Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новые особенности исчисления «больничных» и «материнских»

Новые особенности исчисления «больничных» и «материнских»

Грядущая социальная реформа обрастает документами. На днях правительство внесло изменения в постановление от 15.06.2007 № 375 и утвержденное им Положение, регламентирующее правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. С нового года в названном Положении будет определен и порядок расчета пособия по уходу за ребенком. Но чтобы понять, как практически страхователям применить новые алгоритмы, нужно обратиться к основным реформаторским документам — федеральным законам от 24.07.2009 № 212-ФЗ и 213-ФЗ. Не все вопросы можно истолковать однозначно. В одних ситуациях потребуются разъяснения Фонда соцстраха, в других поможет только судебная практика

09.11.2009
«Аюдар-Пресс»
Автор: Илья Макалкин

Мы уже рассказывали о глобальных изменениях в сфере обязательного социального страхования, которые затронут работодателей с 1 января 2010 г. Напомним суть реформы. Вместо ЕСН работодатель будет отдельно платить взносы в ПФР, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Налоговики не будут иметь к этому никакого отношения. Взносы придется платить «спецрежимникам» (сейчас они освобождены от ЕСН). Правда, в следующем году «упрощенцы», а также плательщики ЕНВД и ЕСХН будут вносить только пенсионные взносы: в отношении взносов в фонды соцстраха и ОМС для этой категории плательщиков на 2010 г. установлены нулевые ставки.

В ядре реформы два федеральных закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и 213-ФЗ. Последний документ вносит масштабные изменения в смежные законы (числом 79). Так, существенно изменится Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ, который будет именоваться «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

Именно для приведения в соответствие с новой редакцией Закона № 255-ФЗ и вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 и утвержденное им Положение (далее — Положение № 375). Отметим, что общий порядок расчета в обновленном Положении повторяет соответствующие нормы из Закона № 255-ФЗ.
Однако особенности все-таки есть, например порядок расчета среднего заработка в ситуации, когда перед наступлением страхового случая не было периода работы. Обратите внимание, что нормы Положения не должны противоречить нормам Закона № 255-ФЗ, но могут их дополнять. Ведь отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, помимо Закона № 255-ФЗ, Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ регулируются также иными нормативными правовыми актами РФ (новая ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ).

Плюс пособие по уходу за ребенком

Ранее ни в Положении № 375, ни в Законе № 255-ФЗ не регулировалась выплата пособия по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет). Теперь названное пособие упомянуто и в названии Положения № 375: «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Соответствующая глава 3.1 появилась в Законе № 255-ФЗ. Подчеркнем, что порядок, предусмотренный Законом № 255-ФЗ и Положением № 375, касается только выплат этого пособия застрахованным лицам. Остальным, как и сейчас, пособие будет выплачиваться в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ). С 2010 г. этот закон тоже будет действовать в измененной редакции.

В силу новой ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет выплачиваться в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми и с учетом индексации). Аналогичные ограничения действуют и сейчас, только средний заработок считается несколько иначе. С 2010 г. изменится и максимальный размер пособия: он будет рассчитываться исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) и не должен превышать 34583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.) (п. 2 ст. 11.2, п. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 24 Положения № 375).

Когда мест работы несколько

Вопрос о возможности получения пособия по уходу за ребенком не по месту основной работы, а по месту совместительства, сейчас спорный. Согласно ст. 13 Закона
№ 81-ФЗ лица, имеющие право на получение такого пособия по нескольким основаниям, могут выбрать, по какому из них получать пособие. Если за ребенком ухаживают несколько лиц, право на получение соответствующего пособия предоставляется одному из них.

Эта норма направлена на то, чтобы в отношении одного ребенка в возрасте до полутора лет выплачивалось одно пособие по уходу. Например, застрахованная мать ребенка одновременно работает и учится на дневном отделении вуза. Пособие ей будут выплачивать по месту работы при условии, что она представит справки с места своей учебы и с места работы отца, что пособие по уходу не выплачивается.

В то же время территориальные органы ФСС России зачастую в штыки принимают ситуацию, когда застрахованные оформляют пособия не по основному месту работы.

Нам удалось найти арбитражное решение в пользу работодателя застрахованной женщины-матери.

Фонд после проверки не принял к зачету расходы ООО, где женщина работала по совместительству, указав, что пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается только по основному месту работы. С этим согласились суды первой и апелляционной инстанций. Однако ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.09.2009 № А28-451/2009-19/14 отправил дело на новое рассмотрение. При этом арбитры отметили следующее. В пункте 50 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее — Положение № 865), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 определен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Это, в частности, справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия (подп. «е»). Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является, в частности, для матерей, отцов, либо других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, подлежащих обязательному социальному страхованию и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (п. 51 Положения № 865). С учетом изложенного вывод судов, что выплата пособия по уходу за ребенком производится исключительно по основному месту работы застрахованного лица, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

В данном случае организации удалось в арбитражном суде отстоять интересы работницы. А сколько таких отказов органов ФСС России остаются неоспоренными?

С 2010 г. этот спорный вопрос будет однозначно решен в пользу застрахованных лиц. Согласно п. 19 Положения № 375 в новой редакции, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Пример 1

Гражданка России в 2009 г. оформила отпуск по беременности и родам по месту основной работы и по месту совместительства. В январе 2010 г. сразу в день выхода из отпуска в двух местах работы она подала заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Решения о предоставлении отпуска приняты руководством обеих организаций. Представив по месту основной работы заявление об отказе от пособия, женщина взяла справку о том, что ей в данной организации не будет выплачиваться пособие по уходу за ребенком. По месту совместительства для получения пособия она представила следующие документы:

— заявление о назначении пособия;

— копию свидетельства о рождении ребенка;

— справку с места основной работы;

— аналогичную справку с места работы мужа — отца ребенка.

Если перед назначением пособия не было заработка

С 2010 г. изменится порядок расчета среднего заработка в ситуациях, когда у застрахованного не было заработка или работы в расчетном периоде.

По общему правилу все три вида пособий исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (далее — страховой случай). Этот период признается расчетным, и из него исключаются периоды и начисленные за эти периоды суммы, упомянутые в п. 8 Положения № 375 (здесь все осталось как прежде, за исключением распространения данного порядка на пособие по уходу за ребенком).

В то же время к расчетным периодам будут относиться и периоды, указанные в п. 10 и 11 Положения № 375.

Если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления страхового случая. Аналогичный порядок применяется, если этот период (12 месяцев) состоит из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с п. 8 Положения № 375 (п. 10 Положения № 375 в новой редакции). В этом случае расчетным будет признаваться период с первого числа месяца наступления страхового случая до дня наступления страхового случая в этом месяце.

Пример 2

20 марта 2010 г. работнице предоставлен отпуск по беременности и родам. За период с 1 по 19 марта ей начислена зарплата — 19 000 руб., подлежащая обложению страховыми взносами. В предыдущие 12 месяцев (до марта) у работницы не было периодов, включаемых в расчет пособия (в марте 2009 г. — очередной оплачиваемый отпуск, с 30 марта — четыре месяца пребывания на больничном, потом еще четыре месяца простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, затем три месяца — отпуск за свой счет по семейным обстоятельствам).

В этой ситуации расчетным периодом для определения суммы пособия по беременности и родам будет признаваться период в 19 дней марта 2010 г.

Средний дневной заработок: 19 000 руб. : 19 дн. = 1000 руб.

Это не превышает 1136,986 руб. (415 000 руб. : 365 дн.) — максимального размера для больничных и декретных в 2010 г.

Таким образом, пособие по беременности и родам будет выплачиваться работнице в сумме 140 000 руб.
(1000 руб. х 140 дн.). Напомним, что сумма данного пособия не зависит от страхового стажа работника, поэтому берется 100% среднего заработка.

Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (п. 11 Положения № 375 в новой редакции). Такой нормы раньше не было (отметим, что содержащиеся ныне в п. 11 положения с 2010 г. в измененном виде перекочуют в новый п. 11.1).

Пример 3

Используем условия примера 2, предположив, что в марте 2010 г. работница не работала, находясь в отпуске без сохранения заработной платы.

Тогда предыдущим страховым случаем будет признаваться нахождение на больничном с 30 марта 2009 г.

Расчетным периодом для пособия по беременности и родам, начисляемого в марте 2010 г., в данном случае будет являться период работы с марта 2008 г. по февраль 2009 г. При этом в целях исчисления пособия средний дневной заработок за указанный период будет определяться по новым правилам.

Таким образом, расчетный период определяется по правилам п. 6, 10 и 11 Положения № 375 в новой редакции. Если застрахованное лицо в течение расчетного периода не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления страхового случая. Причем в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов (новый п. 11.1 Положения № 375).

Напомним, что до 2010 г. вопрос учета в подобных ситуациях районных коэффициентов не был урегулирован в нормативных документах. Случались споры. В качестве примера решения дела в пользу предприятия и работника можно упомянуть постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2009 № А29-5533/2008.

Также до 2010 г. не было ясности, какую ставку следует брать в случае изменения величины оклада в течение расчетного периода. Теперь понятно — на день наступления страхового случая.

Но не ясно, как следует рассчитывать средний дневной заработок. То, что его вообще следует рассчитывать в ситуации, описанной в п. 11.1 Положения № 375 (за исключением расчета пособия по уходу за ребенком), вытекает из п. 15 Положения № 375.

По общему правилу средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, кроме календарных дней, исключаемых из расчетного периода согласно п. 8 Положения № 375 (абз. 2 п. 15 Положения № 375). Но ведь в рассматриваемом случае расчетного периода нет вообще. По нашему мнению, средний дневной заработок в данном случае следует определять по правилу, предусмотренному абз. 3 п. 15 Положения № 375 для добровольно застрахованных лиц: делением месячной ставки (оклада) на количество календарных дней месяца, в котором наступил страховой случай. Надеемся, что до 2010 г. Правительство РФ внесет соответствующие дополнения и разрешит неясность.

Пример 4

Работник 1 декабря 2009 г. устроился на предприятие в районе Крайнего Севера. При заключении трудового договора ему назначен оклад 20 000 руб. В данной местности применяется районный коэффициент 2. По причинам, не зависящим от предприятия и работника, подразделение, в котором числится работник, простаивало без работы и без оплаты до 15 января 2010 г. 11 января работник заболел и открыл больничный лист, который был закрыт 2 февраля 2010 г. Сумма оклада до наступления страхового случая не менялась.

Предположим, страховой стаж работника — менее пяти лет, и поэтому размер пособия в силу ст. 7 Закона № 255-ФЗ определяется как 60% среднего заработка.

В данном случае пособие по временной нетрудоспособности будет исчисляться исходя из оклада работника с учетом районного коэффициента.

По нашему мнению, средний дневной заработок в январе 2010 г. определяется так: 20 000 руб. х 2 : 31 дн. = =1290,323 руб.

Поскольку полученная сумма превышает предельный размер среднего дневного заработка — 1136,986 руб., для расчета берем предельную величину.

Определяем сумму пособия за 23 дня болезни: 1136,986 руб. х 60% х 23 дн. = 15690,41 руб.

Из этой суммы за счет средств работодателя должно быть выплачено работнику 1364,38 руб. (15690,41 руб. : 23 дн. х 2 дн.).

Остальное выплачивается за счет средств соцстраха.

Согласно абз. 2 нового п. 11.1 Положения № 375 застрахованным лицам, которым не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение), средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (далее — МРОТ). Так считают и сейчас. Новым является то, что МРОТ следует брать на день наступления страхового случая. Кроме того, в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, средний заработок определяется исходя из МРОТ с учетом этих коэффициентов. Полагаем, что и в данном случае средний дневной заработок определяется по правилу абз. 3 п. 15 Положения № 375.

Пример 5

Используем условия примера 4, только предположим, что согласно условиям трудового договора работник
получает сдельную оплату труда, а МРОТ на 11 января 2010 г. составит 4330 руб. (как сейчас).

В данном случае пособие по временной нетрудоспособности будет исчисляться исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента.

По нашему мнению, средний дневной заработок в январе 2010 г. определяется так: 4330 руб. х 2 : 31 дн. = = 279,355 руб.

Поскольку эта сумма не превышает максимального размера среднего дневного заработка — 1136,986 руб., она
и будет участвовать в расчете.

Определяем сумму пособия за 23 дня болезни: 279,355 руб. х 60% х 23 дн. = 3855,10 руб.

Из этой суммы за счет средств работодателя должно быть уплачено работнику 335,23 руб. (3855,10 руб. : 23 дн. х 2 дн.).

Добровольно застрахованным — особый расчет

К числу тех, кто может застраховаться добровольно с 2010 г., относятся адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (частнопрактикующие нотариусы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

Они могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом право на получение пособий у них появляется при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай (временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком). Взносы должны быть уплачены в размере стоимости страхового года, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 4.5 Закона № 212-ФЗ.Важно отметить, что у добровольно застрахованных средний заработок для исчисления пособий определяется в любых ситуациях одинаково и принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом районные коэффициенты не следует учитывать также в любых ситуациях (п. 3, 11.1 Положения № 375). Подразумевается, что у добровольно застрахованных не может быть тарифной ставки, должностного оклада или денежного содержания. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для таких лиц определяется величиной МРОТ на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается (абз. 2 п. 23 Положения № 375).

У добровольно застрахованных средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления МРОТ на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (абз. 3 п. 15 Положения № 375).

Возникает вопрос: как будет выплачиваться пособие добровольно застрахованному в 2010 г.? Вопрос не праздный, учитывая, что новые условия предоставления пособий (уплата размера стоимости страхового года за год, предшествующий году наступления страхового случая) в 2010 г. не могут быть выполнены.

Напомним, что эта проблема разрешена в п. 16 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Добровольно застрахованные до 2010 г. лица имеют право на получение пособий («больничных» и «материнских») по страховым случаям, наступившим в 2010 г., при условии, что они уплачивали взносы в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (утратит силу с 1 января 2010 г.) в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1507 руб. Если меньше, право на пособия возникает у них при условии доплаты недостающей суммы в ФСС России до наступления соответствующего страхового случая.

Пример 6

Индивидуальный предприниматель, работающий на Крайнем Севере, добровольно застраховался в отделении ФСС России 1 октября 2009 г. При этом он уплатил взносы в сумме 500 руб. 11 января 2010 г. предприниматель заболел, больничный лист закрыт 25 февраля. Предположим, что на 11 января 2010 г. МРОТ составит 4330 руб., а предприниматель страховался ранее как наемный работник и его страховой стаж превышает восемь лет.

Вариант 1. Предприниматель не успел доплатить до болезни недостающую сумму взносов — 1007 руб.(1507 руб. – 500 руб.). Тогда у него не возникает права на получение пособия от ФСС России.

Вариант 2. Предприниматель успел доплатить до болезни 1007 руб. Тогда у него есть право на получение от ФСС России пособия по временной нетрудоспособности. Оно исчисляется исходя из МРОТ (без учета районного коэффициента).

Средний дневной заработок в январе 2010 г.: 4330 руб. : 31 дн. = 139,677 руб.

Поскольку страховой стаж предпринимателя превышает восемь лет, пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка.

Сумма пособия за 46 дней болезни: 139,677 руб. х 46 дн. = 6425,16 руб.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Учет заработной платы
  • 28.09.2014  

    Условие трудового договора, предусматривающее выплату работнику в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя или сокращением штата, численности работников работодателя выходного пособия в десятикратном размере от среднемесячного заработка является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в связи со злоупотреблением правом.

  • 27.09.2013  

    Суд считает, что инспекцией правомерно квалифицированы как прямые расходы затраты на выплату заработной платы сотрудникам, непосредственно участвующим в производственном процессе, исходя из следующего. Согласно учетной политике для целей налогообложения на 2009-2010 г.г. к прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательно

  • 15.08.2013  

    Вывод судов о том, что по чеку серии ВЖ № 3693283 общество обоснованно снимало денежные средства на выплату заработной платы, очередность выплаты которой предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, соответствует материалам дела


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Учет заработной платы

Все законодательство по этой теме »