Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Процедура привлечения к ответственности
Процедура привлечения к ответственности
Поскольку привлечение к ответственности является ограничением прав и свобод, налоговые органы должны четко следовать процедуре привлечения к ответственности. Нарушение процедуры может явиться признанием незаконным Решения о привлечении к ответственности. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 апреля 2003 года № А26-6241/02-27 рассмотрен следующий случай:
29.08.2007Поскольку привлечение к ответственности является ограничением прав и свобод, налоговые органы должны четко следовать процедуре привлечения к ответственности. Нарушение процедуры может явиться признанием незаконным Решения о привлечении к ответственности. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 апреля 2003 года № А26-6241/02-27 рассмотрен следующий случай:
"По результатам проверки Инспекция приняла решение от 11.04.02 N 3.1-04/12009 о привлечении Фомичевой О.И. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 350 руб. штрафа (7 х 50 руб.) и предложила ей уплатить налоговые санкции до 26.04.02.
Предприниматель не уплатил штраф в срок, установленный в решении от 11.04.02, что явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований на основании статьи 108 НК РФ, суд первой инстанции указал на нарушение налоговым органом процедуры привлечения к ответственности.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 02.12.02.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Из материалов дела усматривается, что в нарушение пункта 2 статьи 230 НК РФ налоговый агент представил сведения о доходах физических лиц с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 230 кодекса.
Однако суд первой инстанции установил, что Инспекция не уведомила предпринимателя о результатах проверки, тем самым ограничив его в праве представить объяснения по обстоятельствам, выявленным в ходе проверки. Суд признал допущенное налоговым органом нарушение существенным".
Выводы:
В случае, если налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика (налогового агента), и при этом не уведомил субъекта ответственности о проведении налогового контроля и результатах контроля, то такое Решение является незаконным, так как нарушает право налогоплательщика (налогового агента) предоставить объяснения.



