — до 15 января следующего года. Поэтому последним днем представления отчетности будет 14-е число указанных месяцев.
Согласно части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено представление расчетов по страховым взносам в электронной форме с электронной цифровой подписью. В 2010 году отчетность в электронном виде обязаны сдавать плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, составляет более 100 человек. А с 2011 года такая обязанность возлагается на всех плательщиков страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц составляет более 50 человек.
Формы расчетов по страховым взносам будут утверждены приказами Минздравсоцразвития России
Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеющие расчетный счет и производящие выплаты в пользу физических лиц, обязаны выполнять обязанность организации по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
За обособленные подразделения, расположенные за рубежом, будет отчитываться головная организация по месту своего нахождения (ч. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ)
В статье 17 Закона № 212-ФЗ предусмотрено составление уточненных расчетов по страховым взносам в случае обнаружения плательщиком ошибок в отчетности за прошлые периоды. Порядок составления и представления уточненных расчетов аналогичен правилам, предусмотренным для налоговых деклараций в первой части Налогового кодекса. Отметим лишь, что до момента представления уточненного расчета необходимо уплатить сумму выявленной недоимки по страховым взносам и пени.
Страховые взносы у «самозанятых»
Рассмотрим, как будут начислять и уплачивать страховые взносы плательщики, которые относятся к категории «самозанятые». Это физические лица, работающие самостоятельно и получающие доход от предпринимательской деятельности. Если такие плательщики осуществляют выплаты в пользу других физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, они должны начислять и уплачивать страховые взносы одновременно по двум основаниям: за наемных работников как работодатели и за себя как «самозанятые».
В настоящее время указанные лица перечисляют (за себя) страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа. Его размер определяется исходя из стоимости страхового года, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ.
Со следующего года фиксированный платеж уплачиваться не будет. Сумму страховых взносов, подлежащую уплате в фонды, «самозанятые» лица будут рассчитывать самостоятельно. При этом порядок определения стоимости страхового года установлен в части 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ. Данный показатель равен произведению минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством (МРОТ) на начало года, за который уплачиваются страховые взносы, на тариф страховых взносов по соответствующему фонду и на 12 (по количеству календарных месяцев в году).
Таблица 2. стоимость страхового года для «самозанятых» лиц
Фонд |
Стоимость страхового года в 2010 г. |
Стоимость страхового года с 2011 г. |
ПФР |
МРОТ X 20% X 12 |
МРОТ X 26% X 12 |
ФФОМС |
МРОТ X 1,1% X 12 |
МРОТ X 2,1% X 12 |
ТФОМС |
МРОТ X 2% X 12 |
МРОТ X 3% X 12 |
ФСС России (добровольная уплата взносов) |
МРОТ X 2,9% X 12 |
МРОТ X 2,9% X 12 |
В 2010 году «самозанятые» лица будут рассчитывать стоимость страхового года исходя из нынешних ставок страховых взносов в фонды. А с 2011 года — исходя из тарифов страховых взносов, установленных в части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ (табл. 2).
Страховые взносы в ФСС России «самозанятые» лица, как и сейчас, будут уплачивать на добровольных началах (ч. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств должны уплачивать страховые взносы исходя из стоимости страхового года за себя и за каждого члена хозяйства (ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Но если они нанимают работников, на выплаты в их пользу страховые взносы нужно начислять по правилам, установленным для работодателей.
Если «самозанятое» лицо начнет осуществлять предпринимательскую деятельность в середине года, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в фонды, рассчитывается пропорционально количеству полных календарных месяцев осуществления деятельности, а в неполном месяце — пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Указанные лица обязаны перечислять страховые взносы в фонды разными платежными документами. Для таких плательщиков установлен один срок уплаты страховых взносов — не позднее 31 декабря текущего календарного года. Основание — часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ. Но если плательщик решил перечислять сумму страховых взносов в течение года несколькими платежами, это не запрещено.
«Самозанятые» лица, как и все плательщики страховых взносов, должны представлять отчетность по суммам начисленных и уплаченных страховых взносов. Они обязаны подавать в ПФР расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за истекший расчетный период в срок до 1 марта следующего года (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Если такой плательщик вступил с ФСС России в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ему нужно представлять отчетность и по страховым взносам в ФСС России.
Рассчитывать сумму страховых взносов исходя из стоимости страхового года могут только «самозанятые» лица. Плательщики работодатели не вправе использовать этот показатель для начисления суммы страховых взносов.
В случае прекращения деятельности до окончания расчетного периода «самозанятые» лица должны сдать в фонд отчетность по страховым взносам в сроки, указанные в частях 6 и 7 статьи 16 Закона № 212-ФЗ. Не позднее 15 календарных дней со дня подачи этих последних расчетов им следует уплатить страховые взносы в фонды (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Штрафные санкции по страховым взносам
ПФР и ФСС России будут осуществлять камеральные и выездные проверки с целью контроля за правильностью исчисления страховых взносов. Причем органы ПФР будут проверять плательщиков по начислению и уплате страховых взносов как на обязательное пенсионное, так и на обязательное медицинское страхование.
Порядок проведения камеральных проверок установлен статьей 34, а выездных проверок — статьей 35 Закона № 212-ФЗ. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета по страховым взносам, а выездная — не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 34 и ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Другие процедуры, осуществляемые при проведении камеральных и выездных проверок (доступ должностных лиц фонда на территорию плательщика страховых взносов, истребование документов, оформление результатов проверки, вынесение решения по итогам рассмотрения материалов проверки), предусмотрены статьями 36-39 Закона № 212-ФЗ.
Если по итогам камеральной или выездной проверки фонд выявит факты правонарушений, плательщику будут предъявлены штрафные санкции, указанные в статьях 46—51 Закона № 212-ФЗ.
Суммы штрафов в целом сопоставимы со штрафными санкциями, предусмотренными в первой части Налогового кодекса
За несвоевременное представление расчета по страховым взносам предусмотрены такие же штрафные санкции, как и за несвоевременное представление налоговой декларации (ст. 46 Закона № 212-ФЗ и ст. 119 НК РФ). Но в Налоговом кодексе за просрочку представления налоговой декларации в течение срока более 180 дней не предусмотрено минимальной суммы штрафа. А Законом № 212-ФЗ для такого же пропуска срока представления расчета по страховым взносам введен минимальный размер штрафа — не менее 1000 руб.
При сравнении названных норм Закона № 212-ФЗ и Налогового кодекса отметим следующее. По правилам Налогового кодекса штрафную санкцию за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСН можно налагать на налогоплательщика только один раз в год (потому что декларация по ЕСН сдается только по итогам года). А согласно Закону № 212-ФЗ на плательщика страховых взносов налагается штраф за несвоевременное представление расчета по страховым взносам — то есть до четырех раз в год (исходя из сроков представления расчета).
Размеры штрафных санкций за неуплату или неполную уплату страховых взносов и сумм налога в Законе № 212-ФЗ и Налоговом кодексе одинаковы (ст. 47 Закона № 212-ФЗ и ст. 122 НК РФ).
Для банков, нарушивших требования Закона № 212-ФЗ по сообщению сведений о банковском счете плательщика страховых взносов, по исполнению платежного поручения плательщика или инкассового поручения фонда о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов, установлены такие же штрафные санкции, как и за аналогичные нарушения налогового законодательства (ст. 49—51 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 132 и ст. 133, 135 НК РФ)
За отказ плательщика от представления документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов и налогов, штрафная санкция одинаковая. Так за каждый непредставленный документ придется уплатить 50 руб. (ст. 48 Закона № 212-ФЗ и п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе также предусмотрено наказание для организаций, которые в рамках встречной проверки не представили запрашиваемые документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика (в данном случае взимается штраф в размере 5000 руб.). В Законе № 212-ФЗ подобной нормы нет. Понятно почему — встречные проверки для осуществления дополнительного контроля за правильностью исчисления страховых взносов проводиться не будут, поскольку в них нет необходимости.
Обратите внимание на один немаловажный момент, касающийся выполнения требований фонда по представлению документов на проверку. Согласно подпункту «б» пункта 4 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны хранить документы по исчислению и уплате страховых взносов в течение шести лет. Это требование касается таких документов, как ведомости по начислению заработной платы, кассовые и банковские документы по осуществлению выплат в пользу физических лиц, платежные документы на перечисление страховых взносов в фонды, индивидуальные и сводные карточки учета страховых взносов по застрахованным лицам, формы расчетов по страховым взносам, сведения по персонифицированному учету в ПФР, документы по начислению и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и др.
Темы: ЕСН (Единый социальный налог)  Страховые взносы  Налоговое право  
- 07.06.2012 Минэкономразвития предлагает вернуться к уплате ЕСН
- 25.04.2012 Пенсионный фонд хочет вернуть ЕСН
- 20.03.2012 Возврат к ЕСН вряд ли возможен
- 24.08.2023 Средняя выплата по ОСАГО в июле выросла до 93 тысяч рублей
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 29.05.2012 Налоговый парадокс
- 04.04.2011 Итоги онлайн-конференции «"Трудовые" выплаты: изменения законодательства, исчисление взносов, отчетность в фонды и другие вопросы»
- 17.03.2011 Повышение зарплатных налогов: удар по российскому бизнесу
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 16.11.2011 Если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
- 07.02.2011 Единовременные выплаты работникам к отпуску не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не соответствуют признакам пункта 1 статьи 255 НК РФ и не должны уменьшать базу налога на прибыль и облагаться ЕСН
- 07.02.2011 Предметом договора аренды с экипажем является, в том числе передача в пользование вещи - транспортного средства. Следовательно, исходя из прямого указания законодателя, выплаты, производимые в рамках такого договора, не являются объектом обложения ЕСН
- 01.10.2024
Отделение фонда
пенсионного и социального страхования указывало на невнесение учреждением спорных средств в полном объеме в добровольном порядке.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок взыскания штрафов в судебном порядке.
- 04.09.2024
О признании
недействительным решения органа Фонда пенсионного и социального страхования РФ об отказе в возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, обязании возвратить взносы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок для обращения с заявлением о возврате спорных сумм, переплата возникла в момент перечисления денежных средств в бюджет, о наличии пер
- 01.09.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, штрафы по п. 3 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, ссылаясь на создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентами.
- 29.09.2024
Предприятию доначислены
НДС, пени и штраф в связи с неправомерным заявлением вычетов по НДС, что привело к излишнему возмещению НДС из бюджета и его неуплате.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как предприятие не являлось получателем бюджетных средств и заказчиком по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ по строительству спорных объектов, соответствующие затраты
- 01.09.2024
Налоговый орган
начислил налог на прибыль, указывая на нецелевое использование денежных средств, привлеченных по договорам долевого строительства, умышленное создание схемы вывода денежных средств с использованием контрагента, применяющего специальный налоговый режим.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку денежные средства были израсходованы именно на цели строительства жилых домов и их реали
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 01.06.2023 Письмо Минфина России от 18.05.2023 г. № 03-02-07/45575
- 23.03.2011 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
- 09.09.2010 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации
- 01.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2023 г. № Ф08-10300/2023 по делу № А63-14543/2022
- 26.09.2024 Письмо Минфина России от 13.03.2024 г. № 03-15-06/22234
- 21.08.2024 Письмо ФНС России от 11.06.2024 г. № БС-4-11/6473@
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
Комментарии