Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Особенности уплаты единого социального налога

Особенности уплаты единого социального налога

24.06.2008
Управление ФНС по Краснодарскому краю
Автор: Начальник отдела единого социального налога А.В. Одинокий

Часть I

1. Организация производит единовременное начисление и перечисление в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) взносов за работников при достижении ими пенсионных оснований. Перечисление взносов производится первоначально на солидарный счет НПФ, а затем на именной пенсионный счет работника. Каков порядок налогообложения указанных взносов ЕСН и порядок отнесения на расходы в целях исчисления налога на прибыль?

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

При этом п. 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если данные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по ЕСН?

Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Согласно п. 2 ст. 45 Закона полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются указанным организациям непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров.

Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения ст. ст. 30 - 34 Закона. Организациям по коллективному управлению передаются не сами исключительные имущественные права авторов и иных обладателей авторских и смежных прав, а полномочия по управлению ими.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона на основе полномочий, полученных в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона, организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, действуя от имени правообладателей, предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено, что имущественные права, указанные в ст. 16 Закона (в том числе право на воспроизведение, права на публичный показ, на публичное исполнение, на переработку), могут передаваться только по авторскому договору, разрешающему пользователю использование произведения на определенных условиях. Способ осуществления своих имущественных прав - самим автором или организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе, не меняет предмета авторского договора.

Лицензии, выдаваемые организациями по коллективному управлению в соответствии с предоставленными авторами или законом полномочиями, разрешающие использование предусмотренными в них способами произведений, являются разновидностью авторских лицензионных договоров, особенность которых заключается в том, что они являются договорами присоединения.

Следовательно, заключаемые организацией, управляющей имущественными правами от имени авторов, лицензионные соглашения с пользователями являются авторскими договорами.

Учитывая изложенное, с сумм авторского вознаграждения, перечисляемого в пользу автора (правообладателя) по лицензионному соглашению с организацией, управляющей имущественными правами авторов и действующей от имени авторов, должен уплачиваться единый социальный налог.

3. Организация занимается оценочной деятельностью. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ организация планирует оплатить за своих работников-оценщиков вступительные и членские взносы в саморегулируемую организацию оценщиков, обязательные взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций оценщиков, а также страхование ответственности оценщика. Облагаются ли ЕСН и НДФЛ вышеназванные выплаты в пользу работников?

Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ) (далее - Закон) определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРО) и застраховавшие свою ответственность. Кроме того, оценщик согласно ст. 15 Закона обязан уплачивать взносы, установленные СРО, а также в соответствии со ст. 24.6 Закона обязан внести в компенсационный фонд, формируемый СРО на основании ст. 22.2 Закона, взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Согласно ст. 15.1 Закона юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 24 Закона.

Оплата организацией за оценщиков вступительных и членских взносов в СРО, обязательного взноса в компенсационный фонд СРО и страхования ответственности оценщика не является выплатой указанным лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Оплата организацией за своих работников-оценщиков взносов, установленных СРО, и страхования ответственности оценщика не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку указанная оплата производится в интересах самой организации.

Следовательно, суммы оплаты организацией-работодателем за своих работников-оценщиков вступительных и членских взносов в СРО, обязательного взноса в компенсационный фонд СРО и страхования ответственности оценщика не подлежат налогообложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.

Часть II

1. Организация имеет обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс. Где организация должна производить уплату ЕСН за обособленное подразделение, находящееся в другом субъекте РФ? Каков порядок обеспечения страховыми медицинскими полисами?

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

На основании п. 8 ст. 243 Кодекса обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН, а также представлению расчетов по ЕСН и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, не имеющие хотя бы одного из трех признаков, установленных в п. 8 ст. 243 Кодекса, то уплата ЕСН и представление авансовых расчетов и налоговых деклараций осуществляется в целом по организации по месту нахождения головной организации.

Согласно совместному Письму от 28.08.2001 МНС России N БГ-6-05/658, Пенсионного фонда РФ N МЗ-16-25/7003, ФСС РФ N 02-08/06-2065п и ФФОМС N 3205/80-1/и нормы п. 8 ст. 243 НК РФ применяются организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, как при уплате ЕСН в федеральный бюджет, бюджеты ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования, так и при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР. Об этом также сказано в Письме МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221.

В соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) обязательное медицинское страхование граждан осуществляется в форме договора, заключаемого между страхователем и страховой медицинской организацией. При этом страхователями при обязательном медицинском страховании для работающих граждан являются предприятия, учреждения, организации и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ (ст. ст. 2, 4, 5 и 14 Закона N 1499-1).

Следовательно, обязательное медицинское страхование и обеспечение страховыми медицинскими полисами обязательного медицинского страхования работников организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, должно осуществляться по месту нахождения обособленного подразделения, а в случае централизованной уплаты ЕСН - по месту нахождения налогоплательщика-организации.

В целях обеспечения страховыми медицинскими полисами обязательного медицинского страхования работников налогоплательщика - организации, в состав которой входят обособленные подразделения, администрация организации или на основании ее доверенности руководитель соответствующего обособленного подразделения вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, имеющую лицензию на проведение обязательного медицинского страхования на этой территории, или в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Проведение межтерриториальных взаиморасчетов за медицинские услуги, оказанные лицам, застрахованным за пределами территории страхования, осуществляется в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Следовательно, головная организация должна производить уплату ЕСН (авансовых платежей по налогу) и представлять расчеты по налогу и налоговые декларации в ЕСН и НДФЛ суммы оплаты дополнительных отпусков гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС? Вправе ли органы социальной защиты отказать в выплате сумм оплаты дополнительных отпусков без удержания из них НДФЛ?

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.06.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

В частности, в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях.

Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

Что касается налога на доходы физических лиц, то п. 3 ст. 217 Кодекса установлено, что от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

К таким компенсационным выплатам относятся суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного п. 5 ст. 14 Закона, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Исходя из вышеизложенного, суммы оплаты вышеуказанных дополнительных отпусков, связанных с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Учитывая изложенное, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не облагаются единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.

При этом следует отметить, что органы социальной защиты населения не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций произвести уплату каких-либо налогов с выплат работнику в виде оплаты дополнительных отпусков.

3. ЗАО осуществляет только производство и первичную переработку сельскохозяйственной продукции (без последующей промышленной переработки). 1. Признается ли ЗАО сельскохозяйственным товаропроизводителем? 2. Возможно ли применение ЗАО пониженных ставок по ЕСН? 3. Каков порядок применения пониженных ставок по ЕСН? 4. Правомерно ли применение организацией, подтвердившей статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, пониженной ставки по ЕСН в случае начисления выплат по гражданско-правовым договорам в пользу физических лиц, как являющихся, так и не являющихся работниками ЗАО?

6.1.-6.2. Об отнесении организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения пониженных ставок единого социального налога.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Поскольку частью первой и гл. 24 части второй Кодекса термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не определяется, в целях исчисления единого социального налога следует использовать вышеприведенное определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе N 264-ФЗ.

Вышеизложенная позиция отражена в Письме Минфина России от 22.03.2007 N 03-04-07-02/10, направленном в адрес Федеральной налоговой службы.

Кроме того, упомянутая ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ не содержит норм, запрещающих признавать сельскохозяйственными товаропроизводителями при достижении установленного показателя лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности, перечисленные в данной статье Федерального закона N 264-ФЗ (например, только производство и реализацию сельскохозяйственной продукции или переработку (первичную или последующую) и реализацию такой продукции). Таким образом, из ее положений не следует, что сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть только лица, осуществляющие полный производственный цикл.

Учитывая изложенное, при отнесении организации к сельскохозяйственному товаропроизводителю с 1 января 2007 г. следует руководствоваться определением "сельскохозяйственного товаропроизводителя", данным в Федеральном законе N 264-ФЗ, независимо от осуществления полного или частичного производственного цикла.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности в ст. 241 Кодекса, согласно которым с 1 января 2008 г. при отнесении организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям для применения пониженных ставок единого социального налога необходимо руководствоваться критериями, установленными в п. 2 ст. 346.2 Кодекса.

6.3. О порядке применения организацией пониженных ставок единого социального налога.

Согласно ст. 241 Кодекса для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей применяются пониженные ставки единого социального налога.

Соответствие индивидуального предпринимателя или организации критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется каждый месяц года.

До достижения соответствия вышеупомянутым критериям отнесения организации к сельскохозяйственным товаропроизводителям налогоплательщики обязаны исчислять единый социальный налог по ставкам, установленным в абз. 1 п. 1 ст. 241 Кодекса. После подтверждения организацией статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя расчет налоговой базы и суммы налога производится исходя из ставок налога, установленных в абз. 2 п. 1 ст. 241 Кодекса.

6.4. О налогообложении единым социальным налогом выплат, начисленных налогоплательщиком-организацией в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Следовательно, к выплатам, начисленным налогоплательщиком - организацией, соответствующей критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), в пользу физических лиц, как являющихся, так и не являющихся работниками организации, применяются пониженные ставки единого социального налога, установленные абз. 2 п. 1 ст. 241 Кодекса.

При этом договоры гражданско-правового характера со штатными работниками не должны заключаться для выполнения (оказания) данными лицами тех работ (услуг), которые исполняются ими в рамках трудовых договоров.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

ЕСН (Единый социальный налог)
  • 16.11.2011   Если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по ЕСН, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
  • 07.02.2011   Единовременные выплаты работникам к отпуску не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не соответствуют признакам пункта 1 статьи 255 НК РФ и не должны уменьшать базу налога на прибыль и облагаться ЕСН
  • 07.02.2011   Предметом договора аренды с экипажем является, в том числе передача в пользование вещи - транспортного средства. Следовательно, исходя из прямого указания законодателя, выплаты, производимые в рамках такого договора, не являются объектом обложения ЕСН

Вся судебная практика по этой теме »

Договор страхования
  • 19.08.2013  

    В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты

  • 26.10.2011  

    ИП ссылается на то, что ОАО не доплатило ему страховое возмещение по риску «перерыв в хозяйственной деятельности». Требования предпринимателя удовлетворены частично, поскольку им представлены доказательства, подтверждающие период производства работ в пострадавшем помещении.

  • 24.01.2010   Допущенная страховой компанией явная неосмотрительность при заключении договоров страхования, не позволяет согласиться с утверждением заявителя об экономической оправданности понесенных им затрат по выплате страхового возмещения, а, следовательно, и об обоснованности учтенных им при исчислении налога на прибыль расходов как это вытекает из статьи 252 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »